Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:59, реферат
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.
Каждый из нас в той
или иной степени чувствителен к
проявлениям внимания или невнимания
со стороны других людей. Восприимчивость
к невербальным проявлениям отношения
к нам другого человека отражает
базисную человеческую потребность
в межличностных отношениях. Чувствительность
к невербальным проявлениям предъявляет
консультантам требование уделять
особое внимание способам “бытия с” клиентом,
которые показывают их способность
к установлению контакта. Ведь невербальное
поведение и те сообщения, которые
консультант передаёт посредством
него, могут влиять на клиента как
позитивным, так и негативным образом.
Невербальные проявления могут способствовать
доверию, открытости клиента и исследованию
важнейших измерений его
В данном реферате я хотела
бы рассмотреть компоненты качества
присутствия, которое можно определить
как степень невербального
Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.
Качество присутствия
включает в себя как физическое,
так и психологическое
Теперь давайте перейдём к рассмотрению отдельных элементов невербального общения и тех сообщений, которые они могут передавать.
Позиция и дистанция
Расположение лицом к
лицу - это наиболее часто практикуемая,
хотя и не единственная возможность
расположения консультанта и клиента
друг к другу. Позиция лицом к
лицу, которая задаётся расположением
кресел консультанта и клиента в
пространстве кабинета - это приглашение
к диалогу. “Я расположен к вам, я
с вами прямо сейчас” - вот то
послание, которое консультант стремится
передать клиенту. Такая позиция
свидетельствует о готовности консультанта
к контакту, сообщает о его вовлечённости
в беседу и приглашает клиента
к открытому самопредъявлению. Однако
иногда готовность консультанта к прямой
встрече воспринимается клиентом как
угроза. Эта проблема может быть
разрешена, если изменить положение
кресел и увеличить дистанции
между консультантом и
В разговоре труднее с
теми, кто откидывается назад или
разваливается в кресле. Наклон консультанта
вперед передаёт сообщение “Я с
тобой, мне интересен ты и то, что
ты хочешь сказать”. А отклонение назад
часто сообщает - “Я не совсем с тобой”
или “Мне скучно”. Наклон вперёд может
переживаться клиентом, погруженным
в болезненные чувства, как поддержка
со стороны консультанта, и, наоборот,
отклонение назад - как отстранение
и нежелание иметь дело с его
чувствами. Слишком быстрый, внезапный
наклон сокращает дистанцию между
консультантом и клиентом, что
может нарушить контакт и восприниматься
как вызов. Так, например, консультант
может сказать: “Итак, я выслушал
ваши жалобы, а теперь я хотел
бы узнать, в чём вы видите причины
всех этих трудностей?”, при этом, как
бы нависая над клиентом, резко
наклониться вперед. Такое невербальное
поведение может придать
Хороший консультант с
уважением относится к
Открытая поза
Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости в беседу.
Консультанту полезно
периодически спрашивать себя: “В какой
степени моя поза передает клиенту
мою открытость и доступность?”
Идеальным вариантом здесь
Открытая поза не предполагает,
что заняв её, консультант отсидит
в ней весь сеанс без изменений.
Открытая поза только тогда произведёт
должное впечатление, когда она
будет не напряженной и естественной.
Невербальная естественность включает
в себя свободное и спокойное
использование вашего тела в качестве
средства коммуникации. Активная жестикуляция
часто отражает положительные эмоции
и воспринимается как проявления
заинтересованности и дружелюбия, а
плавная смена поз и
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим
источником информации о человеке,
особенно о его чувствах. Именно
мимические реакции собеседника
свидетельствуют о его
Коротко коснёмся некоторых
проявлений лицевой экспрессии и
тех сообщений, которые они могут
с собою нести. Наиболее заметным
проявлением мимики является улыбка,
которая, не будучи чрезмерно используемой,
является хорошим позитивным стимулом.
“Улыбка, как правило, выражает дружелюбие,
однако чрезмерная улыбчивость зачастую
отражает потребность в одобрении...
Натянутая улыбка в неприятной ситуации
выдаёт чувства извинения и
Сдвинутые брови сами по себе
обычно передают неодобрение, однако если
консультант изредка сдвигает брови,
он тем самым может сообщить клиенту,
что не вполне следует за содержанием
его речи. Сжатые челюсти могут
свидетельствовать о твердости
и уверенности, а также об агрессивном
настрое. Страх, восторг, или удивление
могут заставить слушателя
Визуальный контакт
Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”. Как писал Станиславский. К.С. “взгляд - это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу” (цит. по Лабунской. В.А. 1999). Однако оптимальный вариант на мой взгляд, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Но если слишком часто отводить взгляд, клиент может воспринять это как нерасположение к нему, а также свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном уровнем близости в ваших отношениях или личными проблемами, связанными с интимностью. Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью - пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом контакте”. Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника, может свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с нарциссическим типом личности.
Визуальный контакт - это
также средство взаимной регуляции
процесса беседы. Всем нам из опыта
повседневного общения
Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определённых тем и отводят глаза, как только “на горизонте” появляется что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы с визуальным контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на объект, или не сводит глаз с клиента это озадачивает клиента и вызывает напряженность.
Следя за тем, как складывается
контакт между вами и клиентом,
помните, что визуальный контакт - это
процесс взаимодействия двух личностей.
Если те или иные проблемы с визуальным
контактом возникают не со всеми,
а лишь с каким-либо одним клиентом,
то тогда имеет смысл
Кивки головой
Кивки головой - очень хороший
способ показать клиенту, что вы его
слушаете. Наблюдая за работой профессионалов,
убеждаешься в том, насколько
терапевтичным оказывается
Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция клиента на то, что говорит консультант, во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому консультанту нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С клиентом не стоит говорить слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.
Одним из проявлений голоса
является смех. Смех может звучать
мягко и с металлическими нотками,
искренне и деланно. В некоторых
ситуациях смех - это лучший способ
снять напряжённость или