Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:58, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране имеется большое количество машинно-тракторных и автомобильных парков. Автомобили получили широкое применение во всех отраслях народного хозяйства и на различных видах перевозок. Более 80% всех грузов, перевозимых в нашей стране, доставляются автомобилями. Удельный вес автобусного транспорта общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет 90%.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……..…5
1 Принятая технология восстановления………………………………7
2 Анализ существующих конструкций стендов………………………8
3 Описание предлагаемой конструкции стенда………………….…..10
4 Расчет вала……………………………………………………………..11
5 Подшипники...……………………….……………………………….....14
5.1 Выбор подшипников………………………………………………....14
5.2 Расчет подшипников………………………………………………....14
6 Расчет привода…………………………………………………………15
7 Выбор двигателя……………………………………………………….17
8 Выбор редуктора……………………………………………………….18
9 Расчет ременной передачи…………………………………………….21
10 Расчет стоек……………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет механизации сельского хозяйства
Кафедра "Ремонт машин и технология металлов"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Основы проектирования и эксплуатации
технологического оборудования"
на тему:
"Проект модернизации
двигателей ЯМЗ 236/238"
Выполнил
студент 649 группы ______________________________
подпись, дата
Руководитель
ст. преподаватель ______________________Жеребцов Владимир Андреевич
подпись, дата
Нормоконтролер
к.т.н., доцент ______________________________
подпись, дата
Кострома 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Принятая технология восстановления………………………………7
2 Анализ существующих конструкций стендов………………………8
3 Описание предлагаемой
конструкции стенда………………….…..
4 Расчет вала……………………………………………………………..
5 Подшипники...……………………….…………………
5.1 Выбор подшипников…………………………………
5.2 Расчет подшипников………………………………
6 Расчет привода…………………………………………
7 Выбор двигателя………………………………………
8 Выбор редуктора………………………………………
9 Расчет ременной передачи…………………………………………….21
10 Расчет стоек………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
В настоящее время в нашей стране имеется большое количество машинно-тракторных и автомобильных парков. Автомобили получили широкое применение во всех отраслях народного хозяйства и на различных видах перевозок. Более 80% всех грузов, перевозимых в нашей стране, доставляются автомобилями. Удельный вес автобусного транспорта общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет 90%.
В процессе эксплуатации
тракторы, автомобили и
Для поддержания машин в работоспособном состоянии служит система технического обслуживания, включающая мероприятия по обкатке, плановым техническим обслуживаниям, периодическим техническим осмотрам, ремонту и хранению техники. Условно можно сказать, что во время технического обслуживания восстанавливают работоспособность машины при помощи имеющихся в ней регулировочных устройств. Если же регулировками работоспособность машины невозможно восстановить, ее подвергают ремонту.
Ремонт связан с устранением естественного износа деталей, разрушения материала и других неисправностей. При восстановлении деталей количество операции в 5-10 раз меньше, чем при изготовлении новых, а расход материала в 30 раз меньше.
А для наиболее быстрого и качественного выполнения операций технологического процесса ремонта: разборки, мойки, восстановления деталей, механической обработки, сборки, окраски, сушки в настоящее время немыслимо без применения различного технологического оборудования - станков, стендов, установок и различных приспособлений к ним, придающих ему новые или дополнительные функциональные свойства, расширяющих возможности технологического оборудования, повышающих качество выполнения работ, поэтому особенно актуальным становится совершенствование технологии и организации технического сервиса.
Повышение уровня механизации до нормативного и далее до максимально возможного уровня даст значительное сокращение затрат времени на ТО и ремонт – до 30%.
В целом применение всевозможного оборудования для ремонта техники обеспечивает высокое качество выполненных работ, высокую производительность с минимальными трудозатратами, а так же повышают общую культуру производства.
В России автомобили и тракторы до 1921 г. Ремонтировали в небольших мастерских и гаражах, но уже в 1921 г. в Москве были построены авторемонтный завод, в 1929 и 1932 гг. – заводы АРЕМЗ – 1 и МАРЗ – 1. К 1963 г. более 100 видов ремонтно-технического и эксплуатационного оборудования, изготовленного по чертежам ЦОКТБ ГостНИТИ, поставляемого в зарубежные страны.
