Шпаргалка по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 

40) Соединение коммуникативных фрагментов в фразу.

В памяти сущ-ет много фрагментов наход-ся в разн степени родства с рассматр-мой фразой. В составе исходных фраг-в имеютс общие комп-ты, в силу чего эти куски яз-го материала сущ-ют как бы во взаимных наложениях. Именно это служит предпосылкой для их совмещения в речи. Соед-ние ком-х фрагментов в речи происходит в виде наложения их друг на друга, или «срастания» яз-го материала. АВ+ВС+СД=АВСД. Именно в силу органического срастания смежн фрагментов получается более обширное образование. Однако гов-му не приходится прибегать к подобного рода процедуре, потому что их памть хранит огромное кол-во уже построенных заведомо кусков яз-й ткани. Задача состоит в том, чтобы подогнать их т.о, чтобы целое производило ощущение правильности. Поэтому чтобы создать фразу –Мальчик читал книгу, - гов-му не требуется перечислять все метаязыковые сведения. В его распоряжении имеются фрагменты: «мальчик читал» и «читал книгу». Сращивание двух частиц дает целое.

 

Пр. 3. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги управляются наперекрест) ведущей, правой руки.  Левое полушарие: восприятие: Дискретное (по частям); Аналитико-рассудочное; Речи (смыслового аспекта); Высоких звуков. переработка инф-ии: Более медленная; В понятиях; Словесно - знаково - логически поледовательная. эмоции: Волнение,    чувство наслаждения, счастья; Преимущественно внутреннего      (импрессивного) плана. сознание: Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими про­цессами; Чувство индивиду­альности, осозна­ния и выделения се­бя из окружающей среды («я»). речь: Центр языка и речи, знаковых систем; Смысловая сторона речи; Чтение и счет, письмо, опора на со­гласные. мышление: Скорее   рациональное; Абстрактно-логическое, формальное, программируемое; Индукция (выделе­ние частного); Оперирование циф­рами, математиче­скими формулами н другими знаковыми системами. память: На    цифры,    фор­мулы, слова; Произвольная; Последовательность событий и их ве­роятностные свой­ства; Прогноз будущего (экстраполяции). интеллект: Вербальный    (словесный),   логический  компонент, приверженность теории. деятельность: Большая   двигательная активность; Ориентация во вре­мени; Интровертированный (обращенный внутрь) характер общения.

 

 

 

Пр. 4. Однако развитие науки показало, что и правое полушарие не  обижено заботами:   подсознательные, интегрирующие   психические      процессы, практически-наглядная деятельность,  интуиция,   музыкальное   и   художественное творчество, образное мышление. Правое полушарие: восприятие: Целостное; Эмоционально - чувственное; Музыки,   а   также шумов; Низких звуков. переработка инф-ии: Более быстрая; В образах; Мгновенный - чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире. эмоции: Страх, печаль, гнев, ярость и другие отрицательные эмо­ции; Преимуществен но внешнего (экспрес­сивного) плана. сознание: Центр  подсознательных и бессозна­тельных психиче­ских процессов; Чувство единения, общности, слитно­сти с природой и людьми («мы»). речь: Интонационная сто­рона речи; Мимика,    жестикуляция    при    речи, опора   на   гласные. мышление: Скорее эмоциональное; Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное; Дедукция (образование общего); Использование ощущений, догадок, предчувствий, пред­ставлений, нагляд­ных жизненных примеров. память: Зрительно - наглядная, образная, эмоциональная; Непроизвольная; Текущее, реальное время, информация о прошлом. интеллект: Невербальный, интуитивный компо­нент, привержен­ность практике. деятельность: Меньшая двигательная активность; Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела; Экстравертированный (обращенный наружу) характер общения. Способ­ность регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания(как одна из форм психической защиты), также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.

Если «выключено» (из-за болезни) правое — человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив... Но его речь тускла, бесцветна,   лишена   живых   человеческих интонаций, ведет себя словно запрограммированный, а при выключенном левом полушарии все воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует, но облегчается распознавание музыкальных сигналов.

ПР. 5. Среди «левых» много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Нередко они подчеркнуто рациональны, рассудочны, последовательны. Хар-но заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний хар-р переработки эмоций. Хорошо прогнозируют будущее, критичны, язвительны, ироничны. Действуют по заранее придуманной схеме, поэтому сложно строят отношения с людьми. Клинические варианты односторонней «левополушарности». Психастения – тревожно-мнительный склад хар-ра, постоянное сомнение в правильности своих действий тревожная интерпретация происходящих событий. У шизоидов рациональная сторона интеллекта гипертрофирована, чувствительность «в себе» и «для себе», по отнош. к окружающим эмоционально холодны, расчетливы, недоверчивы, неконтактны. Люди «не от мира сего», фанатично преданные одной идее, хобби.

