Конъюнктура рынка продукции птицеводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:16, реферат

Краткое описание

Самыми быстрыми темпами во второй половине XX в. развивалось птицеводство, в котором активно внедрялись новейшие технологические и технические процессы, в сочетании с новыми организационными формами АПК. Домашняя птица включает разнообразные виды, среди которых ныне наиболее популярны куры, индейки, утки, гуси. Традиционно разведение птицы было неотъемлемой чертой крестьянских потребительских и полутоварных хозяйств на всех континентах. Особую ценность представляют такие черты птицеводства, как краткий цикл производства, позволяющий быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивая согласно спросу, потребителей мясом птицы и яйцами; размещение на небольшой площади.

Оглавление

Введение
Характеристика производства мяса птицы
Производство куриных яиц
Развитие экспорта продукции птицеводства
Заключение Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.02 Кб (Скачать)

    За  счет чего происходит такой рост? За счет вложения инвестиций в отрасль. Но главное направление нашего движения - это инновации. Так, если в 1990 году в среднем на каждую несушку было получено 236 яиц, то в прошлом году - уже 306 штук. Сегодня Россия по продуктивности яичной птицы входит в пятерку ведущих стран мира. Но основной показатель - это конверсия корма. И, если мы на 10 яиц затрачивали ранее 1,9кг - сегодня эта цифра составляет 1,33кг. Ту же картину можно наблюдать и по бройлерам (22г составил привес в 1990 году и 47,5г - в 2009).

    Одной из ведущих тенденций в мировом  птицеводстве является поставка в торговые сети яйца бесскорлупного. То есть, продажа  яйцепродуктов жидких и порошкообразных. До 48% такой продукции продает Япония,27% - США. Но, хотя в России уже действуют 4 крупных завода, производящих аналогичную продукцию, мы пока в этом отношении отстаем, и нам еще предстоит в данном направлении серьезно поработать.

    Кроме того, завершается строительство  нового предприятия в Мордовии, где  ежедневно будет перерабатываться около 1млн. яиц. В частности, там  будут производиться яичный белок повышенной взбиваемости, ферментированный желток и другие яичные продукты (яичные омлеты, меланжи и так далее). Следует понять, что по яйцу должен присутствовать на рынке столь же широкий ассортимент, как и в переработке мяса птицы, где мы уже добились значительного разнообразия.

    Как еще можно использовать явные  преимущества яичного производства? Это, конечно - экстракция. К примеру, лизоцима из яйца, являющегося необходимым консервантом для пива, вина и сырья для иных целей. Или экстракция лецитина, который может широко применяться в косметической и пищевой промышленности. Последние разработки медиков в области оценки потенциала интеллекта человека показывают, что лецитин является одним из основных компонентов, формирующих интеллектуальную способность детей в возрасте до5 лет. Точно так же, как органический йод. Поэтому это очень важное направление с точки здоровья нации.

    Вот как представлена сегодня структура  яичного производства в России. Товарное яйцо составляет в ней 71%. Яйцо, обогащенное йодом, селеном, витаминами - 16%. На жидкое яйцо и другие формы приходится по 6,5%.

    Росптицесою, разработал основные параметры своей Программы вплоть до 2020 года. В этом документе предусматривается, в частности, строительство на крупных фабриках перерабатывающих производств по яйцу, в том числе - межрегиональных. Дело в том, что переработанные пастеризованные продукты хранятся до 8 месяцев и являются прекрасными товарами - кандидатами на экспорт.  

    Развитие  экспорта продукции  птицеводства

    На  фоне благоприятного развития отрасли  птицеводства, а также значительного сокращения зависимости от импорта в России наблюдается увеличение показателя экспорта мяса птицы. Так, если по итогам 2009 года мы отправили в другие страны 7,6 тыс. тонн, то уже в 2010 году этот показатель выше в 2,5 раз – 19,7 тыс. тонн. За два месяца 2011 года на внешний рынок было предложено 2,5 тыс. тонн российского мяса птицы, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года это больше на 47%, 2009 года – в восемь раз. Напомним, что по итогам прошлого года отечественные производители обеспечили рынок 2,8 млн тонн мяса птицы, превысив уровень предыдущего года на 11%. В то же время объем импорта упал на 31% до отметки в 661 тыс. тонн. В 2011 году этот показатель будет еще ниже, учитывая, что объем тарифных квот на текущий год сократили более чем в два раза – с 780 тыс. тонн в 2010 году до 350 тыс. тонн в этом.

