Теории возникновения языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - анализ теорий возникновения языка и выявление более объективных теорий на сегодняшний день.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

Введение

Язык - неотъемлемое свойство человека. Это настолько обычное явление, сопровождающее человека всю его сознательную жизнь, что редко кто из нас задумывается над его сущностью. Как правило, язык воспринимается как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Однако уже в глубокой древности лучшие умы человечества в неукротимом стремлении к самопознанию не могли не задуматься над одной из наиболее притягательных тайн, окружающих человека или составляющих его сущность. Такой загадкой издавна был человеческий язык. Объяснить его природу древним было не под силу, но понимание огромной значимости языка в жизни людей выливалось в различные формы устно-поэтического творчества. Воображение поражала способность звуковой речи выражать мысль, глубоко воздействовать на чувства. Не случайно в многочисленных сказках разных народов мира встречаются чудодейственные слова, способные спасти.

Цель исследования -    анализ теорий возникновения языка и выявление более объективных теорий на сегодняшний день.

Задачи исследования:

      1. Изучить научную и художественную литературу по теме исследования.
      2. Расширить знания по курсу языкознание.

Метод исследования:

  • теоретический анализ учебно-методической литературы по исследуемой теме.

 

 

 

Глава 1. Происхождение  языка

    1. Проблема происхождения языка

Проблема происхождения  языка (глоттогенеза) включает в себя вопросы: когда появился язык, почему он возник, каким был на раннем этапе  своей жизни. Ответить на эти вопросы  сложно, так как нет возможности  вернуться в предысторию человечества: « Чем глубже тут  копнешь, тем  дальше проберешься, чем ниже спустишься  в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его  цивилизации совершенно непостижимы, что они снова и снова ухолят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени не погружали его» [по источ. Манн 1987, с. 29]. 

Теорий происхождений  языка немало. Среди них есть взаимоисключающие: 1) язык дан человеку свыше (креационистская или библейская) и 2) человек сам изобрел свою речь.

 Вильгельм фон Гумбольдт полагал, что языки возникли не по произволу и не по договору, а вышли из тайников человеческой природы и являются саморегулируемыми и развивающимися звуковыми стихиями. Язык человека, как и его мышление, явление биолого-социальное, следовательно, необходимо искать биологические и социальные условия становления языка. К биологическим предпосылкам возникновения языка относят: 1) прямохождение, расширяющее горизонт человека, приводящее к особому укладу внутренних органов, обеспечивающее лучшую координацию действий индивидов, и 2) потребление  мяса (предок человека был хищником, более того, людоедом). Все больше сторонников приобретает мнение, что предок человека питался и падалью. Такой способ добывания пищи оказал более заметное влияние на эволюцию человека, чем до этого было принято думать [2 c. 85].             

Cоциальные предпосылки рождения языка кроются в сложной иерархии первобытного стада, коллективной природе охоты, в изготовлении орудий, в разделении труда, усложнении внутренней жизни коллектива, в миграции первобытных сообществ. Важнейшая социальная предпосылка – изменение взаимоотношений индивидов в процессе трудовой деятельности.

Проблема происхождения языка, с точки зрения необходимых предпосылок его, активно обсуждалась в средневековых трактатах. Так, Григорий Нисский в труде по антропологии «Об устроении человека» делает вывод, что строение человеческого рта приспособлено к потребностям произношения членораздельных звуков главным образом благодаря человеческой руке, а Григор Татеваци написал: «Голова у человека поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду» [5 c. 134].

Полагают, что становление  членораздельной речи сдерживалось не только несовершенством мозгового  и периферического произносительного аппарата, но и несовершенством «общественных отношений». Требовался скачек, «перерыв непрерывности» в развитии средств коммуникации и тем самым в регулировании других и в регуляции самого себя, в том числе и собственного познания. Это могло осуществляться в ходе развития совместной деятельности формировавшихся людей. Именно это принципиально меняло отношение между индивидами и обусловило специфику человеческого мышления

В отечественном языкознании  многие десятилетия господствовало марксистское понимание генезиса человека и его языка. Исходный тезис этой концепции сформулирован так: «Язык так же древен, как и сознание… подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

В труде складывается общество, возникает язык, качественно преобразуется мышление и формируется человек в полном смысле этого слова. Заслуга Ф.Энгельса, полагают марксисты, в том, что он увидел и показал необходимую взаимосвязь важнейших элементов: труд-речь-мышление-человек-общество. Человеческое мышление предопределено потребностью общения. В совместной трудовой деятельности становится актуальной необходимость координации этой деятельности, осуществляется отложение в мозгу первобытного человека человеческого опыта- первый отблеск пробуждающегося сознания человека.

Следует сказать, что марксистская теория происхождения человека и  его языка не принята мировым  научным сообществом, ибо ей противоречат многие факты. Во-первых, установлено, что прямохождение не связано с изготовлением орудий. Прямоходящие гоминиды появились 8-10 млн. лет тому назад, а первым каменным орудиям не более 2,5 млн. лет [9 с. 98].

В существующих теориях происхождения  языка условно можно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в  вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создавался по природе, то, как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Наибольшее число гипотез  породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и  причин, которые вызвали к жизни  язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий  не вызывал: это звуки, рождаемые  природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.

На ранних этапах развития цивилизации существовала логическая теория происхождения языка. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое  обозначалось разными словами «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух, воздействуя на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, творил мир. Конечным актом этого творения явился человек. Духовное начало или «Логос» существовало, таким образом, до человека, управляя инертной материей. В библейской традиции носителем слова был Бог. Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IVв.дон.э), немецкие просветители XVII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др. Слово, согласно этой теории, имело, однако, не только божественное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым»,- говорится в Библии (Ветхий завет, ст. 3,6). Но доверия к человеку и его разуму все же не было. Слово, созданное им, было несовершенно, поэтому оно должно было пройти через «суд старейшин». Более того, слово человека господствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.

