Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:41, доклад
Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, затрагивающих, с учетом специфики своих предметов, хотя и в ограниченных рамках (для них они не главные), те или иные вопросы, являющиеся центральными, основными для курса прокурорского надзора.
В теории государства и права прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.
Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ».
Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, затрагивающих, с учетом специфики своих предметов, хотя и в ограниченных рамках (для них они не главные), те или иные вопросы, являющиеся центральными, основными для курса прокурорского надзора.
В теории государства
и права прокуратура
Конституционное право Российской Федерации предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.
Более всего
смежных вопросов с курсом прокурорского
надзора имеет учебная
Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного права освещают полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском судопроизводстве и при участии его в рассмотрении судами арбитражных дел.
Административное
право затрагивает вопросы
Курс прокурорского
надзора имеет связь с
Единоначалие
в деятельности прокуратуры находит
сочетание с коллегиальностью при
принятии решений по актуальным вопросам
прокурорской и следственной работы.
Коллегия Генеральной прокуратуры
РФ, коллегии в прокуратурах субъектов
РФ обсуждают и выносят
Принцип единоначалия. Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоре чрезвычайно сложен. В литературе он был сначала признан как само собой разумеющийся, как основа правового регулирования складывающихся при его осуществлении отношений Тадевосян В.С.; Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. затем отвергнут как не имеющий существенного значения при выполнении надзорных функций Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под. ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 28..
Формы руководства
деятельностью прокуратуры
В литературе утверждается,
что единоначалие не является самостоятельным
принципом прокурорского
Не совсем правильна
трактовка принципа единоначалия. Суть
его видят в том, что прокурор
единолично решает все вопросы, вытекающие
из практической деятельности прокуратуры
Тадевосян В.С. Прокурорский надзор
в СССР. С. 78.. Но единоначалие и единоличное
решение вопросов, возникающих при
осуществлении прокурорского
В литературе утверждается,
что единоначалие не является самостоятельным
принципом прокурорского
Не совсем правильна трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры. Но единоначалие и единоличное решение вопросов, возникающих при осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурора часто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нарушений законности и средствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия — это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть — прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган — прокурор района, города; структурное подразделение — начальник управления, отдела.
Данный принцип нашел свое отражение в п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре Российской Федерации, где указывается, что Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Тем самым он признается единоличным руководителем центрального органа в прокурорской системе. Но такое определение единоначалия несколько ограниченно. Генеральный прокурор РФ единолично возглавляет всю систему органов прокуратуры. В этом смысле данный принцип получил более четкое закрепление в п. 1 ст. 17 того же закона. В нем отмечается, что Генеральный прокурор руководит органами прокуратуры в РФ. Аналогичные указания содержатся и в отношении прокуроров республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов (п. 1 ст. 15), районов, городов (ст. 16). Все они возглавляют соответствующие прокурорские органы и осуществляют единоличное руководство ими.
На основе принципа единоначалия определяется правовое положение должностных лиц прокурорских органов. Его последовательное претворение в практику дает основание для вывода, что весь объем надзорных полномочий, предоставляемых органу, возлагается на прокурора, его возглавляющего. Что же касается подчиненных ему работников, то они выступают в роли помощников, содействующих ему в реализации прав и исполнении обязанностей. В связи с этим возникло и их наименование — помощники прокурора района, города, области, края или республики.
Все надзорные полномочия,
предоставляемые
Непередаваемые полномочия должен осуществлять сам прокурор района, города, области и т.д. Они более существенны и реализация их требует высокой квалификации. Например, прокурор района, города должен сам руководить расследованием преступлений следователями прокуратуры, санкционировать аресты, обыски, выемки почтово-телеграфной корреспонденции, утверждать обвинительные заключения по уголовным делам, рассматривать материалы об административном выселении и т.д.
Передаваемые полномочия предоставляются помощникам прокурора. Чаще всего они касаются выявления нарушений законности. Помощники уполномочиваются проводить проверки исполнения законов в учреждениях, предприятиях, организациях, участвовать в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, рассматривать жалобы и т.д. Заместители же прокурора наделяются более широкими полномочиями.
В соответствии с принципом единоначалия во всех основных отношениях с органами власти и управления, учреждениями, предприятиями, организациями прокурорский орган представляет прокурор, его возглавляющий. Это означает, что все сколько-нибудь существенные акты прокурорского реагирования, как правило, должны исходить от него и им подписываться, даже если в их составлении участвовали помощники. В виде исключения помощник прокурора, прокурор управления, отдела может приносить кассационный или частный протест в суд второй инстанции по делу, в рассмотрении которого он принимал участие (п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре Российской Федерации). В силу своего правового положения прокурор может давать обязательные для исполнения указания о толковании и применении норм права. Бывает, что у работников прокуратуры появляются различные мнения относительно тех или иных установок, содержащихся в законе, подзаконном акте. После обсуждения на совещании прокурор района, города, области излагает свое мнение по этому поводу, и оно приобретает характер предписания. Возможны также указания относительно разрешения конкретных споров о применении норм права, например, по поддержанию государственного обвинения в суде, иска в гражданском судопроизводстве. Но они обязательны при условии неизменности фактических обстоятельств уголовного или гражданского дела. Если во время судебного разбирательства последние изменились, указание утрачивает силу.
Казалось бы, можно говорить о принципе назначаемости прокуроров. Как уже отмечалось, Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации, а все другие — Генеральным прокурором (ст. 12 Закона о прокуратуре Российской Федерации). Но вряд ли это является самостоятельным принципом прокурорской системы. Назначение — неотъемлемая часть принципа единоначалия. Генеральный прокурор РФ вправе как назначать на должности лиц, соответствующих предъявляемым требованиям, так и отстранять, если они не в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, применять по отношению к ним меры поощрения и взыскания, давать различные указания. Принцип единоначалия имеет широкое содержание, включающее в себя весь комплекс полномочий по руководству работой органов прокуратуры.
Дата первой официальной публикации: 30 декабря 2010 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5375 30 декабря 2010 г. Вступает в силу 15 января 2011 г.
Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации
1. Следственный
комитет Российской Федерации
(далее также - Следственный комитет)
является федеральным
2. Следственный
комитет осуществляет иные
3. Президент
Российской Федерации
4. Основными
задачами Следственного
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;