 

Пр. 6. Речь «правополушарных» эмоциональна, экспрессивна, сопровождается артикуляцией, не выстроена, сбивчива. К.п. целостные натуры, открытые и непосредственные в выражении чувств, доверчивы, внушаемы, общительны, контактны. Крайне «правополушарные» неустойчиво-возбудимы, истеричны. Неустойчиво-возбудимые находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений, настроений. Малоспособны к надежной привязанности, устойчивым жизненным планам. Склонны без конца драматизировать происходящие события. Свойственна инфантильность, неприспособленность к жизни. Истерики хар-ся подчеркнутой эмоциональностью, быстрая смена настроений, склонность драматизировать и «нагнетать обстановку», претензионность, жажда славы, внимания. Эгоистичны и капризны; вычурность, жеманство, театральность в поведении, коварство, зависть, склонность ко лжи, деспотизм.

Пр. 7. В первобытном обществе, по мнению ученых, доминировало правое полушарие. Оно руководит практической деятельностью, обеспечивало быстроту реакций, легкость приспособления к постоянно меняющейся действительности. Более прочная связь с окружающей природной средой, чем у левого полушария. По мере усложнения жизни человека, развития абстрактного мышления, печатного слова, техники все большую активность стало приобретать левое полушарие. Человек рождается с двумя правыми полушариями. После произнесения первых слов одно из полушарий начинает «леветь».

 

Пр. 8. Человек рождается с двумя правыми полушариями. К концу первого года жизни одно из полушарий начинает "леветь". Но еще в течение нескольких лет речь достаточно активно опирается и на структуру правого полушария. Этим межполушарным сотрудничеством и объясняется легкость, с какой малый ребенок запоминает длинные стихотворения, удивляя всех своими «выдающимися способностями». Следующим толчком к активизации левого полушария или точнее, ее выражением будет появление чувства «я», осознание себя. В это же время, в два года, максимально выражено упрямство. В известной степени оно и является следствием активизации работы левого полушария н временного «оттеснения» правого. Это воплощено, с одной стороны, в негативизме (ведь он — своего рода перворосток критичности, а она — по «ведомству» левого полушария), а с другой — в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей извне информации (функция правого полушария). В итоге мы временами видим медлительность, «копание» на одном месте и отрицательное отношение его ко всему, что не совпадает с только что возникающим представлением о себе, сознанием «я». Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. т.о. два года — самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «я», ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и, как мы видим, физиологические корни. Самое луч шее — набраться терпения, с уважением относиться к своеволию детей, своеобразию их формирующегося чувства «я». Одновременно необходимо представить больше возможностей для эмоциональной и двигательной разрядки негативных чувств в играх детей, что предотвратит дальнейшее, уже искусственно вызванное торможение активности ведущего в этом  возрасте правого полушария. Тогда не будет лишнего повода для конфликтных отношений с детьми.

 

40) Соединение коммуникативных фрагментов  в фразу.

В памяти сущ-ет много  фрагментов наход-ся в разн степени  родства с рассматр-мой фразой. В составе исходных фраг-в имеютс общие комп-ты, в силу чего эти  куски яз-го материала сущ-ют как бы во взаимных наложениях. Именно это служит предпосылкой для их совмещения в речи. Соед-ние ком-х фрагментов в речи происходит в виде наложения их друг на друга, или «срастания» яз-го материала. АВ+ВС+СД=АВСД. Именно в силу органического срастания смежн фрагментов получается более обширное образование. Однако гов-му не приходится прибегать к подобного рода процедуре, потому что их памть хранит огромное кол-во уже построенных заведомо кусков яз-й ткани. Задача состоит в том, чтобы подогнать их т.о, чтобы целое производило ощущение правильности. Поэтому чтобы создать фразу –Мальчик читал книгу, - гов-му не требуется перечислять все метаязыковые сведения. В его распоряжении имеются фрагменты: «мальчик читал» и «читал книгу». Сращивание двух частиц дает целое. Факторы облегчающие срастание фрагментов:общ-й комп-т, линейное расп-е,наличие аналогий, сходные валентности разв-я,общий ур-нь треб-й к кач-ву речевого произв-я. Типичные приемы создания швов: маскировка, компромисн-е соед-е, медиация(соед-е через среднее звено).