Развитие науки (и прежде всего астрономии, физики, биологии) способствовало утверждению новых  знаний о земле, ее биологических, физических и социальных законах. «Творящая  функция» божественного слова –  логоса не соответствовала новым воззрениям на человека. С точки зрения  этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте рассматривался как продукт его деятельности. Ярче всего эти взгляды выразились в доктрине общественного договора. Эта доктрина объединяла разные теории, по своему объясняющие происхождение языка,- звукоподражательную, междометную, теорию трудовых команд. В соответствии со звукоподражательной теорией (которую отстаивали, в частности, древнегреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г.Лейбниц, американский лингвист У.Уитни) первые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (например, ку-ку, гав-гав) и производные от них (ср. куковать, гавкать), но этих слов очень немного, и с помощью их невозможно объяснить появление «безгласных» названий предметов.

Междометная теория (которую  развивали немецкие ученые Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ  и просветитель Ж.-Ж. Руссо) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использовать свои языковые способности, т.е. сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Конечно, междометия и их производные входят в словарный состав любого языка, но этих слов очень немного, а как быть со словами, лишенными экспрессивно-эмоциональной окраски? Кроме того, ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока он не окажется в среде говорящих людей.

Вариантом междометной теории была теория трудовых команд и трудовых выкриков. Согласно этой теории, междометный  выкрик стимулировался не чувствами, а  мускульными усилиями человека и  совместной трудовой деятельностью.

Все три теории, таким  образом, исходили из представлений  о единстве человеческой психики, разума и рационального знания, что влекло за собой предположение о возникновении  одной и той же первоначальной звуковой формы у всех членов общества в одинаковой ситуации. Поэтому первыми, наиболее простыми с точки зрения информативности были звукоподражательные слова, междометия и трудовые выкрики. Позднее, по общественному договору эти первые звуки-слова были закреплены за предметами и явлениями, которые не воспринимались ухом.

Прогрессивная роль доктрины общественного договора вызвало  к жизни новые теории, среди  которых наиболее заметной была эволюционная теория происхождения языка. Представители  этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) зарождение языка  связывали с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в трудах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека. «Народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности, - пишет В. Гумбольдт, - поэтому язык следует рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс, как беспрерывную деятельность духа». Происхождение и развитие языка, по Гумбольдту, предопределяется, таким образом, необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала человека. Рассматривая язык как нечто непосредственное заложенное в человеке, как своеобразный дар человечеству от его внутренней природы, эта теория, однако, не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей, хотя некоторые его положения получили развитие в социальной или трудовой теории происхождения языка [3 c.32].

 

 

 

 

              

 

 

                               Глава 2 Теории происхождения языка

 

Вопрос о происхождении  языка, прежде всего, упирается в происхождение звуковой стороны слов и речи, смысловая же их сторона почти всегда связывается с мышлением или внешним действием и поэтому кажется менее загадочной. Итак, как же мог возникнуть язык – совокупность слов, или, как говорили  в древности, имен, с точки зрения античного философа?

Всякая вещь или возникла сама по себе, или ее кто-то создал. Так  и язык: или он появился естественным путем, или он был создан искусственно некоторой активной созидающей силой. Каких бы взглядов ни придерживались философы, большинство из них считали, что язык был создан, а не возник сам по себе наподобие способности ходить, видеть, думать. Дело, видимо, в том, что, как бы ни был наивен древний мыслитель, в языке он видел то, что выделяет и возвышает человеческий род над животным миром. Ведь если способность говорить подобна другим способностям, имеющимся у животных, то она вполне могла возникнуть у кого-нибудь из них. Но, кроме как в сказках, в природе человек таких животных не встречал, хотя некоторые охотничьи племена и полагали, что в животном мире есть свои языки.

Античная философия фактически высказала почти все возможные  точки зрения, которые впоследствии главным образом углублялись и комбинировались. Если философ считал, что язык создан по «установлению», то но должен, естественно, отвечать на вопрос, кто его «установил» и здесь возможны следующие ответы: бог (боги), выдающийся человек или коллектив людей. Если же философ полагал, что язык создавался главным образом «по природе», то его гипотеза утверждала или то, что словам соответствуют свойства человека (его поведение), или то и другое вместе.

 

 

2.1 Теория Рефлексий И. Гердера

 

В 1769 г. Берлинская академия объявила конкурс  сочинений на тему «Могут ли люди, будучи представлены своим  врожденным  способностям, создать  язык?» Одним из немногих, кто  ответил на этот вопрос положительно, был немецкий просветитель второй половины XVIII в. И. Гердер. И до этого конкурса его интересовал вопрос о происхождении  языка, а тут выпала возможность  высказаться публично. В 1771 г. Гердер представил рукопись в академию, и  она была отмечена премией. В следующем  году работа публикуется под названием  «Исследование происхождения языка».

Если до сих пор мыслителей беспокоило, прежде всего, происхождение членораздельного слова, его звуковой стороны, то Гердер сосредоточил свое внимание на возникновении внутреннего содержания имени, его значения, что явилось несомненным новаторством. Гердер исходит из того, что и животные и человек в животном состоянии имели язык. Это язык естественных криков страдающей души, это проявление его инстинктов. Такие крики возбуждают другие существа с родственной душой, вызывая у них сочувствующие ощущения. Язык животных и первых людей основан на инстинктах, это язык ощущений. Подтверждением тому является язык дикарей – трогательные звуки, в которых дикари и изливают свои чувства. Все это- действие закона «чувствующей машины» [ 4 c. 48].

Информация о работе Теории возникновения языка