Целью курсовой работы является разработка и модернизация имеющихся приспособлений, стендов, установок. А именно двухстоечного стенда кантователя для двигателя ЯМЗ 236/238
1 Принятая технология восстановления.
Ремонт двигателей заключается в разборке, определения причины выхода из строя, замены дефектных узлов или деталей и сборке. Двигатели имеют большую массу и размеры что приводит к неудобствам в процессе ремонта, т.к. узлы и детали монтируются на блок цилиндров. Одному человеку очень трудно осуществлять поворот двигателя. На помощь человеку пришли стенды-кантователи, с помощью них один рабочий нажатием кнопки или в ручную может повернуть двигатель в любое положение не прибегая к помощи других лиц.
2 Анализ существующих
Разборочно-сборочное оборудование, приспособления применяют для монтажно-демонтажных и регулировочных работ при ТО и ремонте автомобилей.
Станок модели Р 642 для сборки и разборки двигателей СМД 41. Станок предназначен для разборки и сборки двигателей грузовых автомобилей. См [3].
Тип станка – стационарный, с электромеханическим приводом, обеспечивает поворот двигателя вокруг параллельной оси коленчатого вала.
Стенд состоит из стойки, рамы, кронштейнов крепления двигателей, подпорки и поддона для сбора масла. В стойке смонтирован электромеханический привод поворота, состоящий из электродвигателя, червячного редуктора и клиноременной передачи. На ведомом валу редуктора закреплен фланец, на который устанавливается кронштейн для крепления двигателя.
Двигатель, установленный на стенде, поворачивается в наиболее удобное для работы положение и надежно фиксируется самотормозящим редуктором. Поворот двигателя осуществляется при нажатии кнопки управления.
Техническая характеристика
Частота вращения вала крепления двигателя, об/мин – 3,2
Мощность электродвигателя, кВт – 0,55
Габаритные размеры стенда, мм – 1260х470х1164
Масса стенда, кг – 240
Стенд для разборки-сборки V-образных двигателей моделей Р770 и
Р776
(техническая характеристика: тип – стационарный, привод – электрический/ручной, мощность 0,75 кВт, габариты 1850×1050×1050, масса двигателя 800 кг, масса 350/280 кг). См. [7].
- Предназначен разборки-сборки V-образных двигателей ЯМЗ – 236, - 238, КАМАЗ – 740, - 741, - 7403.10, - 740.11-240.
Стенд ОР – 5500 – ГОСНИТИ предназначен для закрепления и поворачивания двигателей ЯМЗ – 236 при разборке, сборке и контрольном осмотре.
Стенд ОР – 5500 состоит из рамы, двух стоек. Удобство установки двигателя обеспечивается специальными подхватами с креплением штырями, устанавливаемыми в отверстия блока цилиндров. Тип стенда – стационарный.
Так как двигатели ЯМЗ-236 имею достаточно большую массу, то для того чтобы обеспечить поворот двигателя на 360°, необходимо передать большое усилие, для совершения работы. В связи с этим используем электромеханический привод. Электродвигатель передает вращающий момент через ременную передачу на цилиндрический редуктор, а тот в свою очередь обеспечивает поворот двигателя.
Для увеличения стандартизации изделия можно использовать стандартный редуктор, выпускаемый отечественной промышленностью.
Применение стандартного редуктора повлечет удешевление стенда и облегчит условия разборки-сборки стенда.
3 Описание предлагаемой конструкции стенда.
Стенд двухстоечный с электроприводом. Для упрощения изготовления используем стойки одного сечения, а именно трубу квадратного сечения 100х10 ГОСТ 8639-82. Частота вращения вала стенда 2 мин-1. Применяется двухступенчатый редуктор типа Ч2-160 передаточным числом равным 200. Редуктор прикручивается к стойкам, электродвигатель расположен на полке, для обеспечения натяжения ремня используем болт М10. На вершине стойки монтируется корпус для установки в него вала, рабочим валом считается тихоходный вал редуктора. В корпусах применяются подшипники скольжения.
Расчёт привода начинаем с определения мощности на рабочем валу стенда.
Исходные данные для расчёта включают: нагружение рабочего вала, его
скоростные и геометрические параметры.
