Применение знаний этологии в овцеводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается наука этология, рассматривается формирование поведения животного и применение знаний этологии в овцеводстве

Оглавление

Введение
1. Этология – наука о поведение животных
2. Формирование поведения
3. Применение знаний этологии в овцеводстве
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая-овцы-этология-для инета.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Для организации правильного  развития молодняка необходимы знание всех потребностей новорожденных, учет особенностей формирования их поведения, обучения и приобретения ими навыков, необходимых для жизни. Поведение взрослого животного в каждый данный момент, его реакции на те или иные раздражители в значительной мере зависят от истории формирования его поведения в молодом возрасте.

У самок еще до родов  выделяемый гипофизом гормон пролактин вызывает материнскую доминанту - проявление инстинкта материнства, обеспечивающего выращивание и защиту приплода. Самки, находящиеся вне помещения (в табуне, отаре, стаде), перед родами удаляются от стада, выбирают укромное место, где и происходят роды. Если не подготовлено логово или кругом очень шумно, роды могут задержаться. Они обычно проходят в ночное время, когда в помещении тихо и спокойно. Тотчас после родов самки беспокоятся, часто кричат, обнюхивают новорожденных и начинают их облизывать. Облизывание, продолжающееся длительное время, иногда часами, массирует кожу, что способствует нормальному кровообращению. Считают, что в первые часы после родов самки запоминают запах и облик своих детенышей. С первых же часов после родов самки становятся агрессивными по отношению к другим животным и людям. Главная роль в охране детенышей принадлежит матери, причем при защите потомства родители часто проявляют самоотверженность.

В поведении новорожденных  уже в первые часы или даже минуты после рождения можно проследить ряд врожденных рефлексов. Пищевой рефлекс у млекопитающих проявляется в виде сосания. Новорожденные тянутся к соскам матери и активно высасывают молозиво. При этом они энергично подталкивают вымя, способствуя выделению молока.

Стимулом появления  сосательного рефлекса у телят, жеребят и особенно у ягнят служит затемнение, когда мать станет над детенышем. Это затемнение вызывает реакцию ягненка, он поднимает морду кверху, касается шерсти брюха и находит соски.

Уже через несколько минут после рождения новорожденные начинают проявлять настороженность, пугливость. И. П. Павлов назвал этот страх первичным, временным рефлексом биологической осторожности. Пугливость и осторожность обычно дольше сохраняются у новорожденных, содержащихся изолированно, чем у содержащихся вместе и усваивающих опыт других животных. Страх может возникнуть и в последующие этапы развития животного при изменении обстановки, появлении новой одежды у пастухов, доярок и пр. И. П. Павлов писал, что при первом знакомстве с новой средой неизбежно ожидать последствий всякого нового раздражения. Формируется оборонительное поведение, которое выражается пассивными и активными оборонительными реакциями, охраняющими животное от вредных факторов.

Большое значение в поведении животных имеют ориентировочные реакции. При вводе в новое помещение, появлении незнакомых людей у животных устанавливается характер стимулов, которые могут привести к проявлению, той или иной активности:   оборонительной,   пище- вой, половой и т. д. Они осматриваются, прислушиваются к голосам других животных, людей, обнюхивают землю, предметы, принюхиваются к доносящимся запахам, и в соответствии с данными ориентировки определяется то или иное поведение. Ориентировочные реакции особое место занимают в поведении молодых животных, у которых чаще, чем у взрослых, ориентировка сопровождается «любознательностью», рефлексом «что такое?». Исследовательская активность молодняка часто ведет к выработке новых навыков, которые затем осваиваются и взрослыми. Следовательно, элементы исследовательской активности прогрессивны и могут вести к совершенствованию поведения данной популяции животных.

Всем животным, особенно в молодом возрасте, свойственны игры - проявление игрового инстинкта. Проявление этого инстинкта важно для животных: давая выход избыточной энергии, игры служат тренировкой организма и развития тех форм поведения, которыми животное еще не обладает. Во время игры можно наблюдать и вспрыгивание молодых животных друг на друга. Это тоже является тренировкой к будущему маутингу - вспрыгиванию самца на самку во время спаривания. Строение тела копытных, их «жесткость» конструкции ограничивают разнообразие движений.

В связи с этим у  лошадей, коров, овец, свиней и других копытных животных невозможно обхватывание тела самки (обнимательный рефлекс) и сразу происходит вспрыгивание (маутинг).

