Типы и стили речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Культура речи – это отдельная дисциплина в учебных заведениях. Суть культуры речи в том, чтобы сделать речь человека правильной, то есть грамотной, соответствующей нормам языка. Как наука, культура речи относится к языкознанию и изучает нормализацию литературного языка. Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов.

Оглавление

Введение
1. Стили речи
1.1 Разговорный стиль
1.2 Научный стиль
1.3 Официально–деловой стиль
1.4 Публицистический стиль
1.5 Художественный стиль
2. Типы речи:
2.1 Повествование
2.2 Описание
2.3 Рассуждение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

русский реферат.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

На первый план в художественном тексте выходят  эмоциональность и экспрессивность  изображения. Многие слова, которые  в научной речи выступают как  четко определенные абстрактные  понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи –  как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных  норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением автором  какой-то мысли, идеи, черты, важной для  смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль  стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного  языка.

Как средство общения художественная речь имеет  свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое  количество тропов, особая художественная, а не понятийная и не денотатная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

Образец текста художественного стиля 

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю  леса. Какое великое спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими  чащи елей, синее, огромное и удивительно  нежное небо. Такие яркие, радостные  краски бывают у нас только по утрам  в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

(И.А. Бунин) 

 

2. ТИПЫ РЕЧИ

Тип речи - способ изложения, избираемый автором  и ориентированный (в зависимости  от содержания высказывания и характера  текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи  явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

 

2.1 Повествование

 

Повествование, как определяет "Теория словесности", в противоположность описанию, "есть изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга".

Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования - знаменитый рассказ Цезаря: "Пришел, увидел, победил". Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую - это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа - сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Образно можно сказать, что повествование - это своеобразное речеведение.

Повествование раскрывает тесно связанные между  собой события, явления, действия как  объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных  контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, действие.

Повествование можно считать главной, основной частью авторской монологической речи. Повествование, рассказ - сущность, душа литературы. Писатель - это прежде всего рассказчик, человек, умеющий интересно, захватывающе рассказывать. Как и другие функционально-смысловые типы речи, повествование представляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть, роман. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.

Стилистические  функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование  может быть более или менее  объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным  авторским.

Образец:  
Прошло несколько недель... Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б**. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах и эмоциях.

(А. С. Пушкин).

 

2.2 Описание

 

Описание - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление - значит перечислить его признаки.

Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.

В художественной литературе, публицистике описание-важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление.

Описание  как тип речи тесно связано  с лицом, с местом, с условиями (ситуативность), в которых протекает  действие. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д. Вплетаясь  в авторскую речь, они выполняют  многообразные стилистические функции.

Трудно  назвать все стилистические функции  описания в художественном произведении - они слишком многообразны и зависят  от индивидуального стиля, жанра, конкретного  отрезка текста, в котором используется описание. Но важно подчеркнуть, что  всегда описание - существенный компонент  словесно-художественной ткани.

Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание. Вот характерный пример:

Магнитофон "Чайка" представляет собой аппарат, предназначенный для записи и  воспроизведения музыки и речи в  домашних условиях. Магнитофон обеспечивает возможность записи с микрофона, звукоснимателя, а также запись с  другого магнитофона, радиотрансляционной  сети, радиоприемника или телевизора.

Магнитофон "Чайка" выполнен в декоративном ящике переносного типа. Конструкция  всего устройства состоит из следующих  узлов... Все органы управления магнитофоном, за исключением предохранителя, входных  и выходных гнезд, расположены на верхней панели"...

Здесь, как  видим, полностью исключены художественно-эстетические задачи. Главное - точно обозначить технические параметры, охарактеризовать модель, дизайн и т. д.

Образец:  
Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

(И.А. Бунин).

 

2.3 Рассуждение 

 

Рассуждение- это функциональный тип речи, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Текст рассуждения  состоит из трех частей: тезиса, докозательства этого тезиса, вывода.

Рассуждение может присутствовать в разных жанрах: в письмах, научных статьях и  учебниках, в рецензиях, докладах, в  дискуссионных выступлениях и полемике, в ученических сочинениях.

В художественных произведениях этот тип лишен, как  правило, тезисов и выводов. Чаще всего рассуждение свойственно  публицистическому стилю. Оно может  сопровождаться описанием и повествованием.

Рассуждение... имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.

С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким  образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение.

Однако  умозаключение редко встречается  в речи в чистом виде, чаще оно  выступает в форме рассуждения. В.В. Одинцов различает две разновидности  рассуждения. В первой из них понятия  и суждения связываются между  собой непосредственно.

Во второй разновидности рассуждения понятия, суждения соотносятся с фактами, примерами и т. п.

Образец:  
Существует ходячее представление, будто бы материальная бедность общества отражается, и притом прямо, и на его духовной бедности. И наоборот: материальное изобилие влечет – или обязано влечь за собой – также и духовное богатство.  
Объективные исторические наблюдения не подтверждают этого тезиса.  
Я был бы очень заинтересован, если бы кто-нибудь сумел убедительно показать мне, что перечисленные общества, достигшие высокого уровня общего материального благосостояния, как-то: Швеция, Голландия, Швейцария – проявили одновременно также и подлинное духовное богатство. Правда, что они вносили и вносят кое-что в мировую науку и технику, но наука, как и техника, относятся в основном к ряду не духовных, а интеллектуальных ценностей. С самого начала следует делать различие между этими двумя рядами явлений. Умонастроение определенного типа, весьма ныне распространенного, не отличает духовного от интеллектуального.  
Если понять и усвоить это различие двух родов явлений, духовного и интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное богатство находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства материального. Дурно отражается на духовной деятельности только две степени материального достатка: нищета и роскошь. Первая заставляет тратить все силы на борьбу за существование, вторая ведет к погоне за умножением богатств либо к пресыщенности, к опустошению, к затягиванию психики душевным салом. (Д.Андреев).  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Всем  этим занимается наука-стилистика. «Функциональная  стилистика – это ... такая дисциплина, которая исследует не столько  язык, сколько речь, и поэтому  можно было бы ее назвать «речеведением». Это наука, которая рассматривает речь («речевой поток», в частности текст) не как материал для изучения системы языка, а, так сказать, «в себе и для себя», она исследует законы, характер, специфику, экстралингвистическую обусловленность именно функционирования средств языка в разновидностях речи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Н.А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009.- Ростов н/Д : Легион, 2008.  
2.  Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. Культура русской речи. Учебник для вузов,2000.  
3.  Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002.  
4.  Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. - 1994. - № 1.  
5.  Стернин И.А. Русский язык и коммуникативное сознание в ближайшие годы (попытка прогноза) // Мир русского слова. – 2004. – № 2. – С. 73-74.  
6.  Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. – М., 2002.


Информация о работе Типы и стили речи