Шпаргалка по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 

32. Истероидная акцентуализация - красивые тексты.В основе типа акцентуализации черты, характерные для людей, склонных к истерии. Таким людям свойственно поведение, рассчитанное на внешний эффект, они требуют внимания к своей особе, но за внешней эмоциональностью скрыто отсутствие глубоких искренних чувств, у них развиты артистические способности, склонны к вранью и фантазированию, жизнь представляют полной измен и унижений. Основные темы текстов – страдания, унижения, смерть – именно ими, как они считают полна жизнь. Сюжеты таких текстов часто лежат в основе мыльных опер, индийских фильмов, женских романов, мелодрам:таинственная болезнь(амнезия), мотив родственников, мотив страданий и оскорблений, героиня чаще всего женщина, поэтому описываются различные трагические ситуации в её жизни(имя героини в названии). Тексты о внешне красивых вещах(внешность героини), частотность слов с изображением цвета(светлые тона), пространство либо красиво(замок, курорт), либо нет (хижина, провинция). Стиль приподнятый и изысканный. Тексты: Сестра Керри, Отверженные, Приключения Тома Сойера.

 

33. Шизоидная акцентуализация - сложные(смешанные) тексты.Сущность таких текстов в том, что сама акцентуализация не создает свой тип текста, а включает черты разных типов акцент-й. Связанно с тем, что нарушается стратегия построения целостного текста, отклонения от стандартов в речевой деятельности, нарушаются процессы классификации и категоризации, в связи с этим причудливость, непонятность, странность текстов, длинные фразы и сложные периоды, слабая осмысленность. Нет опоры на основную тему, постоянно переходит на побочные, речь может становится эгоцентричной. Считается, что при шизофрении нарушается целостное восприятие мира, понимание чужой речи, взаимопонимание с людьми, хотя речь больного грамм. правильна. В таких текстах описываются теоретич. положения и концепции, кот. не могут быть проверены на практике(научная фантастика. Усложненная семантика и синтаксис, часто знаки, символы, иероглифы, переиначивание устоявшихся значений, неологизмы, логограммы(в поэзии игра с формой слова, его постоением). События в двух плоскостях(реальный мир и вымышленный(на порядок выше)), транспорт со сверхскоростями, роботы, сверхспособности(телекинез, телепатия). Бывает, что фант. мир хуже реального – человек подавлен урбанизацие, роботы захватывают власть. Внепространственность, деформация времени, описание размытого состояния тела, отсутствия его. Жанры: научная фантастика, сложная поэзия. Тексты:(неуверена) Алиса в стране чудес, Солярис.

41. Языковая способность - это способность к порождению и восприятию речи. Проблема - является ли она врожденной или появляется под влиянием окружающего мира. Хомский считает эту способность врожденной, однако Пиаже считает, что она появляется вместе с развитием интеллекта. Отечественная ПЛ считает, что язык. способность появляется под влиянием окружающего мира. В 1920 г.в Индии нашли двух девочек в волчьем логове, их взяли на воспитание. Звуки речи они начали произносить через 3 года,  первые предложения через 5 лет, словарный запас - 40 слов. У детей из детдомов часто бывает синдром госпитализма - нарушение интеллектуально - речевого развития, что вызвано дефицитом общения со взрослыми и эмоциональным дефицитом, в следствии чего может быть отставание в психическом развитии. Выводы: 1. язык не передается по наследству, хотя с другой стороны, при общении со взрослыми овладение языком происходит как бы само собой, незаметно. 2. ребенок предрасположен к звуковой коммуникации, так устроен мозг. 3. о том что у ребенка есть предрасположенность к речи, говорит его голосовое развитие (стадия гуления), стадия лепета(чего нет у животных), процесс имитации - имитативный комплекс( ребенок начинает подражать мимике, голосу окружающих).

 

42. Протоязык - первичная дословесная система коммуникации(жесты, мимика, манипуляции с предметами,

звуки не связанные с  речью). Сущность протоязыка формируется  в 1-й год жизни, когда врожденные способности преобр. в знаковое общение (крик, хватат. рефлексы, поворот головы, улыбка и пр.).

Крик – инстинкт. реакция на дискомф.(голод, жажда, боль и др.), изначально ни на кого не направлен, потом на мать. Улыбка – появл. в 1-е дни, является проявл-м комф., сначала ни к кому не обращена, потом - знак радости при виде чел-ка, в 3месяца радость при улыбке матери. Жесты - 1.Изобразит-е:указание, отталкивание. 2.Свойственные данной нац-ти: согласие-кивок(у русских), загибание пальцев при счете. Позже переходят в жестик-ю - имитация жестов взрослых. Стадия крика (первые 2 месяца). Нет одинаково кричащих детей. Произ-во звуков связано с работой диафрагмы(тренировка диафрагмы, дыхательного и голосового аппарата.).Это предп-ки для появления звуков, но звуки не похожи на звуки родного языка. Гуление и гуканье(2-5 месяцев). Гуление - фанация(издавание звуков), монотонная вокализация, напоминающая воркование голубя. Гуканье - короткие звук-е реакции(агу), кот. появляются на базе дыха-х, глот-х, сосат-х реф-в, явл-ся разминкой речевого аппарата. Стадия лепета(4-20 мес.) – слог-е фанации(ма-ма, ба-ба). На ранней стадии произносятся звуки всех языков(БСЗ), потом реб-к начинает слушать взрослых и пытаться им подражать, позже может происходить самоподражание. Только в 6-7 месяцев понятно на каком языке ребенок произносит звуки. К этому времени в крике ребенка появляются собств-е инт-ии. В 6 мес. ребенок может выражать инт-нно радость, в 7 просьбу, после 1 года - вопрос. Реагирует на фразу целиком, на её интонацию, а не на отдельные звуки. Ребенок не различает фразы Где тик-так? И Аля-ля-ля?