Исходные данные: вес двигателя Gд=8000 Н;
частота вращения вала nр.в.=2 мин-1
4 Расчет вала
В качестве материала для вала принимаем Сталь 45. Вал ступенчатый. На ступени большего диаметра надевается фланец для крепления двигателя.
Соединение вала с редуктором осуществляем с помощью компенсирующей зубчатой муфты. Компенсирующие муфты — компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов:
RA; RB– реакции в подшипниках; Р – ½ веса двигателя
Рисунок 1.- Эскиз вала.
Определяем реакции в подшипниках (см. рисунок 2)
Р- ½ массы двигателя, т.к. две опоры. Р=4000 Н
Н
Н
Проверка:
Максимальная нагрузка в точке В: RB=12235,3 Н
Н
Н
Н
Нм
Нм
Рисунок 2-Расчетная схема вала
Проверим вал на допустимые напряжения изгиба, МПа
5 Подшипники.
5.1 Выбор подшипников
Выбираем подшипник скольжения. Чугунные вкладыши
(АСЧ-1) для разъемных корпусов 32х40 ГОСТ 11611-82.
Коэффициент трения со смазкой μ=0,1.
5.2 Расчет подшипников скольжения.
Расчет проводим по допускаемому давлению. [p]=9,0 МПа
Определяем площадь рабочей поверхности вкладыша:
Где d - диаметр подшипника, м
l – длинна подшипника, м (ГОСТ 11611-82)
м2
Определим давление на подшипник скольжения:
где RB-наибольшая сила действующая на подшипник, Н;
S- площадь подшипника скольжения, м2
Подшипники выдержат нагрузку.
6 Расчет привода.
Расчёт привода начинаем с определения мощности на рабочем валу стенда. Определяем мощность и крутящий момент на валу.
Исходные данные: вес двигателя Gд=8000 Н;
Принимаем, что центр масс двигателя лежит на оси вращения.
Определим крутящий момент на тихоходном валу:
М=МСП+МИ;
где МСП - крутящий момент на тихоходном валу, который создается
сопротивлением подшипников скольжения, Нм
МИ- момент создаваемый силами инерции, Нм
Где RA,RB,P- силы действующие на вал, Н
µ- коэффициент трения;
d- диаметр вала, м
Где FI- сила инерции
RI- радиус инерции, принимаем 0,6 м
где m – масса двигателя, кг
έ- угловое ускорение, рад/с-2
Где а- линейное ускорение крайней точки двигателя, м/с2
l- расстояние до крайней точки, м, l=0,65 м
Линейная скорость
м/с
Вычислим линейное ускорение крайней точки двигателя:
Угловое ускорение
Сила инерции
Н
Момент создаваемый силой инерции
Определим крутящий момент на тихоходном валу:
Определим мощность на тихоходном валу
7 Выбор двигателя
Мощность передается через привод с механическими потерями, исходя из этого, нужно учесть потери на передачу. В приводе присутствует редуктор и
клиноременная передача: ηред=0,85- КПД редуктора
Ηрп=0,95- КПД ременной передачи
Определим мощность двигателя
кВт
Примем запас мощности в 30%, необходимая мощность:
кВт
Выбираем двигатель: 4А90LB8
[1, стр.385]
Техническая характеристика.
Мощность , кВт……………………………………………………1,1
Частота вращения , мин …………………………………………750
8 Выбор редуктора
Редуктор выбираем на основе необходимого передаточного числа и
номинального крутящего момента.
Принимаем частоту вращения детали 2 об/мин, тогда:
Передаточное число редуктора
Выбираем из стандартного ряда передаточное число редуктора 200, тогда передаточное отношение открытой передачи:
Определяем частоту вращения быстроходного вала , мин :
,
мин
где nд- обороты электродвигателя
Определяем частоту вращения тихоходного вала , мин :
,
мин
где uц.р. – передаточное число цилиндрического редуктора
Определяем мощность на быстроходном валу , кВт:
,
кВт
Определяем мощность на тихоходном валу , кВт:
,
кВт
Определяем крутящий момент на валу двигателя , :
,
Определяем крутящий момент на быстроходном валу , :
,
Определяем крутящий момент на тихоходном валу , :
,
Определяем крутящий момент на рабочем валу , :
,
Результаты кинематического расчета сведены в таблицу:
Таблица 1 Результаты кинематического расчета