Применение знаний этологии в овцеводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается наука этология, рассматривается формирование поведения животного и применение знаний этологии в овцеводстве

Оглавление

Введение
1. Этология – наука о поведение животных
2. Формирование поведения
3. Применение знаний этологии в овцеводстве
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая-овцы-этология-для инета.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

План

 

Введение

  1. Этология – наука о поведение животных
  2. Формирование поведения
  3. Применение знаний этологии в овцеводстве

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Овцеводство — одна из важнейших  отраслей животноводства. Овцы отличаются от сельскохозяйственных животных других видов разносторонней продуктивностью. От них промышленность получает шерсть, смушки и овчины, а население — такие ценные продукты питания, как мясо, жир и молоко. Разведение в хозяйстве овец одновременно с крупным рогатым скотом позволяет более полно и эффективнее использовать кормовые ресурсы, и особенно пастбищные угодья. В ряде природно-экономических зон овцеводство является главной отраслью, а в других — дополнительной.

Важнейшими условиями повышения  эффективности овцеводства, наряду с селекционными методами, является разработка и совершенствование технологии производства продукции, обеспечивающей повышение продуктивности овец и снижение себестоимости продукции на всех стадиях технологического процесса.

Совершенствование технологии предусматривает оптимизацию приемов, операций, способов содержания овец и внедрение новых эффективных технических средств, способствующих повышению производительности труда, сокращению расхода кормов, энергетических, материальных и финансовых ресурсов на производство продукции в хозяйствах всех форм собственности.

Использование этологического теста при отборе овец положительно скажется на эффективности технологии, так как спокойные, стрессоустойчивые животные, обладающие как высокими продуктивными качествами, так и устойчивой резистентностью, способны более эффективно оплачивать корма и все затраты на их содержание.

 

Этология – наука  о поведении животных   

 Термин «этология»  происходит и греческого слова  «этос» и означает поведение,   характер.   Поведение- это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, необходимых для связи организма со средой. Этология как наука о биологических закономерностях поведения значительное развитие получила лишь на рубеже XIX и XX столетий, но наблюдение за поведением животных велось с давних пор.

Одним из родоначальников  этологии считают Ч. Дарвина (1809-1882), опубликовавшего труд «Выражение эмоций у животных и человека» (1882), в котором он утверждал, что человек и животные обладают весьма сходными чувствами, инстинктами и эмоциями.

Значительным этапом в науке о поведении было появление в конце прошлого века нового направления - бихевиоризма (от английского слова «behavior» -поведение). Основоположник бихевиоризма американский психолог Э. Торндайк (1874-1949) изучал поведение цыплят, кошек, собак, обезьян объективным методом. Животное помещали в ящик, и оно могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать дверцу. Торндайк обратил внимание на связь между стимулом и реакцией как основу поведения животных. Его последователи усложнили эти эксперименты, использовав лабиринтные методики. Был накоплен большой и интересный материал относительно скорости обучения различных животных, длительности сохранения навыков и т. д. Однако бихевиори-сты, проводя эксперименты, не обращали внимания на самое главное - на мозговые процессы, возникающие в результате действия стимула, вследствие которых и развивается   ответная   деятельность   организма.

Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением, получившим название гештальтпсихологии. Один из его основоположников Р. Келлер (1887-1967) изучал поведение шимпанзе в условиях, в которых они могли научиться применять «орудия» (палки и т. д.), чтобы достать пищу, находившуюся в клетке или подвешенную к потолку. Анализируя опыты, он пришел к выводу, что шимпанзе обладают разумной деятельностью типа человеческой. С точки зрения гештальтистов, психике изначально присуще свойство образовывать образы (гештальты). Но хотя они и критиковали бихевиористов за механицизм, сами также не пытались связать свои представления с конкретными механизмами мозговой деятельности, как это сделал И. П. Павлов.

И. П. Павлов и его последователи  изучали физиологические механизмы, лежащие в основе высшей нервной деятельности,- условные рефлексы. Но вместе с тем они признавали огромную важность полного изучения всех нервных реакций организма, лежа- щих в основе адаптивного поведения животных. Наши знания о врожденных, генетических, безусловных рефлексах (инстинктах) очень малы. Павлов считал, что инстинкты лежат в основе формирования индивидуального приобретенного поведения. Но любой акт поведения является и реакцией на внешние раздражения. Следовательно, все поведенческие реакции формируются при участии генетических факторов и под влиянием внешней среды.