 

44. Первыми словами ребенка являются псевдослова лепета, так как ребенок еще не связывает такие повторяющиеся слоги с конкретными людьми, но взрослые могут его поддерживать для установления такой связи.

Звукоизобразительные  элементы и слова(гав-гав, би-бип, ам-ам). Цель таких слов приблизить слысл слова к его звучанию. Делятся на звукоподражания и звуковые жесты(образные слова - действия, такие как БУХ - упал, ТРАХ - ударил, ЧИК - обрезал).

Квазислова - случайные слова, подкрепленные договоренностью по поводу их смысла. Например условность называть кошку - БЫСЬ.

 

43. Для языкового развития важно, чтобы ребенок различал фонемы(обобщ. еденица языка состоящая из звуковых вариантов имеющих смыслоразличительную функцию) языка. Чтобы фонематическое восприятие сформировалось, необходимо, чтобы у ребенка работали одновременно речевой и рече-двигат. аппараты.

 Схема последовательности  различения звуков: различение гласных,  различение согласных: сначала  сонорные, шумные, твердые и мягкие, губные и язычные, взрывные  и щелевые, переднеязычные и  заднеязычные, глухие и звонкие, шипящие и свиятящие, плавные и Й. К концу 2 года ребенок различает все звуки.

Усвоение произношения. Сначала ребенок произносит более легкие по произношению звуки, или те которые соответствуют их рефлекторным способностям(напр. А). Труднее всего осваивается звук Ы. Ззатем ребенок осваивает согл. звуки - сначала губные и заднеязычные, труднее всего Ш, Ж, Р, Л. Ребенок может осваивать их постепенно и заменять более легкими звуками. Смычные усваиваются раньше щелевых, глухие раньше звонких, мягкие раньше твердых, свистящие раньше шипящих. К 5-6 годам ребенок полностью овладевает звуками.

Овладение звуковой структурой слова. Ребенок может отбрасывать неударные слоги и произносит только ударные Например: собAка - бAка, булка - бул. Легче всего ребенку произносить первый слог слова или первый слог + ударный слог. Иногда дети вместо слова воссоздают его интонационный ритм. Например: огонек - нананёк.

 

47. Становление грамматической системы речи. Первая практическая грамматика ребенка очень проста. Исследования Цейтлина(дети 2-х лет). Например: телефон упал - ай апал, телефон плачет - ай  ачет. Грамматика строится по принципу аморфных языков, где слова не изменяются по формам. Начинает формир. система форм слова. Становление морфологической системы языка. Сверхобобщение(одной формой слова ребенок называет все). Например, глагол чаще всего стоит в повелительном наклонении(дай),потом появляется форма дать, позже дают. Принцип универсализма - ребенок пренебрегает исключениями исправил при создании форм слова(ребенок-ребенки, савок-савоком, высокий-высокее). Категория рода. Например: пришел с дедушКОМ(как столом м.р.), а не с дедушкой(как с мамой ж.р.), т.ж. противопоставление синица - синиц(м.р.). Категория числа. Перевод парных сущ. в единственное число(качеля, санка). Степень сравнения(поле ВЕТРЕЕ). Категория вида глагола(взять - ВОЗМИТЬ).

 

46. Детское словотворчество, как способ освоения словообразовательной системы языка. От 2 до 5 лет ребенок заканчивает подражать взрослым и начинает сам творить в области языка, он начинает самостоятельно изобретать слова(развитое наглядно-образное мышление, понимание морфологического строения слов, операции анализа и синтеза). В этот период очень важен фактор коммуникации, только общаясь со взрослыми ребенок может определить, где он говорит верно, а где нет. Преобладает изобретение новых слов по аналогии(аффиксальные способы). Для этого необходимо очень развитое мышление(нахождение общего в разных ситуациях, вычисление модели слова и перенесение модели на другое слово и другую ситуацию). Например: собака разинула пасть - Зазинула. Детское словотворчество эволюционирует(Юрьева). Детям предлагались картинки с изображение человека на лошади - 3г. - дядя едет на лошади, 4г. - лошадист, 6лет - всадник, наездник. Попытки осмыслить значение слова через его внутреннюю форму, воссоздав его происхождение(курятник - дядя который курит). Также может происходить путем переделки слова(детская этимология). Например: линейка - длиннейка, пустыня - кусттыня.

 

48. Освоение синтаксического строя речи. Голофразы(однословные высказывания, т.е. слова вместо предложений. Связано с первонач. эмоц. сост. ребенка в связи с ситуацией). Ребенок не расчленяет глагол и сущ., т.е. предмет и действие. Например: мама может значить мама пришла, бух - что-то упало. Т.ж. МАМА(показывая на мамины туфли) может обозначать признак(мамины туфли). Предложение может сопровождаться жестом(напр. «двигать» бибика). После двух лет ребенок начинает осознавать все синтаксические конструкции, к 6-ти годам грамматика уже полностью освоена(кроме причастий и деепричастий).

 

45. Рост активного словаря. Происходит начиная с 1 года. До одного года ребенок произносит в среднем около 9 слов, а к 4-м в среднем 2000. особенность употребления слов состоит в том, что они вплетены в определенную ситуацию и имеют дифференциальное расширительное знаение. Например: ГАВ-ГАВ это: 1. конкретная собака, 2. лай, 3. опасность. Освоению слов способствуют действия ребенка с предметами. Ребенку трудно понимать и употреблять относительные слова и словосочетания(брат, брат отца). Ребенок не хочет понимать метафоры, даже стертые(утро наступило - на кого?), фразеологизмы(вверх тормашками - > вверх кармашками).

 


Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"