Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа
Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства. Прежде всего, от отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, строительные материалы и др. Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства. Кроме того, развитие сельского хозяйства тесно связано с эффективной деятельностью отраслей и производств, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия.
Таким образом,
первый уровень – это кооперативная
организация
Второй уровень – кооперативы по обслуживанию населения. Их следует формировать при крупных состоятельных СПК, а также при сельских Советах. Работать они должны на хозрасчетных принципах платности работ и услуг. В будущем эти кооперативы могут закупать у населения излишки продукции и сбывать их, развивать сеть всевозможных мелких услуг. Формирование таких организаций во многом освободит действующие сельскохозяйственные предприятия от подобных обязанностей и будет способствовать рационализации сферы услуг населению.
Третий уровень – межхозяйственные кооперативные объединения. В новых условиях хозяйствования существующие комплексы надо сделать предприятиями-интеграторами. Вокруг них сформировать зоны хозяйств, которые станут производить и поставлять на комплексы необходимые ресурсы и сырье. Сюда целесообразно включать небольшие комбикормовые предприятия. Создать или восстановить такие структуры по технологическим цепям вполне возможно местным органам власти – райисполкомам. В ряде районов они функционируют, но их нужно поддержать, оживить и организационно оформить.
Четвертый уровень – районные кооперативные объединения. Их рекомендуется создавать в виде ассоциаций, производственных групп и т.д. Это уже вертикально-горизонтальные объединения. В качестве предприятий-интеграторов могут быть животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия районного масштаба. В таком случае все сельскохозяйственные предприятия района объединяются в единую технологическую цепь – производства исходных ресурсов, поставки сырья, производства продукции, переработке и сбыте готовой продукции.
Пятый уровень – региональные агропромышленные объединения в виде производственных и производственно-финансовых групп, ассоциаций, союзов, холдингов, корпораций. В качестве предприятий-интеграторов здесь могут выступать крупные животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия (мясокомбинаты, молочные заводы, льнозаводы и др.), которые требуют формирования сырьевых зон и могут охватывать хозяйства нескольких районов. На этом уровне важно добиваться уже выраженной специализации и размещения производства. То есть в зону предлагается включать не все сельскохозяйственные предприятия, а только те регионы и предприятия, где для производства исходного сырья имеются наилучшие условия. Поставки должны осуществляться строго на договорных и контрактных началах.
Шестой уровень – областной. Здесь целесообразно формировать вертикальные агропромышленные объединения преимущественно в виде холдингов, так как это наиболее динамичные и подвижные структуры, гибко учитывающие экономические интересы участников, допускающие вхождение различных форм предприятий (акционерных, государственных, частных, малых и крупных) и имеющие хорошую управляемость, в том числе государственных органов. Кроме того, холдинги бывают разных форм (производственные, финансовые, смешанные) и способны функционировать в виде акционерных компаний. Они могут централизовать часть пакета акций предприятий-участников, но могут включать и неакционированные предприятия и привлекать их, например, посредством перераспределения конечной прибыли или выделения централизованных ресурсов для развития.
На этом уровне агропромышленные объединения приобретают вполне определенную организационно-продуктовую завершенность и специализацию. Областные холдинги могут включать ряд местных межхозяйственных, районных и региональных объединений, формировать областную аграрную политику в разрезе отдельных продуктов и их групп, определять условия и перспективы развития областных и низовых структур и создаваться по решению облисполкомов. Здесь четко формируются сырьевые зоны, прослеживается необходимое разделение труда. Продуктовая цепь имеет технологическую и экономическую завершенность: сельскохозяйственные и комбикормовые предприятия – поставщики сырья – животноводческие комплексы – перерабатывающие предприятия – торговля – рыночный сбыт – перераспределение прибыли из сферы сбыта и торговли – формирование внутренних фондов развития и воспроизводства.
