Вербальные и невербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.

Файлы: 1 файл

Вербальные и невербальные коммуникации.docx

— 74.32 Кб (Скачать)

Личностно-ориентированное  общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть еловое общение партнеров, обслуживающее  конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между  юношей и девушкой.

Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое  и личностное общение. Эти термины  довольно часто встречаются как  в педагогической литературе, так  и в обиходе.

Деловое общение (его также  называют ролевым или функционально-ролевым  общением) направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого  из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или  межличностного) общения , напротив, находятся  психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения  с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении  не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно  завершить и после решения  личных вопросов.

В педагогическом процессе деловое  и личностное общение довольно тесно  переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет  ученик задания учителя, какими способами  он получил правильный ответ. От взгляда  опытного педагога не скроется физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное  настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.

Личность как  субъект общения 

Свойства личности

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование  особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью  не родятся, личностью становятся.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития человека.

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с  процессом прижизненного изменения  природных свойств индивида в  ходе его приспособления к внешней  среде. Человек как природное  существо есть индивид, обладающий той  или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических  потребностей и многими другими  чертами, которые в ходе онтогенетического  развития многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств  человека порождают его личность.

Личность есть специальное  человеческое образование, которое  так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее  его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается  общественными отношениями, в которые  индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые  его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие  формирования его личности.

Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности  другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности  индивида. Так, особенности высшей нервной  деятельности индивида не становятся особенностями его личности и  не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она  «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Личность как индивид  есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения  субъекта. Существует, однако, фундаментальное  отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его  отношений это специфические  для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Изучение процесса объединения  деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную  задачу психологического исследования.

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается  в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения  друг с другом, взаимодействовали  между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию  друг друга. Поэтому психологи условно  выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и  перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя  какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать  с другими людьми.

Коммуникативная сторона  общения.

Коммуникация – процесс  обмена информации.

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими  словами, коммуникатор должен четко  излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно  слушать, воспринимая все сказанное  партнером по общению, и только после  усвоения всего материала, он может  не согласиться с услышанным, сопоставить  со своей точкой зрения и т.д.   

 Мы видим, что для  успешного процесса коммуникации  человек должен обладать определенным  рядом свойств, основными из  которых являются: коммуникабельность  и коммуникативность. Поскольку  необщительному человеку будет  трудно осуществлять процесс  обмена информацией, так как  ее необходимо передавать не  просто как сообщение, которыми  обмениваются компьютеры определенными  порциями в виде электронно-магнитных  сигналов. В процессе коммуникации  человек должен учитывать индивидуальные  особенности партнера, стараться  подать информацию в той форме,  которая максимально заинтересует  собеседника, подчеркнуть те моменты,  на которых следует заострить  внимание и попытаться более  подробно объяснить то, что не  совсем понятно. 

К свойствам личности, необходимым  в процессе общения, можно отнести  способность слушать, внушать, уважать  партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей  внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые  напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность  и высокомерие по отношению к  собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Перцептивная сторона  общения 

Перцептивная сторона  общения включает в себя процесс  восприятия и понимания другого  человека, формирования его образа.

Впечатление, которое возникает  при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется  представление не только о внешнем  облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из наиболее необходимых для этого качеств  является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может  выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного  общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью  доверять первому впечатлению, умением  отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что  у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью  не совпадать с утверждениями  личности. Если человек не может  принять наличия у других несовпадающих  с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой  барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который  поделился своими мыслями и не получил никакого  понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.

По моему мнению, для  восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как  это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

К свойствам создающим  барьер в перцептивном общении можно  отнести неумение слушать, надменность  и высокомерие, нетерпеливость и  нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

Интерактивная сторона  общения 

Интерактивная сторона общения  представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных  компонентов общения.

Интерактивная сторона общения  проявляется не только через обмен  информацией, но и через усилия людей  по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного  интерактивного общения, я бы отнесла  организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность  и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим  помехи для интерактивного общения  можно отнести свойства противоположные  перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области  и др.

Формирование и  свойства личности

Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его  как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств  человека обычно выделяются те, которые  обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому  занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие  поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления о  личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в  пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в  жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается  в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему  миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения  реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством  которой люди познают мир (природу  и общество) и изменяют его. Никак  нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она  играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью  тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает.

Личность формируется  во взаимодействии, в которое человек  вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и  формируется. Поэтому-то такое фундаментальное  значение для психологии приобретает  деятельность человека. Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, — это реальный индивид, живой, действующий человек.

В качестве личности человек  выступает как единица в системе  общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается  положительное ядро той точки  зрении, которая утверждает, что  понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что  сама личность как реальность, как  кусок действительности, обладая  многообразными свойствами — и природными, а не только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих  специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания.

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации