АПК в системе национальной экономики, его структура и тенденции развития (на примере Республики Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства. Прежде всего, от отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, строительные материалы и др. Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства. Кроме того, развитие сельского хозяйства тесно связано с эффективной деятельностью отраслей и производств, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

Таким образом, первый уровень – это кооперативная  организация сельскохозяйственных предприятий различных форм.

Второй уровень – кооперативы по обслуживанию населения. Их следует формировать при крупных состоятельных СПК, а также при сельских Советах. Работать они должны на хозрасчетных принципах платности работ и услуг. В будущем эти кооперативы могут закупать у населения излишки продукции и сбывать их, развивать сеть всевозможных мелких услуг. Формирование таких организаций во многом освободит действующие сельскохозяйственные предприятия от подобных обязанностей и будет способствовать рационализации сферы услуг населению.

Третий уровень – межхозяйственные кооперативные объединения. В новых условиях хозяйствования существующие комплексы надо сделать предприятиями-интеграторами. Вокруг них сформировать зоны хозяйств, которые станут производить и поставлять на комплексы необходимые ресурсы и сырье. Сюда целесообразно включать небольшие комбикормовые предприятия. Создать или восстановить такие структуры по технологическим цепям вполне возможно местным органам власти – райисполкомам. В ряде районов они функционируют, но их нужно поддержать, оживить и организационно оформить.

Четвертый уровень – районные кооперативные объединения. Их рекомендуется создавать в виде ассоциаций, производственных групп и т.д. Это уже вертикально-горизонтальные объединения. В качестве предприятий-интеграторов могут быть животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия районного масштаба. В таком случае все сельскохозяйственные предприятия района объединяются в единую технологическую цепь – производства исходных ресурсов, поставки сырья, производства продукции, переработке и сбыте готовой продукции.

Пятый уровень – региональные агропромышленные объединения в виде производственных и производственно-финансовых групп, ассоциаций, союзов, холдингов, корпораций. В качестве предприятий-интеграторов здесь могут выступать крупные животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия (мясокомбинаты, молочные заводы, льнозаводы и др.), которые требуют формирования сырьевых зон и могут охватывать хозяйства нескольких районов. На этом уровне важно добиваться уже выраженной специализации и размещения производства. То есть в зону предлагается включать не все сельскохозяйственные предприятия, а только те регионы и предприятия, где для производства исходного сырья имеются наилучшие условия. Поставки должны осуществляться строго на договорных и контрактных началах.

Шестой уровень – областной. Здесь целесообразно формировать вертикальные агропромышленные объединения преимущественно в виде холдингов, так как это наиболее динамичные и подвижные структуры, гибко учитывающие экономические интересы участников, допускающие вхождение различных форм предприятий (акционерных, государственных, частных, малых и крупных) и имеющие хорошую управляемость, в том числе государственных органов. Кроме того, холдинги бывают разных форм  (производственные, финансовые, смешанные) и способны функционировать в виде акционерных компаний. Они могут централизовать часть пакета акций предприятий-участников, но могут включать и неакционированные  предприятия и привлекать их, например, посредством перераспределения конечной прибыли или выделения централизованных ресурсов для развития.

На этом уровне агропромышленные объединения  приобретают вполне определенную организационно-продуктовую  завершенность и специализацию. Областные холдинги могут включать ряд местных межхозяйственных, районных и региональных объединений, формировать  областную аграрную политику в разрезе  отдельных продуктов и их групп, определять условия и перспективы  развития областных и низовых структур и создаваться по решению облисполкомов. Здесь четко формируются сырьевые зоны, прослеживается необходимое разделение труда. Продуктовая цепь имеет технологическую и экономическую завершенность: сельскохозяйственные и комбикормовые предприятия – поставщики сырья – животноводческие комплексы – перерабатывающие предприятия – торговля – рыночный сбыт – перераспределение прибыли из сферы сбыта и торговли – формирование внутренних фондов развития и воспроизводства.

Седьмой уровень -  республиканский. Здесь рекомендуется создавать вертикальные кооперативные объединения в основном в виде холдингов и продуктовых подкомплексов, а также концернов и союзов. Формироваться такие объединения могут на данном этапе в составе действующих республиканских объединений – «Белгоспищепром», «Белптицепром», «Главживпром», «Лен Беларуси» и пр. Они должны сформировать специализированные продуктовые холдинги в своем составе и наладить их эффективное функционирование.

На республиканском  уровне следует завершить республиканскую  специализацию сельского хозяйства  и сформировать зоны преимущественного  и наиболее выгодного производства молока, зерна, льна, масличных культур  и др. Для этого важно на данном этапе правильно определить головные предприятия и фирмы, ответственные  за создание холдингов, их специализацию, и принять соответствующие решения  государственных органов.

Данный  уровень, а именно уровень государственной  аграрной стратегии и политики, должен создать нормальные условия для  надежного научного обеспечения  АПК. Необходимо укрепить материальную базу всех научно-исследовательских  институтов. Создать условия для  кадрового обновления научных коллективов, а значит, в первую очередь решить жилищную проблему для молодых ученых и вопрос материального стимулирования их труда. Ученые должны тесно сотрудничать с республиканскими производственными  и обслуживающими объединениями, комплексами  и холдингами на договорных началах, осуществлять научное обеспечение  централизованных и местных продуктовых  кооперативно-интеграционных объединений  на взаимовыгодных условиях.

