Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:26, реферат
Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
изучение
природы леса и на этой основе разработка
экологически безопасных систем ведения
лесного хозяйства, технологий и
технических средств, обеспечивающих
повышение устойчивости и продуктивности
лесов (разработка и создание высокоэффективных
методов и технологий получения
достоверной и оперативной
разработка
новых методов охраны лесов от
пожаров (разработка и совершенствование
методов прогноза возникновения
пожароопасной ситуации в лесах,
новых технических средств
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;
разработка
эффективных экологически безопасных
систем защиты лесов от вредных организмов
и техногенных факторов (совершенствование
методов сбора, анализа и использования
лесопатологической информации, разработка
эколого-экономических
изучение
влияния лесоводственно-
разработка
научно-методических основ информационного
обеспечения радиационно
Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.
Повышение эффективности
ведения лесного хозяйства
В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий.
IV.
Экологическое значение
лесов и необходимость
сохранения их
биоразнообразия
Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Лесные экосистемы,
являющиеся основным компонентом природной
среды, обеспечивают естественное регулирование
большинства протекающих в
Без учета
экологических проблем, структуры
и динамики изменения состава
лесов России, а также анализа
природных и антропогенных
сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;
разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации;
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
сохранение
и рациональное использование генетического
и экологического потенциала лесов
России, расширение сотрудничества с
другими государствами и
усиление
просветительской деятельности по формированию
в обществе понимания важной роли
лесов и необходимости
Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций таких лесов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Важным является
необходимость уточнения
V.
Экономические и
финансовые основы
развития лесного
хозяйства
Долгосрочной
целью реформирования системы управления
лесами является повышение эффективности
работы лесного сектора страны в
целом и лесного хозяйства
в частности. Положения Лесного
кодекса Российской Федерации создали
для этого необходимые условия,
законодательно закрепив инструмент проведения
прогрессивной экономической
В Лесном кодексе
Российской Федерации заложены принципиально
новые экономические и
предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;
значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов;
осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов;
заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации;
обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков;
стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики.
Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;
служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Стратегическим
направлением совершенствования
В целях стимулирования
инвестиционной активности в лесном
секторе целесообразно
VII.
Механизм реализации
Концепции и ожидаемые
результаты
Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в Приложении.
Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:
эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений;
эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов;
обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства;
оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.
Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:
устойчивое развитие лесного хозяйства;
Информация о работе Территориальная организация лесного комплекса