    На  текущий момент вся структура  российского экспорта мяса птицы  в натуральном выражении по видам практически представлена куриными тушками, частями тушек и их субпродуктами. Причем основное место отведено именно субпродуктам – 93%. Хотя еще в 2009 году основная доля приходилась на куриные неразделанные тушки – 66%, сейчас этой товарной группе принадлежит всего 1,4%. Экспортируем мы куриную продукцию, мясо других птиц представлено в довольно незначительном объеме – в 2009 году 29 тонн, в 2010 году – 74,6 тонн.

    За  первые два месяца текущего года порядка 58% (1,4 тыс. тонн) от общего показателя экспортных поставок мяса птицы было отправлено в Гонконг, вся продукция представляет собой товарную группу «субпродукты». На втором месте находится Вьетнам – эта страна импортировала 25% (или 617 тонн), в Китай отправилось 11% (или 263 тонны).

    Максимальный  объем отечественной продукции  по итогам 2010 года был реализован в следующих направлениях: Гонконг (41%, или 8,1 тыс. тонн), Вьетнам (34%, или 6,7 тыс. тонн), Казахстан (9%, или 1,7 тыс. тонн) и Абхазия (6%, или 1,2 тыс. тонн). По итогам 2010 года во Вьетнам Россия отправила субпродукты (67%) и замороженные куриные ножки (32%). Вся продукция, которая отправилась в Гонконг, представляет собой субпродукты. В Казахстан и Абхазию в 2010 году направился практически весь спектр экспортируемой нами продукции.

    Птицеводческая  отрасль находится в стадии изучения зарубежных рынков для развития экспорта. На международном уровне уже ведутся  согласования основных направлений экспорта, логистических маршрутов и ветеринарных правил. Министерство экономического развития по просьбе Российского птицеводческого союза опросило торговых партнеров России на предмет заинтересованности в отечественной птицеводческой продукции. Было проведено множество консультаций с российскими посольствами и торгпредствами, и почти в 50 странах выразили желание покупать нашу продукцию. В частности, интерес выказали несколько европейских держав, а также страны Ближнего и Среднего Востока.

    Существует  масса стран, где есть потребность  в российской птицеводческой продукции. Согласно предварительным данным, по результатам переговоров отраслевого союза и МЭР и изучения условий импорта в ряде стран, отечественная продукция может направляться, в частности, в Китай. Сейчас доступ на рынок Китая для российских птицеводов закрыт Главным управлением КНР по контролю качества, инспекции и карантину с августа 2005 года. По имеющейся информации, начиная с момента введения запрета и до настоящего времени между «Россельхознадзором» и китайским карантинным ведомством не поднимался вопрос о его снятии. Но, по информации участников рынка, китайские компании в обход этого запрета закупают российскую продукцию, и прежде всего куриные лапки, которые у нас идут на переработку в костную муку, а в КНР считаются деликатесом. Их коптят со специями и продают в качестве снеков. Что-то вроде чипсов для европейцев. Внутреннее производство не покрывает спроса на этот продукт, поэтому Китай импортирует его из других стран.

    Однако  на лапках много не заработаешь, поэтому  отечественные производители продолжают поиск перспективных рынков.

    Основными покупателями российской птицеводческой продукции потенциально являются страны СНГ. Туда отечественные предприятия уже поставляют свою продукцию в небольших объемах. В частности, речь идет о «Черкизово», «Приосколье» и «Оптифуд». Последние две компании пытаются получить доступ на рынки Евросоюза, но пока эти усилия безуспешны.

    Самым доступным считается рынок Казахстана. У этой страны нет выхода к мировому океану, что сильно усложняет логистику  международных поставок. Кроме того, Казахстан и Россия объединены в  Таможенный союз, поэтому пошлин на экспорт российские компании не платят.

    Перспективными  рынками сбыта для отечественных  птицеводов считаются страны Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной  Азии. В азиатских странах потребляют в основном целые тушки курицы, как раз то, что российские предприятия могут предлагать в большом объеме.

    В арабских странах вопрос номер один – есть ли у поставщиков халяльная  продукция. Поэтому все больше наших  компаний пополняют свой ассортимент, начиная производить мясо для  правоверных мусульман, которое, кстати, пользуется определенным спросом и в России.

    Арабы традиционно едят много мяса птицы, а своего птицеводства у них нет. Житель ОАЭ съедает в год 64,8 кг курятины (россиянин – 25 кг). Цены на рынке тоже выгодные. Правда, везти охлажденную продукцию сложно: или по морю, в специальных контейнерах с газовой средой, или самолетом. Еще один момент – на арабских рынках почти нет мяса из США: местные не жалуют эту страну. Почти весь импорт в регион обеспечивают бразильские предприятия. Арабам такая зависимость не нравится, и они активно ищут новых поставщиков.