Восьмой уровень – межгосударственный и межнациональный. Он может проявляться в следующих формах:

а) при  создании транснациональных компаний и корпораций. Это особенно важно  для нашей страны при возрождении, например, крупных животноводческих комплексов, существовавших в прежние  времена на государственных ресурсах. В настоящее время государственные  резервы ограничены. Поэтому такие  комплексы могут выступать как  предприятия-интеграторы для создания транснациональных компаний. Российские или любые другие зарубежные поставщики могут, например, поставлять кормовые ресурсы и с их помощью совместно с белорусскими  участниками производить боле дешевую мясную продукцию, перерабатывать ее, сбывать, а прибыль распределять по участию.

б) при  создании совместных и смешанных  предприятий по сельскому хозяйству  с участием иностранных инвестиций и капитала. Это достаточно выгодная форма кооперации, но недостаточно используемая в отечественном АПК.

в) при  вхождении национального АПК  в Общий аграрный рынок стран  СНГ. Известно, что в течении ряда лет прорабатываются вопросы его создания по образу рынка ЕС. В настоящее время приняты и подписаны многие межгосударственные документы на высшем уровне, но из-за позиции ряда стран рынок как следует еще не заработал.

г) при  интеграции национального АПК в  мировую экономику и мирохозяйственные  отношения с тем, чтобы Беларусь заняла на мировых рынках прочную  позицию и устойчивые ниши как  надежный и конкурентоспособный  поставщик. Прежде всего, предстоит  вступить в ВТО, но при этом сохранить  свои позиции, касающиеся государственной  поддержки сельского хозяйства.

Такова  в целом схема реорганизации  отечественного АПК путем построения в стране сквозной кооперативной  системы, предусматривающей необходимое  самоуправление на всех уровнях хозяйствования. В результате производственные структуры  перейдут на принципы рыночного самоопределения  и самофинансирования, коммерческого  расчета, но при этом не потеряется общее государственное руководящее  начало и государственное участие  в экономике, в том числе посредством  бюджетных и централизованных средств  и законодательных нормативов. Но эта поддержка сельского хозяйства  должна осуществляться не вообще, а  иметь строго программный и целевой  характер и направляться для обеспечения  только эффективного и конкурентного  производства.

Непременным условием эффективной организации  агропромышленного комплекса страны является ее нормативно- правовое и законодательное обеспечение.

 

3.3 Государственная программа возрождения  и развития села на 2005-2010 годы

Указом  Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г. № 150 утверждена Государственная  программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Программа носит  комплексный характер. Основными ее целями и задачами являются:  возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающие условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации; обеспечения эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.

Все мероприятия, указанные в программе, охватывают как производственную, так и социальную сферы. В производственной сфере  предусмотрены совершенствование  специализации сельскохозяйственного  производства, повышение эффективности  использования земель, развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная поддержка агропромышленного производства, совершенствование организационно-экономических структур, техническое переоснащение и кадровое обеспечение АПК.

В социальной сфере предусмотрены: повышение  привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения; совершенствование  инфраструктуры сельских населенных пунктов; развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи; модернизация дорог и транспортного обеспечения; развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания.

Реализация  мер, определенных программой, позволит достичь социальных стандартов, гарантирующих  повышения уровня и качества жизни  сельского населения, и устойчиво  развивать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность страны.

Одним из основных направлений развития АПК  в новых условиях хозяйствования является повышение эффективности  производства и развития сельских территорий путем создания во всех регионах республики аграрных городков.

Агрогородок – благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий, а именно:

-   центральное и локальное водоснабжение  (холодное и горячее), в том  числе для пожаротушения;

- центральное  газоснабжение (или развитие систем  снабжения сжиженным газом коллективного  пользования);

-    улицы с твердым дорожным покрытием;

- сеть  дорог, связывающих с населенными  пунктами в зоне обслуживания;

-   пассажирское транспортное сообщение  с районным и областным центрами;

-   объекты телефонной связи на  основе стационарных и мобильных  систем связи;

-      торгово-закупочные объекты потребительской  кооперации;

          - филиалы районных предприятий  жилищно-коммунального обслуживания;

-   структуры по обслуживанию личных  подсобных хозяйств населения;

-   дошкольные учреждения и школы;

-   спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма,  охотничьи хозяйства;

-    амбулатории врача общей практики;

-    пожарные аварийно-спасательные  депо и посты;

-  придорожное  сервисное обслуживание (объекты  общественного питания, автомобильного  сервиса, автозаправочные станции,  гостиницы);

-  учреждения  культуры (дома культуры, клубы, библиотеки  и т.д.), центры традиционных народных  промыслов и ремесел; 

-   юридические услуги населению,  включая нотариальные.

Необходимо  отметить, что агрогородки создаются на основе административно-территориальных единиц базового уровня, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Это обусловлено тем, что административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры. Поэтому совокупность перечисленных факторов является определяющей для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки.

В Государственной  программе возрождения и развития села предусмотрено в течение 2005-2010 гг. создание 1481 агрогородка, в том числе в Брестской области – 221, Витебской – 256, Гомельской – 238, Гродненской – 239, Минской – 325, Могилевской – 202 населенных пункта нового типа.

Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов  позволит оптимизировать сельское расселение, существенно сократить радиус обслуживания жителей учреждениями и организациями  социальной инфраструктуры, службами безопасности  и правопорядка, обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения, создать основу для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.

Информация о работе АПК в системе национальной экономики, его структура и тенденции развития (на примере Республики Беларусь)