 

 

Пр. 9. Повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость – как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария. Раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения – как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении. Неврастения – следствие одностороннего пе6ренапряжения мыслительных процессов при отсутствии физиологиче6ски необходимой эмоциональной разрядки, недостатка положительных и переизбытка отрицательных чувств. Помочь детям больным неврастенией родители могут, если уменьшат интеллектуальную перегрузку левого полушария и вместе с тем эмоционально активизируют работу ведущего, но приторможенного правого полушария. Постепенно будет восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

 

Пр. 14, 18. Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был  смысл, чтобы в слове был живой  осязаемый образ, а если этого  нет ребенок сам предаст непонятному слову желательный образ и смысл. Вентилятор-вертилятор, паутинка-наукина, пружинка-кружинка, милиционер-улиционер, буравчик-дырявчик, экскаватор-песковатор, коклюш-кашлюш. Т.ж. «царь дрожащего творенья» - царь дрожащий от варенья.

 

Пр. 17. Слова изобретенные детьми в большинстве случаев  изображают предметы исключительно  со стороны их действия. Копатка-копать, колоток-колотить, цепляя-цеплять, лизык-лижет, мазелин-мазать, кусарики-то, чем кусают, вертутия – то, что вертиться. Влечение детей к действию видна еще и в том как они сочиняют стихи, они выкрикивают их на бегу или прыгая, когда пляшут(хореем).

 

Пр. 16. Мышление детей  еще не приемлет размытых образов, они  предпочитают конкретные образы. Поэтому  дети так возражают против аллегорий и метафор. Трещит голова – а где же треск?, женщина упала в обморок – а кто е оттуда вынул?, часовой стоит на часах – поставил на настоящие часы, близорукий – близоглазый, сосульки нельзя сосать – почему тогда они сосульки, вот выпадет снег, ударят морозы – тогда я на улицу не пойду, чтобы они меня не ударили.

 

Пр. 13, 15. Ребенок часто  слышит слова, смысл которых ему  не понятен. Поэтому он решает самостоятельно осмыслить их, не обращаясь за объяснениями к взрослым. Это позволяет ребенку  избежать чувства, что он что-то не понимает. В каждом слове дети ищут корень который бы объяснил им значение слова. Девочке в слове отпугивать почудился корень пуговица – отпугивать(расстегивать), запугивать(застегивать); наблюдение – то, что лежит на блюде; необходимая лужа – кот-ю нельзя обойти; насупились – наелись супу; я садист потому чтохожу в садик; секретарша – та, что секретничает; финн и финик.

 

Пр. 19. Перевертыши. Озеро  вспорхнуло, а утки остались, одерни пуп – рубаху видно. Такие пе6ревертыши  ощущаются детьми как шутка, уогджа они уже освоили как все проиходит на самом деле. Типология:П большого-малого(комарище упавший с дубища), П холодного-горячего(обжегся холодной похлебкой), П еды, съедобность-несъедобность(пил-ел лапти, глотал башмаки), П одежды (лыко мыжиком подпоясано), П явлений природы (море горит, в лесу растет рыба), П ездока-коня(конь скачет на ездоке, ездок на курице, кошке), П телесных недостатков (немые кричат, безногие бегают), П действ-х лиц(ворота лают из-под собаки).

 

Пр. 12. Изобретение слов по аналогии связано для ребенка

с влечением к рифме. Ножики-ложики, желток-белток, начало-кончало, открытка-закрытка, далекое-близекое, игрушечное-кушечное, молодежь-стародежь. Т.о. дтям особенно в начале освоения речи легче произносить похожие  по звуку слова. Часто соеденяя слова в стих дети специально меняют форму слова так, чтобы она не сбивала ритм всего стихотворения.

Пр. 20. Любовь к рифме. Стиховые подхваты других детей, массовые выкрикивания стихов, дразнилки(федя-бредя  съел медведя, а я больше тебя, а ты меньше комара), игры с рифмой(галюха-мамуха), переделка слов(дайте мне, дайте мне картофееельно пюре).

 

Пр. 21. Два пня, два корня, у забора, у плетня, чтобы не было разбито, чтобы не было пролито, блямс. Ровно 16 шагов.