В формировании поведения  особую роль играет подражание одного животного другому. Подражая движениям матери, других животных, молодое животное обучается кормиться, передвигаться, осматриваться и т. д. Подрастая, животные совершенствуют свои приемы добывания корма и другие необходимые для жизни действия.

Копытные животные, в  том числе и сельскохозяйственные, в естественных условиях живут определенными группами. Поведение животных в больших группах определяется законом стадной иерархии, согласно которому каждое из них занимает свое ранговое место в группе. Такая организация помогала диким предкам животных выжить в борьбе за существование. Хотя условия существования современных домашних животных значительно изменились, все поведение скота, лошадей, свиней и овец при групповом содержании также определяется законами стада; всегда устанавливается иерархия - порядок подчинения нижестоящих особей вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница).

При формировании стад и  табунов лидирующих животных сначала может быть несколько, но потом из них выделяется вожак, причем установление субординации происходит в ранговых боях. Ранг животного зависит от его силы, размеров, возраста.

Но во многих случаях, особенно у диких животных, лидером (вожаком) становится особь с большим житейским опытом. Знание закона стадной иерархии позволяет наиболее рационально формировать стада животных, производить перегруппировки.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И МАТЕРИНСКОЕ  ПОВЕДЕНИЕ

Новорожденный ягненок удивительно активен и крепок. Уже в следующую минуту после рождения он начинает поднимать голову, трясет ею, кричит, через 3-4 мин. пробует приподняться на «коленках» передних ног, а еще через 1-2 мин., стоя на передних «коленках», уже отрывает от земли зад. Первое вставание на все четыре ноги удается отметить через 20—25 мин., однако формирование равновесия иногда задерживается еще на такой же период.

Сосание отмечается через 25—30 мин. после рождения. Установление контакта с матерью и формирование позы сосания — достаточно сложного образца поведения — удается проследить на ягнятах довольно подробно. Арсенал врожденных реакций у новорожденных обычен: сосание, поднимание головы при затемнении сверху (эта реакция и была впервые описана на ягнятах К. Р. Рахимовым — 1958). Реакция следования на первых порах отсутствует. Она формируется позже из возникшей реакции «сохранение индивидуальной дистанции с матерью».

Незадолго до рождения снабжение ягненка питательными веществами через плаценту прекращается, так что он рождается с голодной кровью. Это, вероятно, является причиной его значительной двигательной активности после рождения. Во внешней среде ягненок поначалу различает очевидно лишь один стимул— «мать». Навряд ли этот стимул — нечто большее, чем крупный, отличный от окружающего, подвижный предмет. Мать не отходит от ягненка, так что расстояние между ней и новорожденным все время меньше размеров ее тела. Она вылизывает своего малыша, все время подавая звуковые сигналы. Мы видим, как ягненок тянется к ней, пробует сосать шерсть, когда мать касается его морды.

Как только ягненок начинает ходить, он упорно подходит к матери, каждый раз поднимая голову, оказавшись под ней. Схематично можно выделить три участка тела матери: шея, грудь, живот, причем лишь под животом ягненок может получить подкрепление молоком. Случайный перебор после первых же подкреплений начинает сменяться целенаправленным поиском. Ягненок запоминает путь от шеи к животу матери. Реакция поднимания головы под шеей и грудью матери тормозится.

Если ягненок сильный и у матери хорошо отделяется молоко, то у малыша одновременно с запоминанием пути к вымени формируется поза сосания. Соски у овцы находятся несколько сбоку вымени. Поэтому, засунув голову слишком глубоко или зайдя сзади и пробуя сосать, просовывая голову между ног матери, ягненок не получает молока. При удачном ходе обучения через 1,5—2 часа ягненок уже правильно подходит к матери и сразу становится в позу сосания (головой к вымени, задом к голове матери). Мать вылизывает анальную область ягненка.

Когда ягненок слабый, или у матери мало молока, или оно плохо выделяется из сосков, обучение затягивается на 3 часа и более. Удачные подходы к вымени чередуются с попытками сосать под передними ногами, подходами сзади. Временами ягненок снова переходит к случайному перебору. Интересно отметить, что в норме ягнята не умеют находить вымя и сосать, когда мать лежит. Однако ягнята-сироты, которых чабаны кормят от чужих матерей, повалив последних на землю, быстро осваивают и такую необычную позу сосания. Мало того, сам повал овцы становится для них сигналом к кормлению, и они тотчас же подбегают к людям, хотя бы те валили животное и с иной целью (осмотр, стрижка, мечение и т. д.).

В последующие два дня после рождения наиболее существенным является закрепление связи между ягненком и матерью. В качестве «своего» овца запоминает любого новорожденного, которого вылизывала и кормила первым, после того как ягнилась.

