Кооперативные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:41, доклад

Краткое описание

Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, затрагивающих, с учетом специфики своих предметов, хотя и в ограниченных рамках (для них они не главные), те или иные вопросы, являющиеся центральными, основными для курса прокурорского надзора.
В теории государства и права прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

пн распеч.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

Предмет и система  курса «Прокурорский надзор в  РФ».

Курс «Прокурорский  надзор в Российской Федерации» тесно  связан с рядом других юридических  дисциплин, затрагивающих, с учетом специфики своих предметов, хотя и в ограниченных рамках (для них  они не главные), те или иные вопросы, являющиеся центральными, основными для курса прокурорского надзора.

В теории государства  и права прокуратура рассматривается  в аспекте ее роли в обеспечении  законности и правопорядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

Конституционное право Российской Федерации предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.

Более всего  смежных вопросов с курсом прокурорского  надзора имеет учебная дисциплина «Правоохранительные органы в Российской Федерации», одна из тем которой посвящена прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов, вопросам организации. Однако цель изучения дисциплины «Правоохранительные органы в Российской Федерации» — дать общее представление о них, не претендуя на глубину освещения каждого.

Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного права освещают полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском судопроизводстве и при участии его в рассмотрении судами арбитражных дел.

Административное  право затрагивает вопросы ответственности  за невыполнение законных требований прокурора, в частности, за неявку по его вызову, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

Курс прокурорского  надзора имеет связь с большинством правовых дисциплин еще в одном аспекте. Определение предметов прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям, конкретных задач прокурорских проверок на поднадзорных объектах возможно только с соблюдением тех норм, которые изучаются в рамках многих правовых дисциплин (например, земельное право, хозяйственное право, уголовно-исполнительное право

Единоначалие  в деятельности прокуратуры находит  сочетание с коллегиальностью при  принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры  РФ, коллегии в прокуратурах субъектов  РФ обсуждают и выносят постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствуют принятию руководителем  прокуратуры наиболее взвешенных и  эффективных решений.

Принцип единоначалия. Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоре чрезвычайно сложен. В  литературе он был сначала признан  как само собой разумеющийся, как  основа правового регулирования  складывающихся при его осуществлении  отношений Тадевосян В.С.; Лебединский  В.Г., Каленов Ю.А. затем отвергнут  как не имеющий существенного  значения при выполнении надзорных  функций Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под. ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 28..

Формы руководства  деятельностью прокуратуры имеют  существенное значение для повышения  ее эффективности, действенности. Их две: коллегиальность и единоначалие. Учитывая достоинства и недостатки этих видов управления, законодатель применительно к прокуратуре  избирает единоначалие. В условиях значительного роста преступности, нарушений законности во всех сферах общественных отношений оно практически  более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу с ними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности.

В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным  принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма Бровин Е.И. Система прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Свердловск, 1979. С. 185.. Действительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый -- это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй -- управление внутри конкретного органа.

Не совсем правильна  трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры  Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. С. 78.. Но единоначалие и единоличное  решение вопросов, возникающих при  осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурора часто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нарушений законности и средствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия -- это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть -- прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган -- прокурор района, города; структурное подразделение -- начальник управления, отдела.

В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным  принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма. Действительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый — это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй — управление внутри конкретного органа. Например, прокурор области помимо руководства прокурорами районов, городов руководит работой структурных подразделений областной прокуратуры: управлением, отделами. В свою очередь начальники этих подразделений руководят работой входящих в их состав прокуроров. То же самое относится к прокурору района или города. Он организует работу своих помощников, следователей. Тут уж единоначалие проявляет себя вне централизма.

Не совсем правильна  трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры. Но единоначалие и единоличное решение вопросов, возникающих при осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурора часто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нарушений законности и средствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия — это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть — прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган — прокурор района, города; структурное подразделение — начальник управления, отдела.

Данный принцип  нашел свое отражение в п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре Российской Федерации, где указывается, что  Генеральную прокуратуру РФ возглавляет  Генеральный прокурор РФ. Тем самым он признается единоличным руководителем центрального органа в прокурорской системе. Но такое определение единоначалия несколько ограниченно. Генеральный прокурор РФ единолично возглавляет всю систему органов прокуратуры. В этом смысле данный принцип получил более четкое закрепление в п. 1 ст. 17 того же закона. В нем отмечается, что Генеральный прокурор руководит органами прокуратуры в РФ. Аналогичные указания содержатся и в отношении прокуроров республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов (п. 1 ст. 15), районов, городов (ст. 16). Все они возглавляют соответствующие прокурорские органы и осуществляют единоличное руководство ими.