В 20-30-х годах XX в. сложилась  так называемая объективистская  школа, которая основное внимание уделяла  наблюдению в естественных условиях, вне стен лаборатории. Выдающиеся ее представители - К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш изучали инстинктивное поведение животных и его развитие в онто- и филогенезе. Их считают основоположниками этологии.

Существенный вклад  в науку о поведении животных вносят советские ученые. Элементарной рассудочной деятельности животных посвящены работы Л. В. Крушинского, поведению птиц - А. Н. Промптова; особенности поведения млекопитающих, обусловленных запаховыми сигналами (феромонами), изучаются под руководством В. Е. Соколова; широко известны работы А. Д. Слонима, исследовавшего поведенческие реакции животных в различных условиях существования; Л. М. Баскин изучает вопросы поведения копытных; проводится много других исследований.

Применение в практике животноводства результатов научных исследований поведения сельскохозяйственных животных позволяет значительно повысить их продуктивность в результате более целесообразного, экономичного содержания, кормления и разведения.

Поведение включает в  себя любой вид активности, проявляемой индивидуумом. 
Можно выделить следующие типы активности:

    • пищевая, 
    • половая,
    • оборонительная,
    • материнская,
    • социальная, 
    • комфортная.

Социальное (групповое) поведение  является частью оборонительной активности.

Комфортная активность включает многочисленные образцы поведения, связанные с созданием физиологического комфорта: поддержание температуры тела (в том числе поиск подходящего места, встряхивание, раскапывание места для лежки и т. п.), устранение зуда кожи, уход за шерстным покровом, уринация, дефекация.

Каждый тип активности удовлетворяет определенное побуждение животного. Хотя во всех случаях оно опосредовано через мозг, некоторые побуждения имеют отчетливую связь с функционированием определенных систем органов. Известно, что чувство голода порождается изменением состава крови, а также (что существенно для копытных) степенью наполнения кормом желудка или кишечника. Возбуждение половой и материнской активности связано с появлением в крови определенных гормонов.

Существует определенная иерархия активностей: оборонительная — половая — материнская — пищевая — комфортная (в порядке убывания их силы).

На различных этапах эволюции можно выделить следующие  врожденные адаптивные реакции: таксисы, рефлексы и инстинкты.

К приобретенным формам, более изменчивым, относят обучение и мышление.

Таксисы - простейшая форма поведения, определяющая взаимодействие организма со средой у простейших и многоклеточных. На последующих ступенях эволюции роль таксисов резко падает и они заменяются другими, более совершенными механизмами адаптации. Таксисы представляют собой ориентацию по отношению к некоторым факторам среды. В простейшем случае таксис является ориентацией или движением, в котором адаптация организма есть простой врожденный автоматический ответ на стимул. В других случаях таксис может быть лишь элементом сложного поведения.

Рефлекс - тоже вид адаптивного поведения. Рассматривается как безусловнорефлекторная реакция, служащая одним из главных видов адаптации в животном мире.

Инстинкт - более высшая форма врожденного поведения, сформировавшаяся на протяжении истории вида. Это наследственные комплексы реакций на определенные воздействия. Инстинктивное поведение, как и все другие формы поведения, имеет определенную направленность - всегда служить целям сохранения и развития организма в условиях, характерных для жизни этого вида животных. У высших животных трудно выделить в поведении врожденные элементы и быть уверенным, что обучение не повлияло на поведение. Например, у кошек ловля мышей считается инстинктивной реакцией, но часто котята, прежде чем научиться ловить мышей должны увидеть, как это делан: взрослые кошки. Чисто безусловно-рефлекторным поведенческий акт может быть только в первый раз в жизни, а затем на него наслаивается   масса   условных   рефлексов.

Обучение - процесс, благодаря которому жизненный опыт влияет на поведение   каждого   индивидуума, который  позволяет  животному  осваивать новые приспособительные peaкции   с   учетом   прошлого   опыта,   а также видоизменять те реакции, которые    оказались     неадаптивными.

Существует много видов  обучения, варьирующих от простейших модификаций   врожденного   поведения до сложнейших процессов, свойственных умственной деятельности человека. Некоторые из них.

Запечатление - импринтинг. Понятие о запечатлении впервые было дано К. Лоренцом (1937). Это явление впервые было описано у птиц, впоследствии его обнаружили у овец, коз, оленей, лошадей и других животных, детеныши которых сразу после рождения способны передвигаться (зрелорождающиеся). У птенцов или детенышей возникает особая «привязанность» к первому движущемуся объекту, который они увидели, и они реагируют на него так, как если бы это была их мать.