Возбуждение материнского инстинкта связано с накоплением в вымени молока. Пока оно не будет отсосано ягненком, овца беспокоится, кричит, лижет своего или соседних ягнят, ищет и зовет ягненка, найдя, лижет его, а в его отсутствие — чужих. Поиск ягненка обычно ведется там, где овца его в последний раз кормила или по крайней мере она пытается, хотя бы немного, идти в этом направлении. Существенную роль при поиске ягненка играет его крик. Овца подряд обнюхивает кричащих ягнят, а те стремятся начать сосание. Если ягненок оказывается; чужим, овца пятится назад, бодает его и продолжает поиск. Запах имеет решающую роль в опознании «своего». Голос и облик запоминаются гораздо позже — через месяц и позже (тем более, что длина, цвет и форма шерстного покрова ягнят довольно быстро меняются).

Если ягнята лежат долго рядом или кормятся у чужих матерей, то они приобретают чужой запах, и матери иногда их не принимают.

В первые 2-3 дня жизни ягнята не различают облик овцы, могут следовать за человеком, за собакой. Голос матери они начинают различать с 4—6 дней, а в 7-дневном возрасте уже уверенно опознают мать в группе овец. Установление прочной связи с матерью служит как бы гарантией для дальнейшего существования ягненка. Подражая взрослому животному, он уже может достаточно уверенно противостоять среде, вырабатывать весь комплекс поведенческих реакций.

Одной из первых вырабатывается реакция следования. Стремление приблизиться к матери, уже образовавшиеся навыки уверенного хождения и слежения за ней и позволяют ягненку все более длительно следовать за ней. На первых порах овца то и дело возвращается к малышу и, обнюхав, снова идет вперед. Через два-три часа ягненок уже уверенно следует за матерью.

Рано начинается обучение распознаванию и поеданию съедобных объектов. Уже на следующий день после рождения ягненок тыкается мордочкой в траву там, где пасется мать, пробует брать травинки в рот. Очень рано у ягнят проявляется оборонительное поведение. Уже в первые минуты после рождения они пытаются убежать от человека. Однако эта реакция сейчас же сменяется следованием, если человек отступает. Ягнята более старшего возраста, испугавшись, начинают искать мать.

Запоминание опасных предметов и ситуаций у молодых баранов идет очень медленно. Даже годовалые одиночные архары иногда подходят к открыто стоящему человеку на 50 м, в то время как взрослые не ближе 250—300 м.

Изучение домашних овец позволяет установить существование внутри отары постоянных групп животных, очевидно знакомых друг с другом. Легко заметить, наблюдая за определенной овцой, что рядом с ней часами находятся одни и те же животные. Поскольку домашние отары сформированы из одновозрастных животных (и обычно одного пола), то постоянные группы связаны только личным знакомством.

В утренние часы, перед и сразу после выпуска овец из кошары, где они провели ночь, можно наблюдать вспышки агрессивности, часто сопровождающиеся драками животных (как самок, так и самцов). Характерно, что во время утренних столкновений против одного животного ополчаются 2—3 и больше. Обычно атакованная овца бывает побеждена, ей приходится уйти. Она подвергается нападениям в других частях стада, пока не оказывается в группе животных, у которых не вызывала агрессивности. После выпуска из кошары столкновения продолжаются 10—15 мин; и за это время их бывает 20—30. Прекращаются они быстрее, если отара сейчас же после выпуска из кошары трогается на пастбище, и овцы несколько рассредоточиваются. Можно предположить, что здесь мы сталкиваемся со случаями попадания животных в чужие группы. Вечером, когда отару загоняют в кошару, она перемешивается.

 

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА

 

Домашние овцы обычно подолгу содержатся в одном и том же месте и, так же как и дикие, успевают хорошо изучить свои пастбища. Задолго до подхода к водопою или к месту подкормки овцы становятся возбужденными, кричат, бегут прямо к цели. Точно так же по целеустремленности движения можно судить о том, что овцы хорошо знают дорогу, по которой каждый день пастух направляет их на пастбище.

Однако сравнительно редко овцы сами возвращаются к кошаре, где ежедневно проводят ночь, или к месту водопоя. Причину этого явления трудно объяснить, но оно играет огромную роль в овцеводстве, резко затрудняя работу чабанов. Им не приходится надеяться, что потерявшиеся или оставленные без присмотра овцы сами придут к дому или водопою.

Информация о работе Применение знаний этологии в овцеводстве