    Как рассказывают участники рынка, к  российской птицеводческой продукции  проявляют интерес и африканские  страны, в том числе Египет. Но эти страны интересует продукция, которую мы сами потребляем и не можем экспортировать, – куриные ножки.

    Участники рынка к идее экспортировать курятину относятся сдержанно – по цене она часто проигрывает западной, что делает поставки нерентабельными.

    Кроме того, не нужно забывать, что есть зарубежные рынки, где нас особенно никто не ждет, и готовиться выдержать довольно высокую конкуренцию. Самые сильные позиции на мировом рынке курятины держат американские и бразильские компании – поскольку политика государства там принципиально иная. Производителей поддерживают дотациями и субсидиями, чтобы птицеводы успешно конкурировали с местными производителями на зарубежных рынках.

    Для того чтобы в мире покупали американское продовольствие, в прошлом году было истрачено 78 млрд долл. США. В то же время  в действующей программе развития сельского хозяйства России нет  раздела поддержки экспорта. Так  что попытки российских компаний сразиться на чужих рынках с коллегами из Северной или Южной Америки выглядят достаточно рискованными.

    Тем не менее найти возможности можно  на любом рынке. Вся мировая торговля представляет собой обмен продукцией, которой в своей стране наблюдается в излишних объемах. Объем экспорта мяса птицы растет как раз за счет продукции, которая на нашем рынке не пользуется особым спросом и цены на нее невелики (например, субпродукты).

    Нашим предприятиям необходимо оценивать  иностранные рынки с точки  зрения потребительских предпочтений. То есть если во Вьетнаме, Китае, Юго-Восточной Азии куриные лапки являются деликатесом, то и импортируют нашу продукцию они с удовольствием.

    Отечественные производители мяса птицы должны как можно активнее наращивать предложения по ассортименту. Отдельно надо сказать о производстве консервов из мяса птицы. Похоже, птицеводы о них просто забыли. Между тем в последние годы – это активно развивающийся сегмент международной торговли. С 2000 по 2010 годы международная торговля мясными консервами из мяса птицы выросла в три раза, и что особенно примечательно – это рост потребления на рынках развитых и развивающихся стран. У нас же нет ни одной продвинутой торговой марки, специализирующейся на консервах из мяса птиц.

    Для получения разрешения на экспорт  мяса птицы производители, прежде всего, должны выполнять требования страны-импортера, а в случае доступа на рынок ЕС – требования ЕС. А для этого – вести контроль за поставщиками сельскохозяйственной продукции, включающий в себя входной контроль сырья на наличие остаточных количеств ветеринарных препаратов и загрязнителей; обеспечить внедрение системы контроля качества на предприятии, а также надлежащей производственной практики, причем использование микробиологических критериев должно составлять неотъемлемую часть мер по контролю гигиены.

    Снизив  издержки производства и сделав продукт  максимально доступным для населения, улучшив качество за счет внедрения новых технологий и оборудования, российские производители в ближайшее время смогут заявить о себе как о надежных экспортерах мяса птицы.

    Внешний рынок экономисты-теоретики считают  безграничным. То есть на нем, если у  тебя конкурентоспособная продукция, можно продать все, что есть. Поэтому  стратегической целью развития отрасли  должны стать повышение качества отечественной продукции, расширение ее ассортимента и сохранение приемлемого уровня рентабельности производства. Это приобретает особое значение в условиях роста потребления продуктов птицеводства и ухудшения ценовой конъюнктуры по основным видам сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. 

 

    

    Заключение 

    Следует отметить, что к 2020 году в соответствии с Программой развития птицеводства в РФ производство яиц должно составить около 50 млрд. штук, а мяса птицы – достигнуть 4,5 млн. тонн или 32кг на душу населения. Слайд 36 Заявление некоторых специалистов – экономистов о том, что это много, не выдерживает критики. Хотя бы потому, что в США на человека в год потребляется 56кг мяса птицы, и у них это считается нормальным уровнем потребления. В Израиле это показатель составляет 68кг, а в Арабских Эмиратах - 101кг!

    Яйцо  и мясо птицы - это удивительные продукты. В том числе потому, что они не имеют ограничения в применении человеком - ни религиозного, ни этнического!

    Великий философ Жан-Жак Руссо 262 года назад написал: «Единственное средство удержать государство в независимости от кого-либо это сельское хозяйство. Обладайте, хоть всеми богатствами мира, но, если вам нечем питаться, вы зависите от других. Торговля обеспечивает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.» Эти слова могут служить эпиграфом не просто к концепции продовольственной безопасности, а к новому Федеральному закону Российской Федерации о продовольственной безопасности страны, который в самой ближайшей перспективе должен быть рассмотрен и принят.

Информация о работе Конъюнктура рынка продукции птицеводства