Запечатление заключается  в установлении характерной связи животного с объектом внешней среды в определенный период его жизни. Эта связь может проявляться в следовании за любым движущимся объектом, в приближении к этому объекту, вступлении с ним в контакт, прикосновении, лизании, подаче звуков низкого тона (звуков довольства), высокого тона (дистресс-реакции). Примером этого может служить поведение только что родившегося ягненка. Если в данный момент удалить его от матери и стать перед ним, а затем пойти, ягненок будет двигаться за человеком.

Импринтинг в корне  отличается от условного рефлекса, так как очень быстро запоминается и реакция на запечатленный объект длительно сохраняется, образуется он в определенный «критический» период развития жизни и не угасает.

Одна из наиболее изученных  форм поведения - условный рефлекс, открытый и разработанный И. П. Павловым. Метод условных рефлексов при изучении поведения животных самый плодотворный и объективный.

Условная реакция - это  сложный адаптивный ответ животного на определенный условный раздражитель. Она возникает в том случае, если вслед за условным раздражителем дается безусловный. Условный рефлекс - основная форма обучения.

Отличие инструментального условного рефлекса от так называемого классического условного рефлекса состоит в том, что индифферентный раздражитель, например звонок, подкрепляется пищей не каждый раз, а только в том случае, если животное нажимает на рычаг. Но если однажды эта реакция будет выполнена при включении звонка, а за ней сразу последует подкрепление пищей, то вероятность того, что животное вновь нажмет на рычаг, увеличится. Примером инструментального     условного     рефлекса может служить процесс питья воды из автопоилки. Животное нажимает мордой клапан, вода поступает в резервуар поилки, и корова пьет. В данном рефлексе выявляются причинно-следственные отношения, а факт безусловного подкрепления зависит от действия самого животного.

Метод проб и ошибок - усложненный инструментальный рефлекс, при котором задача решается в результате слепого поиска.

Подражание - одна из форм обучения. Случаи подражания у животных наблюдают очень часто. Иногда подражание происходит в виде автоматических реакций, близких к импринтингу - рефлексу следования. При погрузке лошадей в вагоны некоторые из них сопротивляются и не входят в вагон. Но стоит лишь на глазах такой лошади ввести другую, спокойно входящую в вагон, как вслед за ней строптивая лошадь входит значительно спокойнее. Кроме освоения полезных рефлексов, животные путем подражания могут выработать у себя различные дурные привычки.

К видам обучения относится инсайт - внезапное осуществление новой реакции без предварительных проб и ошибок. Пример инсайта - использование животными орудий.

Так, шимпанзе ставят ящики  один на другой или соединяют две  палки, чтобы достать высоко подвешенный  банан, и этими приемами пользуются без предварительного обучения. Инсайт можно рассматривать как выражение способности к образному мышлению.

Мышление - высшая форма поведения, доминирующая у человека. У высших животных доказано наличие элементарной рассудочной деятельности. Примером может служить инсайт. Иногда после ряда неудачных попыток и наступившей затем паузы животное внезапно изменяет тактику своего поведения и решает задачу.     Следовательно,     в    мозге животного произошла оценка ранее предпринятых попыток и внесен корректив в план дальнейших действий.

У высших животных существуют и в эволюционном плане развиваются элементы рассудочной деятельности. Это доказывается решением животными сложных задач.

Рассмотренные формы  приобретенного поведения - обучение и мышление - возникают на высших ступенях эволюции. Обучение становится доминирующим у млекопитающих. Поведение их определяется реакциями, врожденными и приобретенными в результате обучения.

 

Формирование поведения  животных.

Выделяются три уровня интеграции: 1) формирование реакций; 2) формирование образцов поведения; 3) формирование биологических форм поведения.  

У лошадей, крупного и  мелкого рогатого скота и свиней молодняк рождается настолько зрелым, что может следовать за кормящей самкой иногда на довольно большие расстояния. Развитие его в естественных условиях происходит в табуне и стаде, совершающих ежедневно значительные переходы по пастбищам.

Эмбриональное развитие у этих животных протекает таким  образом, что новорожденному обеспечена возможность выживания при соответствующих условиях существования. У копытных забота о выживании новорожденных в значительной мере предоставлена самим животным. Однако и то обстоятельство, что новорожденный может самостоятельно ходить, не устраняет необходимости наблюдения за ним, создания условий, адекватных для его нормального развития.

Информация о работе Применение знаний этологии в овцеводстве