Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:27, реферат
Культура речи – это отдельная дисциплина в учебных заведениях. Суть культуры речи в том, чтобы сделать речь человека правильной, то есть грамотной, соответствующей нормам языка. Как наука, культура речи относится к языкознанию и изучает нормализацию литературного языка. Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов.
Введение
1. Стили речи
1.1 Разговорный стиль
1.2 Научный стиль
1.3 Официально–деловой стиль
1.4 Публицистический стиль
1.5 Художественный стиль
2. Типы речи:
2.1 Повествование
2.2 Описание
2.3 Рассуждение
Заключение
Список использованной литературы
На первый
план в художественном тексте выходят
эмоциональность и
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
По разнообразию,
богатству и выразительным
Как средство
общения художественная речь имеет
свой язык – систему образных форм,
выражаемую языковыми и
Доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная, а не понятийная и не денотатная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.
Образец текста художественного стиля
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великое спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.
(И.А. Бунин)
2. ТИПЫ РЕЧИ
Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
2.1 Повествование
Повествование, как определяет "Теория словесности", в противоположность описанию, "есть изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга".
Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования - знаменитый рассказ Цезаря: "Пришел, увидел, победил". Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую - это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа - сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Образно можно сказать, что повествование - это своеобразное речеведение.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, действие.
Повествование можно считать главной, основной частью авторской монологической речи. Повествование, рассказ - сущность, душа литературы. Писатель - это прежде всего рассказчик, человек, умеющий интересно, захватывающе рассказывать. Как и другие функционально-смысловые типы речи, повествование представляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть, роман. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.
Стилистические
функции повествования
Образец:
Прошло несколько недель... Вдруг батюшка
получает из Петербурга письмо от нашего
родственника князя Б**. Князь писал ему
обо мне. После обыкновенного приступа
он объявил ему, что подозрения насчет
участия моего в замыслах бунтовщиков,
к несчастию, оказались слишком основательными,
что примерная казнь должна была бы меня
постигнуть, но что государыня, из уважения
к заслугам и преклонным летам отца, решилась
помиловать преступного сына и, избавляя
его от позорной казни, повелела только
сослать в отдаленный край Сибири на вечное
поселение.Сей неожиданный удар едва не
убил отца моего. Он лишился обыкновенной
своей твердости, и горесть его (обыкновенно
немая) изливалась в горьких жалобах и
эмоциях.
(А. С. Пушкин).
2.2 Описание
Описание - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление - значит перечислить его признаки.
Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.
В художественной литературе, публицистике описание-важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление.
Описание как тип речи тесно связано с лицом, с местом, с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д. Вплетаясь в авторскую речь, они выполняют многообразные стилистические функции.
Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении - они слишком многообразны и зависят от индивидуального стиля, жанра, конкретного отрезка текста, в котором используется описание. Но важно подчеркнуть, что всегда описание - существенный компонент словесно-художественной ткани.
Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание. Вот характерный пример:
Магнитофон "Чайка" представляет собой аппарат, предназначенный для записи и воспроизведения музыки и речи в домашних условиях. Магнитофон обеспечивает возможность записи с микрофона, звукоснимателя, а также запись с другого магнитофона, радиотрансляционной сети, радиоприемника или телевизора.
Магнитофон "Чайка" выполнен в декоративном ящике переносного типа. Конструкция всего устройства состоит из следующих узлов... Все органы управления магнитофоном, за исключением предохранителя, входных и выходных гнезд, расположены на верхней панели"...
Здесь, как
видим, полностью исключены
Образец:
Океан с гулом ходил за стеной черными
горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших
снастях, пароход весь дрожал, одолевая
и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая
на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие
и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами
громады, - в смертной тоске стенала удушаемая
туманом сирена, мерзли от стужи и шалели
от непосильного напряжения внимания
вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным
недрам преисподней, ее последнему, девятому
кругу была подобна подводная утроба парохода,
- та, где глухо гоготали исполинские топки,
пожиравшие своими раскаленными зевами
груды каменного угля, с грохотом ввергаемого
в них облитыми едким, грязным потом и
по пояс голыми людьми, багровыми от пламени;
а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги
на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры,
плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной
зале все сияло и изливало свет, тепло
и радость, пары то крутились в вальсах,
то изгибались в танго - и музыка настойчиво,
в сладостно-бесстыдной печали молила
все об одном, все о том же...
(И.А. Бунин).
2.3 Рассуждение
Рассуждение- это функциональный тип речи, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Текст рассуждения состоит из трех частей: тезиса, докозательства этого тезиса, вывода.
Рассуждение может присутствовать в разных жанрах: в письмах, научных статьях и учебниках, в рецензиях, докладах, в дискуссионных выступлениях и полемике, в ученических сочинениях.
В художественных произведениях этот тип лишен, как правило, тезисов и выводов. Чаще всего рассуждение свойственно публицистическому стилю. Оно может сопровождаться описанием и повествованием.
Рассуждение... имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.
С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение.
Однако
умозаключение редко
Во второй
разновидности рассуждения
Образец:
Существует ходячее представление, будто
бы материальная бедность общества отражается,
и притом прямо, и на его духовной бедности.
И наоборот: материальное изобилие влечет
– или обязано влечь за собой – также
и духовное богатство.
Объективные исторические наблюдения
не подтверждают этого тезиса.
Я был бы очень заинтересован, если бы
кто-нибудь сумел убедительно показать
мне, что перечисленные общества, достигшие
высокого уровня общего материального
благосостояния, как-то: Швеция, Голландия,
Швейцария – проявили одновременно также
и подлинное духовное богатство. Правда,
что они вносили и вносят кое-что в мировую
науку и технику, но наука, как и техника,
относятся в основном к ряду не духовных,
а интеллектуальных ценностей. С самого
начала следует делать различие между
этими двумя рядами явлений. Умонастроение
определенного типа, весьма ныне распространенного,
не отличает духовного от интеллектуального.
Если понять и усвоить это различие двух
родов явлений, духовного и интеллектуального,
тогда станет ясно, что духовное богатство
находится отнюдь не в прямой зависимости
от богатства материального. Дурно отражается
на духовной деятельности только две степени
материального достатка: нищета и роскошь.
Первая заставляет тратить все силы на
борьбу за существование, вторая ведет
к погоне за умножением богатств либо
к пресыщенности, к опустошению, к затягиванию
психики душевным салом. (Д.Андреев).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем этим занимается наука-стилистика. «Функциональная стилистика – это ... такая дисциплина, которая исследует не столько язык, сколько речь, и поэтому можно было бы ее назвать «речеведением». Это наука, которая рассматривает речь («речевой поток», в частности текст) не как материал для изучения системы языка, а, так сказать, «в себе и для себя», она исследует законы, характер, специфику, экстралингвистическую обусловленность именно функционирования средств языка в разновидностях речи».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.А. Сенина.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009.- Ростов
н/Д : Легион, 2008.
2. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. Культура русской
речи. Учебник для вузов,2000.
3. Максимов В.И. Русский язык и культура
речи. - М.: Гардарики, 2002.
4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура
// Русский язык в школе. - 1994. - № 1.
5. Стернин И.А. Русский язык и коммуникативное
сознание в ближайшие годы (попытка прогноза)
// Мир русского слова. – 2004. – № 2. – С.
73-74.
6. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая
действительность. – М., 2002.