На основе принципа единоначалия определяется правовое положение  должностных лиц прокурорских органов. Его последовательное претворение  в практику дает основание для  вывода, что весь объем надзорных полномочий, предоставляемых органу, возлагается на прокурора, его возглавляющего. Что же касается подчиненных ему работников, то они выступают в роли помощников, содействующих ему в реализации прав и исполнении обязанностей. В связи с этим возникло и их наименование — помощники прокурора района, города, области, края или республики.

Все надзорные полномочия, предоставляемые соответствующему прокурору, можно подразделить на два вида: непередаваемые и передаваемые.

Непередаваемые полномочия должен осуществлять сам прокурор района, города, области и т.д. Они более существенны и реализация их требует высокой квалификации. Например, прокурор района, города должен сам руководить расследованием преступлений следователями прокуратуры, санкционировать аресты, обыски, выемки почтово-телеграфной корреспонденции, утверждать обвинительные заключения по уголовным делам, рассматривать материалы об административном выселении и т.д.

Передаваемые полномочия предоставляются помощникам прокурора. Чаще всего они касаются выявления нарушений законности. Помощники уполномочиваются проводить проверки исполнения законов в учреждениях, предприятиях, организациях, участвовать в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, рассматривать жалобы и т.д. Заместители же прокурора наделяются более широкими полномочиями.

В соответствии с  принципом единоначалия во всех основных отношениях с органами власти и управления, учреждениями, предприятиями, организациями прокурорский орган представляет прокурор, его возглавляющий. Это означает, что все сколько-нибудь существенные акты прокурорского реагирования, как правило, должны исходить от него и им подписываться, даже если в их составлении участвовали помощники. В виде исключения помощник прокурора, прокурор управления, отдела может приносить кассационный или частный протест в суд второй инстанции по делу, в рассмотрении которого он принимал участие (п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре Российской Федерации). В силу своего правового положения прокурор может давать обязательные для исполнения указания о толковании и применении норм права. Бывает, что у работников прокуратуры появляются различные мнения относительно тех или иных установок, содержащихся в законе, подзаконном акте. После обсуждения на совещании прокурор района, города, области излагает свое мнение по этому поводу, и оно приобретает характер предписания. Возможны также указания относительно разрешения конкретных споров о применении норм права, например, по поддержанию государственного обвинения в суде, иска в гражданском судопроизводстве. Но они обязательны при условии неизменности фактических обстоятельств уголовного или гражданского дела. Если во время судебного разбирательства последние изменились, указание утрачивает силу.

Казалось бы, можно  говорить о принципе назначаемости прокуроров. Как уже отмечалось, Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации, а все другие — Генеральным прокурором (ст. 12 Закона о прокуратуре Российской Федерации). Но вряд ли это является самостоятельным принципом прокурорской системы. Назначение — неотъемлемая часть принципа единоначалия. Генеральный прокурор РФ вправе как назначать на должности лиц, соответствующих предъявляемым требованиям, так и отстранять, если они не в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, применять по отношению к ним меры поощрения и взыскания, давать различные указания. Принцип единоначалия имеет широкое содержание, включающее в себя весь комплекс полномочий по руководству работой органов прокуратуры.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

Дата первой официальной публикации: 30 декабря 2010 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5375 30 декабря 2010 г. Вступает в силу 15 января 2011 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный  комитет Российской Федерации  (далее также - Следственный комитет)  является федеральным государственным  органом, осуществляющим в соответствии  с законодательством Российской  Федерации полномочия в сфере  уголовного судопроизводства.

2. Следственный  комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами  и нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации.

3. Президент  Российской Федерации осуществляет  руководство деятельностью Следственного  комитета, утверждает Положение  о Следственном комитете Российской  Федерации и устанавливает штатную  численность Следственного комитета, в том числе штатную численность  военных следственных органов  Следственного комитета.

4. Основными  задачами Следственного комитета  являются:

1) оперативное  и качественное расследование  преступлений в соответствии  с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Информация о работе Кооперативные отношения