Сравнительный анализ монолога и диалога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – сравнить монолог и диалог

Объектом исследования являются речевая коммуникация.

Предметом исследования - монолог и диалог как виды речевой коммуникации.

Достижение цели будет осуществляться путем последовательного решения следующих задач:

1.Изучить понятие «речевая коммуникация»;

2.Рассмотреть модель речевой деятельности;

3.Проанализировать понятие «монолог»;

4.Расскрыть сущность понятия «диалог»;

5.Дать сравнительный анализ этих понятий.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..……………3

Глава I Теория речевой коммуникации…………………………...............……..5

1.1Основные аспекты речевой коммуникации………………………………….5

1.2 Модель речевой деятельности ……………………………………………..10

Глава II Сравнительный анализ монолога и диалога …………………......…..13

2.1 Монолог как вид речевой коммуникации………………………………….13

2.2 Диалог как вид речевой коммуникации…………………………………....19

2.3 Соотношение признаков монологической и диалогической речи……….24

Заключение ……………………………………………………………………...31

Список используемых источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Содержание исправить.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     1.2 Модель речевой коммуникации

 

     В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

     1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.

     2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.

     3. Сообщение — текст в устной  или письменной форме — неотъемлемая  часть модели, поскольку без обмена  информацией нет речевой коммуникации.

     Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников.

     Простейшая  схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом: 
 

       

               В рамках коммуникативного акта  отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

     Таким образом, речевая коммуникация —  это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.) [4,c.99].

     Общение осуществляется в процессе речевой  деятельности человека с помощью  вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо. Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

     • эффективное получение информации;

     • эффективная передача информации;

     • достижение поставленной цели путем  убеждения собеседника и побуждения его к действию;

     • получение дополнительной информации о собеседнике;

     • позитивная самопрезентация.

     Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владения речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

     Подводя итог вышесказанному  можно сказать  о том, что речевая коммуникация и все ее элементы является важной частью речевой деятельности, так как коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Были выявлены основные функции языка: информационная; агитационная; эмотивная, а так же   основные виды речевой коммуникации, такие как: говорение; слушание; письмо; чтение. Представлены компоненты модели речевой коммуникации:

     1. Отправитель информации (или адресант)

     2. Получатель информации (или адресат) 

     3. Сообщение — текст в устной или письменной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Сравнительный анализ монолога и диалога

     2.1 Монолог как вид  речевой коммуникации 

     В неязыковых вузах нашей страны, к  сожалению, не принято изучать основы речевого общения, ораторское искусство в частности. Это приводит к низкой речевой культуре на всех уровнях бытового и официально-делового общения. Тогда как в зарубежной системе образования риторике уделяется достаточно много внимания. Изучение речевой коммуникации не только введено в учебные планы, но и учитывается во внеаудиторной работе. Так же особое внимание уделяется совершенствованию навыков устной речи, среди которых выделяют: монолог и диалог.

     Академический словарь русского языка определяет монолог как «речь наедине  с самим собой или продолжительная  речь одного лица, обращенная к слушателям»[1,c56]. Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. В подтверждение этому можно привести такой пример.

     В 1907 г. молодой филолог, впоследствии академик, Л.В. Щерба приехал в  Германию, чтобы выучить и описать  язык лужичан — немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса и семантики этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке.

     Но  тут возникло затруднение, о котором  Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать. Может быть, и нашлись бы такие из старых людей, но у них не было материала, который бы годился для этого, по их мнению. Вообще, припоминая время, проведенное мною среди этих полукрестьян, полуфабричных, я с удивлением констатирую тот факт, что я никогда не слышал  монологов, а только отрывочные диалоги. Бывали случаи, что при мне люди ездили в Лейпциг на выставку, по делам в окрестные города и т.п., но никто никогда не рассказывал о своих впечатлениях: дело ограничивалось обыкновенно более или менее оживленным диалогом»[12,c.91].

     Устная  монологическая речь лежит в основе древнейшей науки — риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.

     В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации. За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Можно выделить три основные группы дефиниций.

     Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». Монологическая речь, по мнению Платона, Исократа, Аристотеля и других философов и риторов, призвана обратить в свою веру слушающих. Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать, и это понятие наиболее четко сформулировано Квинтилианом, «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало оптимизацию речи как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики [11,c.67].

     В эпоху средневековья и начальный  период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». Таким образом, познание (мысль) как бы отделяется от выражения (языка), хотя изначально риторика призвана укреплять мыслеречевое единство. Кроме того, с этого времени риторика уже опирается не только на устный, но и на письменный текст.

     Монологическая  речь есть процесс целенаправленного  сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.

     Целью монологического высказывания может  быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям. В соответствии с этим выделяют информационную речь (выступление), убеждающую и побуждающую.

     Информационная  речь в основном имеет функцию  передачи и обогащения знаний. Осуществляя эту функцию, выступающий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей.

     Видами  информационной речи являются сообщение, отчет, выступление на собрании, митинге  и других подобных мероприятиях, доклад и т.д. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную взаимосвязь явлений.

     В убеждающей речи на первом плане эмоциональный  аспект, поэтому необходимо учитывать  восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и др. Выступая с такой речью, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Побуждающая речь направлена в основном на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: призыв к действиям, речь протеста, политическая речь и др.

     Слушатели также отличаются друг от друга в  зависимости от: жизненного, профессионального или политического опыта; условий труда, жизненных целей и обстоятельств; политической организованности и общественной активности.

     Далеко  не всегда эти виды речей реализуются  в чистом виде. В информационной речи не исключается возможность использования призыва, в убеждающей не всегда можно обойтись без обоснования, доказательства, опровержения, а в побуждающей нередко использование эмоциональных средств изложения.

     Структура монолога.

     Устная  монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения.

     Каждый  оратор должен стремиться к тому, чтобы  сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. В качестве примера можно привести следующие речевые приемы, которые используются ораторами во вступительной части речи:

     ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

     обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

     разъяснение основных понятий темы;

     краткое изложение производственной (или  какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов;

     перечисление  благоприятных предпосылок, облегчающих  слушателям восприятие затронутой темы;

     изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;

     использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;

     изложение плана предстоящей речи;

     отказ от вступительной части, то есть начать с сути темы [3,c.102].

     В основной части с помощью логически  безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии.

     При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

     Если  у слушателей нет достаточных  теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.

     Если  оратор предполагает, что слушатели  мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы он переносит в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.

Информация о работе Сравнительный анализ монолога и диалога