27. Психолингвистическая типология текстов разработана Валерием Беляниным и изложена в книге «Основы психолингвистической диагностики». Понятие эмоцианально-смысловой доминанты – это то, на чем основана его типология, это система когнитивных и эмотивных эталонов, характерных для определенного типа акцентуализации личности и служащих основой для вербализации картины мира в тексте. Тип акцентуализации личности можно определить как набор доминирующих психологических характеристик. Психологии известны 6 типов акцентуализаций личности: 1. Паранойальность->светлые, активные тексты; 2.Эпилептойдность->темные; 3.Депрессивность->печальные; 4.Маниакальность->веселые; 5.Истероидность->красивые; 6.Шизоидность->»сложные»(смешанные). Акцентуализация – это определенный сдвиг психологических черт в сторону одного из заболеваний, тип акцент. отражается на характере текста(наборе тем, построении сюжета, списке доминирующих глаголов, наборе лексических средств, синтаксисе и ритме.

 

28. Паранойальная акцентуализация - светлые и

активные тексты. Светлым текстам свойственно описание мира, личности и природы, интерес к глобальным темам, проблемам общества, истории, культуры и религии. Такие тексты относятся к классическому искусству, чаще всего к реалистическому направлению. Им характерно влечение к традиционализму и публицистическому стилю, назидательному и возвышенному. Лексика устаревшая и возвышенная. Жизнь в таких текстах бесконечна(Ричард Бах). В активных текстах описывается борьба положительного героя с противостоящими силами(Агата Кристи).  Это связано с тем, что паранойальная акцентуализация характеризуется стремлением доминировать, неприятием чужого мнения, конфликтностью, склонностью к сверхидеям.

 

29. Эпилептойдная акцентуализация - темные тексты. Для этого типа акцентуализации творчество характерно как вторичное проявление. Таким текстам чаще всего свойственны герои с жесткой позицией добра и зла, враг обижает маленьких и соблазняет невинных, проводит опасные опыты. Даже положительные герои прибегают к жестокости. Иногда в таких текстахантигерои-зомби. Эмоциональное состояние злобы и тоски, резкая перемена эмоций(как при эпилептойдном припадке(резкая смена настроения, падение, конвульсии, оторванность от реальности, дезориентация). Поэтому появляются в текстах мотивы падения и погружения в воду, описание ярких зрительных, слуховых, обонятельных ощущений. Стиль текста передает иллюзорность мира. Затемненность в изложении и понимании текста.

 

30. Депрессивная акцентуализация - печальные тексты. Дикая и сильная акцентуализация, которой характерен пессимизм, пониженное настроение, видение мира в мрачных тонах. С точки зрения людей такого типа акцентуализации радость непрочна и недолговечна, а  смерть – лучшее избавление от страданий. Прошлое и настоящее полны страданий из-за ошибок героя, а в будущем – только одиночество и смерть. Поэтому герои в таких текстах чаще всего либо молодые люди, которые полны надежд, но обречены на смерть, либо старые, но бедные и одинокие и вспоминаю свою молодость. Люди такой акцентализации отзывчивы и хорошо понимают душевное состояние других людей, их юмор  черный, общение для таких людей утомительно. Чаще всего лирика. Семантические признаки: одиночество, обнищание героя, немота, слепота, холод, приятный запах(разл. ароматы), описание дыхания, вздоха. Основная идея текстов – дорожить каждым прожитым днем, любить жизнь несмотря на её тяжесть. Авторы – Лермонтов, Бунин, Гоголь(Тарас Бульба).

 

31. Маниакальная акцентуализация - веселые тексты. Людям такого типа акцентуализации свойственны богатство мысли, предприимчивость, ловкость, изворотливость, ассоциативное мышление, быстрая смена идей действий, поэтому часто не заканчивают то, что начали, стремление к деятельности. Такие люди склонны к переоценке своей личности(мания величия). Они спорят, обманывают, склонны к риску, могут выпутаться из самых трудных положений, поэтому среди них много удачливых политиков и ловких аферистов. Поэтому герои - жизнерадостные люди, сильные, эрудированные, с манией величия, преодолевают большие расстояния и трудности на пути к цели, попадают в авантюры и легко находят из них выход. Жанр - авантюрный роман. Стилистические доминанты в текстах - описание полета, описание общительности героя, его пения, хорошего аппетита, мотив еды. У героя много друзей, женщин и сопровождающих его животных. Враги героя наделены такими же качествами. В произведении - обилие событий. Легкий финал и устремление к новым приключениям. Тексты: Приключения барона Мюнхаузена, 12 стульев, Малыш и Карлсон, 3 мушкетера, Винни Пух, Трое в лодке не считая собаки.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"