Территориальная организация лесного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.

Файлы: 1 файл

IIю.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

изучение  природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения  лесного хозяйства, технологий и  технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных  методов и технологий получения  достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных  технологий и средств механизации  различных видов рубок леса, совершенствование  методологических и нормативных  документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);

разработка  новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование  методов прогноза возникновения  пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения  и тушения лесных пожаров, совершенствование  правовой базы охраны лесов от пожаров);

разработка  мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;

разработка  эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование  методов сбора, анализа и использования  лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев  необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств  защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);

изучение  влияния лесоводственно-экологических  факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях  обеспечения радиационно безопасного  использования лесов;

разработка  научно-методических основ информационного  обеспечения радиационно безопасного  использования лесов, загрязненных радионуклидами.

Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений  международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.

Повышение эффективности  ведения лесного хозяйства требует  обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система  подготовки специалистов лесного профиля  не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень  и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют  современным требованиям.

В предстоящий  период предполагается активизировать работу, направленную на повышение  квалификации работников лесного хозяйства  в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики  в лесном секторе и использования  ГИС-технологий.

IV. Экологическое значение  лесов и необходимость  сохранения их  биоразнообразия 

Леса России являются одним из важнейших природных  ресурсов страны. Особенность лесов  состоит в том, что они в  отличие от многих других природных  ресурсов являются возобновляемыми, что  позволяет организовать их неистощительное  использование.

Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной  среды, обеспечивают естественное регулирование  большинства протекающих в экологической  системе Земли процессов, что  предопределяет необходимость максимального  сохранения природных свойств лесов.

Без учета  экологических проблем, структуры  и динамики изменения состава  лесов России, а также анализа  природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной  среды. Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:

сохранение  биологического разнообразия и экологических  функций лесов путем выделения  лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;

разработку  системы сохранения биоразнообразия  в лесах, являющихся объектом экономической  деятельности, развитие сертификации;

обеспечение качественного воспроизводства  лесных ресурсов как обязательного  элемента использования лесов, недопущение  деградации и истощения почвенных  и водных ресурсов при использовании  лесов;

расширение  защитного лесоразведения в малолесных районах;

сохранение  и рациональное использование генетического  и экологического потенциала лесов  России, расширение сотрудничества с  другими государствами и международными организациями в этой области, развитие системы особо охраняемых природных  территорий;

усиление  просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного  отношения к ним.

Леса в  Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда).

Защитные  леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных функций лесов  с одновременным использованием лесов при условии, если это использование  совместимо с целевым назначением  защитных лесов и выполняемыми ими  полезными функциями.

Эксплуатационные  леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения  высококачественной древесины и  других лесных ресурсов, продуктов  их переработки с обеспечением сохранения полезных функций таких лесов.

К резервным  лесам относятся леса, в которых  в течение 20 лет не планируется  осуществлять заготовку древесины.

Важным является необходимость уточнения режимов  использования эксплуатационных и  особенно защитных лесов.

V. Экономические и  финансовые основы  развития лесного  хозяйства  

Долгосрочной  целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности  работы лесного сектора страны в  целом и лесного хозяйства  в частности. Положения Лесного  кодекса Российской Федерации создали  для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации  системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды  в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В Лесном кодексе  Российской Федерации заложены принципиально  новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие необходимые  условия для повышения эффективности  его функционирования:

предоставление  субъектам Российской Федерации  прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном  для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;

значительное  расширение перечня разрешенных  видов использования лесов;

осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных  в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении  не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов;

заключение  договоров аренды по результатам  аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного  кодекса Российской Федерации;

обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в  увязке с развитием лесной инфраструктуры.

Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение  дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечение устойчивого лесопользования с  учетом изменения правил аренды лесных участков;

стимулирование  инвестиционной активности в лесном секторе экономики.

Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство  лесов на арендуемой территории и  нести бремя соответствующих  затрат. Вместе с этим существенно  расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор  декларирует свои намерения по использованию  арендуемого лесного участка.

Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению  уровня транспарентности и конкуренции  на рынке лесных ресурсов, повысит  заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.

Важной задачей  в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной  политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять  следующим целям:

стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;

обеспечивать  покрытие расходов по воспроизводству  вырубаемых насаждений;

служить источником доходов федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации.

Стратегическим  направлением совершенствования ценообразования  на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения  добросовестной конкуренции. Эти условия  должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в  федеральной собственности при  федеративном устройстве государства  и негосударственной собственности  на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.

В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать  порядок, предусматривающий более  гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения  ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.

VII. Механизм реализации  Концепции и ожидаемые  результаты  

Для решения  задач по развитию лесного хозяйства  необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование  и развитие нормативной базы в  области лесного хозяйства и  лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации  в сфере лесных отношений, повышение  эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

План мероприятий  по реализации настоящей Концепции  до 2010 года представлен в Приложении.

Предполагается  разработать ряд нормативных  правовых актов, направленных на регулирование  следующих вопросов:

эффективный контроль за исполнением органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  переданных им для осуществления  полномочий в области лесных отношений;

эффективное использование лесов на праве  аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;

обеспечение благоприятного инвестиционного климата  при использовании лесов, привлечение  дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе  экономики;

обеспечение эффективного экономического механизма  использования лесов;

обеспечение защиты деятельности государственных  лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений  лесного законодательства;

оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.

Основными инструментами  реализации настоящей Концепции  должны стать целевые программы  регионального уровня.

Выполнение  плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:

устойчивое  развитие лесного хозяйства;

Информация о работе Территориальная организация лесного комплекса