Этические нормы и домашние животные. Принципы ответственности. Проблемы животноводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Биоэтика рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют "биологическая" биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой - деонтологией.

Оглавление

Введение
Принципы этичного отношения к животным
Жестокое обращение с животными и принципы ответственности.
Проблемы животноводства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

биоэтика.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Астраханский  Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Этические нормы и домашние животные. Принципы ответственности. Проблемы животноводства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Волкова А.А.

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астрахань

2010.

 

Содержание.

Введение

Принципы  этичного отношения  к животным

Жестокое  обращение с животными  и принципы ответственности.

Проблемы животноводства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

     Биоэтика  понимается как раздел этики, рассматривающий  область отношения человека к  различным живым формам. Само слово "этика" определяется как ответственность  человека перед окружающими; таким  образом, биоэтика понимается как область  знаний о поведении человека по отношению  к другим и как философское  понятие, касающееся нравственной стороны  поведения человека. Понятие "биоэтика" возникло недавно, несколько десятилетий  назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В  ряде стран имеются центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с  аналогичным названием открыт при  Академии наук России1.

     Биоэтика  рассматривает этичность поведения  человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют "биологическая" биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой - деонтологией.

     Вопрос  о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был  окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек  представляет ценность как живое  существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой  и неживой природы. Этот тип мировоззрения  получил название антропоцентризма.

     Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к  животным, развитие этической философской  мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости  пересмотреть свои взгляды на отношение  к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики  и выработать более гуманный и  справедливый взгляд на свой статус в  окружающем мире. 
1. Принципы этичного отношения к животным

     Мнимое  бесправие животных, заблуждение, будто  наши деяния относительно них не имеют нравственного  значения, или, говоря языком морали, будто  перед животными  не существует никаких  обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство

     (Шопенгауэр)2.

     Наиболее  развитая духовно часть человечества протестовала против жесткого обращения  с животными давно; однако подход к этой проблеме был различен. Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к  животным, взывали к человеческому  милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение  к животным, преимущественно к  домашним. Указывая, что животные заслуживают  справедливого к ним отношения  и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили  и аргументировали положение  о самостоятельной ценности животных.

     Универсальная этика А. Швейцера также является обоснованием принципа самостоятельной  ценности животного. По мнению А. Швейцера, любая жизнь драгоценна в своей  неповторимости, а это равняет  в их ценности все живые существа. Поэтому жизнь - это явление, внушающее  уважение, благоговение. Отсюда проистекает  принцип универсальной этики  Швейцера - "благоговения перед жизнью".

     Существуют 4 правила этического отношения к  животным:

    1. Правило “Не Навреди”;
    2. Правило Невмешательства;
    3. Правило Верности;
    4. Правило Справедливого Возмещения Ущерба.

Правило “Не Навреди”. Это долг не наносить никакого вреда или ущерба никакому существу в окружающей нас природной среде, имеющему собственное добро, или благо, само по себе. Он включает обязанность не убивать ни один организм, не разрушать популяции какого бы то ни было вида или биотические сообщества, а также обязанность воздерживаться от любых действий, могущих оказаться губительными для организма, популяции вида или биотического сообщества. Наиболее тяжелым злом в этике уважения к природе, пожалуй, следует считать нанесения вреда тому, кто (или что) не вредит нам.

Концепция “не навреди” понимается здесь  только как неосуществление или  намеренное воздержание. Это правило  определяет отрицательную обязанность, требующую, чтобы нравственная личность воздерживалась от определенных видов  действий. Оно не требует осуществления  каких-либо действий, таких, например, как предотвращение возможного ущерба тому или иному существу или облегчение его страданий. Такого рода действия точнее подпадают под рубрику  принесения пользы существу путем защиты его собственного блага или содействия ему.

Правило “Не Навреди” запрещает пагубные или разрушительные действия со стороны моральной личности. Оно не относится к поведению животных или деятельности растений, могущих принести вред другому живому существу или привести к его смерти.

Правило Невмешательства. Под это правило подпадают  два типа негативных обязательств: одно требует воздерживаться от каких-либо ограничений свободы отдельных  организмов, второе касается общей  стратегии “руки прочь” в отношении  целых экосистем и биотических  сообществ, так же как и индивидуальных организмов.

Что до первого  типа обязательств, то  свобода есть отсутствие ограничений, где ограничение  есть любое условие, препятствующее нормальной жизнедеятельности и  здоровому развитию животного или  растения или затрудняющее их. Живое  существо свободно в этом смысле, когда  в его жизненной обстановке и  деятельности нет ни одного из четырех  видов ограничений, могущих ослабить, ухудшить или разрушить его способность  успешно приспосабливаться к окружающей среде. Быть свободным – значит быть свободным от этих ограничений и свободно добиваться собственного блага (добра) согласно законам своей собственной природы. Ниже приведены четыре типа ограничений с примерами:

(1) положительные  внешние ограничения (клетки; ловушки);

(2) отрицательные  внешние ограничения (отсутствие  воды или пищи);

(3) положительные  внутренние ограничения (болезни;  проглоченные яды или впитанные/поглощенные  токсические вещества);

(4) отрицательные  внутренние ограничения (слабость, недееспособность вследствие повреждения  органов или мышц).