Седьмой уровень - республиканский. Здесь рекомендуется создавать вертикальные кооперативные объединения в основном в виде холдингов и продуктовых подкомплексов, а также концернов и союзов. Формироваться такие объединения могут на данном этапе в составе действующих республиканских объединений – «Белгоспищепром», «Белптицепром», «Главживпром», «Лен Беларуси» и пр. Они должны сформировать специализированные продуктовые холдинги в своем составе и наладить их эффективное функционирование.
На республиканском
уровне следует завершить
Данный уровень, а именно уровень государственной аграрной стратегии и политики, должен создать нормальные условия для надежного научного обеспечения АПК. Необходимо укрепить материальную базу всех научно-исследовательских институтов. Создать условия для кадрового обновления научных коллективов, а значит, в первую очередь решить жилищную проблему для молодых ученых и вопрос материального стимулирования их труда. Ученые должны тесно сотрудничать с республиканскими производственными и обслуживающими объединениями, комплексами и холдингами на договорных началах, осуществлять научное обеспечение централизованных и местных продуктовых кооперативно-интеграционных объединений на взаимовыгодных условиях.
Восьмой уровень – межгосударственный и межнациональный. Он может проявляться в следующих формах:
а) при
создании транснациональных компаний
и корпораций. Это особенно важно
для нашей страны при возрождении,
например, крупных животноводческих
комплексов, существовавших в прежние
времена на государственных ресурсах.
В настоящее время
б) при создании совместных и смешанных предприятий по сельскому хозяйству с участием иностранных инвестиций и капитала. Это достаточно выгодная форма кооперации, но недостаточно используемая в отечественном АПК.
в) при вхождении национального АПК в Общий аграрный рынок стран СНГ. Известно, что в течении ряда лет прорабатываются вопросы его создания по образу рынка ЕС. В настоящее время приняты и подписаны многие межгосударственные документы на высшем уровне, но из-за позиции ряда стран рынок как следует еще не заработал.
г) при
интеграции национального АПК в
мировую экономику и
Такова
в целом схема реорганизации
отечественного АПК путем построения
в стране сквозной кооперативной
системы, предусматривающей необходимое
самоуправление на всех уровнях хозяйствования.
В результате производственные структуры
перейдут на принципы рыночного самоопределения
и самофинансирования, коммерческого
расчета, но при этом не потеряется
общее государственное
Непременным
условием эффективной организации
агропромышленного комплекса
3.3 Государственная программа
Указом
Президента Республики Беларусь от 25.03.2005
г. № 150 утверждена Государственная
программа возрождения и
Все мероприятия,
указанные в программе, охватывают
как производственную, так и социальную
сферы. В производственной сфере
предусмотрены
В социальной
сфере предусмотрены: повышение
привлекательности труда и
Реализация мер, определенных программой, позволит достичь социальных стандартов, гарантирующих повышения уровня и качества жизни сельского населения, и устойчиво развивать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность страны.
Одним из основных направлений развития АПК в новых условиях хозяйствования является повышение эффективности производства и развития сельских территорий путем создания во всех регионах республики аграрных городков.
Агрогородок – благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий, а именно:
-
центральное и локальное
- центральное
газоснабжение (или развитие
-
улицы с твердым дорожным
- сеть
дорог, связывающих с
-
пассажирское транспортное
-
объекты телефонной связи на
основе стационарных и
-
торгово-закупочные объекты
- филиалы районных предприятий
жилищно-коммунального
-
структуры по обслуживанию
- дошкольные учреждения и школы;
-
спортивные объекты и
-
амбулатории врача общей
-
пожарные аварийно-
- придорожное
сервисное обслуживание (объекты
общественного питания,
- учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т.д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;
- юридические услуги населению, включая нотариальные.
Необходимо
отметить, что агрогородки создаются
на основе административно-
В Государственной
программе возрождения и
Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов позволит оптимизировать сельское расселение, существенно сократить радиус обслуживания жителей учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, службами безопасности и правопорядка, обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения, создать основу для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.