Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования - анализ теорий возникновения языка и выявление более объективных теорий на сегодняшний день.
Благодаря разуму человек перестает быть инстинктивно действующей машиной, он становится свободным от бессознательной деятельности, он сам может поставить и решить задачу «обработки» самого себя, так как способен найти сферу своего отражения, в том числе в самом себе. Другими словами, он может наблюдать самого себя, анализируя свой внутренний мир. Эта способность рефлексии и породила сначала внутренний, а затем внешний человеческий язык.
Процесс создания языка, по Гердеру, состоит в следующем. Мышление есть не простое узнавание предмета, а выделение из роя образов, проносящихся в душе человека отдельных «волн» для сосредоточенного наблюдения. В результате анализа выделенного образа и сопоставления его с другими выявляются признаки как отличительные свойства этого образа и создается отчетливое понятие. Эти отличительные признаки образа – результат рефлексий - и есть «слова души».
Противопоставление животного и разумного начал в человеке, сочетающееся с религиозным убеждением Гердера, привело его к двойственности понимания происхождения языка (и естественное и чудесное), что дало основание его современнику философу И.Г. Гаману (1730-1788) называть это понимание сверхъестественным доказательством человеческого происхождения языка.
2. 2 Язык как деятельность человеческого духа
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) - немецкий философ, лингвист и политический деятель, один из основоположников сравнительно-исторического языкознания и философии языка. Свои взгляды на происхождения языка В. Гумбольдт выразил в довольно кратком отрывке из введения «О различии строении человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» к книге «О языке кави на острове Ява» [7 с. 245].
Своеобразным для своего времени, предвосхитившим многие направления современной лингвистики, был подход Гумбольдта к пониманию природы языка. Язык не есть нечто застывшее, мертвое, созданное, он деятельность духа, и создаваемое в каждый момент, постоянное, и преходящее.
Для понимания точки зрения Гумбольдта на происхождение языка важны его представления о ходе исторического процесса. Другими словами, наблюдаемые причинно-следственные связи событий перемежаются в деятельности людей со стихийными проявлениями внутренних сил индивидов и наций. Таким всплеском внутреннего действования людей, перешедшим во внешнее действование, и явился акт стихийного, бессознательного, свободного, но не инстинктивного образования языка.
Язык глубоко заложен в духовном развитии человечества, он неотъемлемая его часть, в нем обнаруживаются все состояния культуры. И в то же время язык самостоятелен. Он появляется как эманация, перевоплощение духа, как дар человечеству от его внутренней природы. Язык является продуктом коллективного воодушевления. Заложенный в душе каждого человека внутренний прототип языка, как внутреннее действие, переходит во внешнее поведение в результате совместного действия душевных сил отдельных людей, которые (силы) поддерживались уверенностью каждого, что его поймут. Этот акт творящей силы выполняется всей массой народа, в которой тонет отдельная личность. И, не смотря на это, в нем воплощается глубина ее индивидуальности, так же как своеобразие культуры народа в целом.
Рассматривая язык как нечто непосредственное заложенное в человеке, создание которого необъяснимо разумом, В. Гумбольдт этим самым снимал вопросы, над которыми билась мысль французских просветителей, но стихийность и таинственность появления языка из человеческого духа мало чем отличается от чудотворного возникновения речи.
2.3 Звукоподражательная теория Г. Лейбница
Готфрид Лейбниц (1646-1716), знаменитый немецкий философ и ученый XVII в., придерживался звукоподражательной теории в том ее варианте, какой сложился у стоиков. Он был сторонником теории общественного договора о законах человеческой жизни. Лейбниц высказывал различные лингвистические идеи: о происхождении языков, о генеалогической их классификации, о возможности создания общечеловеческого философского языка. Слова образовались благодаря стихийному, инстинктивному подражанию их звучаний тем впечатлениям, которые производили на первых людей окружающие их вещи и животные. Есть звуки сильные и шумные, а есть мягкие и тихие. И те и другие передают соответствующие представления. В языке, конечно, много случайного и искаженного, рассуждает Лейбниц, и современные слова отошли от их первоначального звучания и оригинального значения.
2.4 Теория возникновения языка в физических действиях
XIX в. – век бурного развития промышленной революции капитализма с его индивидуализмом и прагматизмом, может быть, косвенно, но оказал влияние на характер рассуждений философов и филологов о происхождении языка. Если В. Гумбольдт, В. Вундт и А. А Потебня опирались в своих гипотезах на внутренние способности индивида, его духа или инстинктов, то другая серия гипотез, в которой выделяется концепция Л. Нуаре, обращена к внешней, физической деятельности людей, притом совместной.
Одним из основоположников этой линии явился известный немецкий филолог Л. Гейгер (1829-1870). Его большой интерес к возникновению и развитию языка выразился в двух работах: «Происхождение языка» и «Происхождение и развитие человеческого языка и разума».
В основе формирования языка лежат не чувства, связывающие образ предмета и исторгаемый человеком звук (теория междометий), и не звуковые впечатления от предметов, а зрительные восприятия, как полагает Л. Гейгер. Из всех зрительных восприятий наиболее сильными были восприятия человеческих движений. С другой стороны, произнесение человеком какого-либо звука обязательно связано с мимикой лица, по крайне мере с «жестом» рта, и легко наблюдается собеседником. Этот «жест» изображает звук, а звук – свой жест. Этот первоначально мимический язык был достаточно выразительным, чтобы люди могли без предварительного соглашения понимать друг друга. Гейгер пытается, но малоуспешно, показать, что названия предметов производны от названий действий.
Сама по себе идея действия, лежащего в основе происхождения языка, звучит вполне современно, но развертывается она у Гейгера односторонне и прямолинейно [10 c. 136].
Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. В связи с трудовой теорией происхождения языка следует, прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В "Введении" к "Диалектике природы" Энгельс разъясняет условия появления языка: "Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…" Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи и предпосылкой расширения и развития сознания. Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона, верблюда, лошадь, а сам управляет ими. Появляется технический двигатель и заменяет животных. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим». Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной очеловечившейся особи [8 c. 271].
Концепция социальной теории происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновения языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человека. Он возникает и развивается только в человеческом обществе и усваивается каждым отдельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории – неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и развитием форм и способов общения. Он разработал следующую теоретическую модель соотношения языка и общества: 1) общественное производство, базирующееся на разделении труда; 2) воспроизводство этноса как основы общественного производства; 3) становление членораздельной речи из нечленораздельных сигналов; 4) возникновение общественного сознания на базе индивидуального мышления; 5) формирование культуры как отбора и передачи из поколения в поколение важных для жизнедеятельности общества умений, навыков, материальных предметов. Говоря о происхождении языка, Энгельс пишет: «…подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу… Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно научилась произносить один членораздельный звук за другим». Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологической, а затем биологическо-социальной. Основными биологическими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление первых звуковых сигналов. Биологическая эволюция затрагивала, прежде всего, легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выполнения трудовых функций. В процессе трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие человеческого мозга и органов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, - пишет Энгельс, -а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые толчки к дальнейшему развитию». Возникновение языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с процессом познания внешнего мира, и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разумном общении (в котором осуществлялась коммуникативная и когнитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвало его появление.
Этот первый человеческий язык еще не был языком в полном смысле слова: общение, по-видимому, больше проходило на уровне жестов и нечленораздельных выкриков с целью регулирования совместной трудовой деятельности. И лишь со временем труд, общение и сознание, формирование новых, более сложных общественных отношений способствовали становлению языка. В своем развитии он претерпел многочисленные перестройки, принцип речи: он научился располагать слова одно за другим и понимать их во взаимосвязи; 2) овладев принципом последовательного расположения слов, человек распространил его и на организацию звуков в слове: слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов, речь стала членораздельной; 3) усложнилась фонетика; 4) расширился лексический запас; 5) из последовательности слов возникли сначала простейшие, а затем и более сложные синтаксические конструкции [3 c. 288].
Глава 3 Современные теории происхождения языка
Биологическая теория
Определение «биологическая» в названии этой теории указывает на то, что язык понимается в ней как явление, прежде всего врожденное, наследственное. Мысль о биологической природе языка не оставляла тех, кто пытался разгадать тайну языка и в более позднее историческое время. Особенно бурно эта проблема обсуждалась в XVII-XVIII вв. под влиянием, так называемого философского натурализма, утверждавшего концепцию «естественного человека», «естественного общества», «естественной морали». Иными словами, природа выступала здесь как единственный и универсальный принцип объяснения всего сущего. В соответствии с этим принципом складывается представления о языке как о «естественном организме». Термин этот широко используется в трудах таких лингвистических авторитетов, как братья Август и Фридрих Шлегели, Вильгельм Гумбольдт, Расмус Раск, Франц Бопп, Якоб Гримм, И.И. Срезененвский.
Натуралистическое понимание языка в конце XIX в. укрепляется в трудах Макса Мюллера (1823-1900), в частности в книге «Наука о языке». В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского ученого Ноама Хомского о «биологической врожденности» языка. Автор предпринял попытку объяснить тот неопровержимый и удивительный факт, что ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет практически овладевает всем многообразием форм речевых высказываний. По мысли Н. Хомского, такое положение можно объяснить лишь тем, что ребенок овладевает не всем бесконечным многообразием форм речевых высказываний, а лишь основными грамматическими структурами, которые и
служат необходимыми моделями, образцами для овладения всем возможным многообразием форм речевого общения. Это предложение привело его к выводу, что в организации речевого высказывания следует различать два уровня-«глубинные грамматические структуры» и «поверхностные грамматические структуры» языка.
Глубинные грамматические структуры ученый считает врожденными и поэтому универсальными. Они суть языковой компетенции человека, т. е. его языковой способности, подобно иным – способности понимать, способности думать, способности запоминать и т.п. По своей сути глубинные грамматические структуры – это не что иное, как некая совокупность правил построения речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи и наоборот, от речи к мысли. Биологическая по своей сути теория врожденных языков способностей вызвала огромную дискуссию и была подвержена строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наше время плодотворно используются в психолингвистике, в теории порождения речи и в нейролингвистике.
Подход к языку с
точки зрения психологии говорящих
предполагает рассмотрение языка как
психологического явления. Сформировался
он в лингвистике XIX-XX вв. и предопределил
появление нескольких направлений: 1) социально-психологического;
2) индивидуально-
Сторонники социально - психологического направления пытались объяснить сущность языка, исходя из социальной природы психологии человека. Основание такого подхода – тезис теоретика лингвистического психологизма Вильгельма фон Гумбольдта о том, что язык является выражением народного духа, под которым он понимал духовную и интеллектуальную деятельность народа, своеобразие «национального сознания». Ученый полагал, что язык испытывает воздействие духа народа с нескольких сторон. Идеи В. Гумбольдта о языке, как выражении народного духа, сознания и разума нашли оригинальное развитие в трудах таких выдающихся лингвистов второй половины XIX в., как Гейман Штейнталь, Александр Афанасьевич Потебня, Вильгельм Вундт. Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа. Вместе с тем они настойчиво пытались доказать, что язык – это такой продукт человеческого духа, который отличается и от логических, и от психологических категорий. Если категории логики по своей сути являются результатами мышления, а психологические категории – это отражение духовной жизни человека в целом, то язык – специфический продукт истории духовной жизни народа.
Данное направление