Мы, люди, ограничиваем свободу животных и растений, либо непосредственно налагая какие-либо их этих ограничений, либо внося такие  изменения в среду их обитания, которые в дальнейшем действуют  как ограничения. В любом случае, поступая сознательно подобным образом, мы виновны в нарушении Правила  Невмешательства.

Второй вид  обязательств, подпадающих под это  правило, – это дать возможность  всем диким живым существам жить на свободе. Свобода здесь понимается не как отсутствие ограничений, а  просто как возможность вести  существование в естественном, природном  состоянии. Что касается индивидуальных организмов, это обязательство требует  воздерживаться от их ловли и изъятия  из естественной среды обитания, как  бы хорошо мы в дальнейшем ни обращались с ними. Мы нарушаем правило невмешательства, даже если “спасаем” животных от естественной опасности или восстанавливаем  их здоровье, если они заболели в  природной среде обитания.

Однако еще  более глубинной важностью обладает долг невмешательства в применении к свободе популяций целых  видов или биотических сообществ. Запрет вмешательства в жизнь  таких сообществ означает, что  мы обязаны не пытаться манипулировать, “управлять” природными экосистемами, контролировать, изменять их или любым  другим способом вмешиваться в их нормальное функционирование.  

Для любой популяции  определенного вида свобода –  это отсутствие человеческого вмешательства  в какие бы то ни было природные  процессы, аналогичные законам природы, благодаря которым популяция сохраняет себя от поколения к поколению. Свобода для биотического сообщества в целом – это отсутствие человеческого вмешательства в какие бы то ни было природные процессы, аналогичные законам природы, благодаря которым все составляющие это сообщество популяции природных видов подвергаются изменяющимся во времени экологическим воздействиям со стороны друг друга.

Правило Верности. Это правило касается только человеческого поведения по отношению к отдельным животным, находящимся в дикой природе, которые могут быть обмануты или преданы моральными субъектами. Обязательства, налагаемые Правилом Верности, хотя и в ограниченных пределах, так часто нарушаются столькими людьми, что правило это требует отдельного изучения как один из основополагающих принципов этики уважения к природе.

Под это правило  подпадают обязательства не нарушать доверия, оказываемого нам диким  животным (что ясно из его поведения), не обманывать, не вводить в заблуждение  никакое животное, которое может  таким образом быть обмануто или  введено в заблуждение, оказывать  поддержку ожиданиям животного, сформировавшимся на основании предшествующих действий личности по отношению к  нему, и быть верным тем намерениям, которые стали понятны животному  и на которые оно положилось или  которым доверилось. Хотя мы не можем  иметь взаимных договоренностей  с дикими животными, мы можем поступать  так, чтобы вызвать их доверие  к нам. Основное моральное требование Правила Верности – чтобы мы не обманули этого доверия.

Самыми явными, самыми распространенными примерами  нарушения этого правила являются охота, рыбная ловля, капканы. Ведь именно нарушение доверия является ключевым условием удачной охоты, особенно с  ловушками и капканами, а также  и рыбной ловли. Самое существенное здесь – обман с намерением нанести вред. Поэтому, несмотря на имеющиеся веские причины заниматься этими видами деятельности, они должны быть осуждены этикой уважения к природе.

Правило Справедливого Возмещения Ущерба. В самых общих выражениях это правило налагает обязанность восстанавливать баланс справедливости между моральной личностью и моральным субъектом, если последнему был нанесен ущерб этой личностью. Во всех таких случаях, когда поднимается вопрос о справедливом возмещении ущерба, личность, как правило, нарушает одно из существенных моральных правил, подрывая таким своим действием баланс справедливости между собою и моральным субъектом. Признать совершение такого действия – значит признать особое обязательство, взятое на себя данной личностью вследствие совершения этого проступка. Это обязательство и есть справедливое возмещение ущерба, требующее предоставления компенсации моральному субъекту в той или иной форме. Таким образом личность восстанавливает баланс справедливости, существовавший между нею и моральным субъектом до того, как было нарушено правило долга.

Набор правил, составляющих действующую систему этики, определяет подлинно нравственные отношение между  моральной личностью и субъектом  морали. Если каждая моральная личность выполняет свой долг перед моральным  субъектом, а к каждому субъекту, в свою очередь, относятся надлежащим образом, тогда никто не обижен, никто  не подвергается несправедливости. Как  только правило произвольно нарушается, баланс справедливости склоняется в  пользу субъекта морали, против личности; то есть личность с этого момента  несет бремя определенной ответственности, а жертва получает право на особые блага, поскольку совершение личностью  несправедливого поступка принесло ей незаслуженную выгоду, а субъекту – несправедливый ущерб. Чтобы привести пошатнувшееся равновесие обратно  к норме, личность должна в какой-либо форме компенсировать субъекту этот ущерб.

 

Жестокое  обращение с животными  и принципы ответственности.

Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В стране осуществляются радикальные  социально-экономические реформы, идёт процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который невозможен без укрепления законности и правопорядка, обеспечения надёжной охраны конституционных  прав и свобод граждан.

Информация о работе Этические нормы и домашние животные. Принципы ответственности. Проблемы животноводства