Шпаргалка по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

   

18) Типы стратегий  испытуемых: А) дилетанты – склонны рассматривать скорее сходство, чем различие(в одн группу они включали – коричн, крем, персик.) Б) Педанты – при малейш неопредел считали, что не знакомы со зн-ем слова, Склонны усматривать различия. В) Метафористы – ощущ полисемию и моним что свинцовый – похожий на свинец. Г) Буквалисты – считают слово «свинцовый» моносемичн и не отн его к свинцу. Г) усердные – счит задачу сложной, работают долго, жалуются на размытость смысла. Д) Минималисты – возвращали много карточек и не приклад больш усилий. Е) Оригиналы – класс-ли слова по личной шкале ассоциаций, а не по сходству. Ж) Рационалисты – строго следовали задаче экспериментатора.   

 

19) Экспер-ты Л.В. Сахарного.  Пров в 1960-е гг.  когда возн нов слова (экс-т провод в Сибири) ?Кто на севере живет (кочевник, оленевод. ?кто на Востоке живет (восточник) ?кто на Пальмире живет (не отв). В: - нов слово возн в реч Дея-ти, когда говорящ поним сущ-ть предмета, но не имеет синонима для его описания. --- Какой признак ложится в основу лексемы( с злеет детьми) Задал 1 ? но с разн ударением. Кто на лошади сидит (лошадник) Кто сидит на лошади ( сидник) В:. создавая нов слова в основу кладут наиб акцентирован признак.  В каких слчаях гов-щий обращ к мотивир-щим   словам? Слова-стимулы: 4 слова часть суток +суф. Утренник, дневник, ночник, вечерник. Если слова-реакции для испыт-го имеют отношение ко времени суток, то ас-ции напрвленны на мотивирующий корень. Рез-т экс-та: школьники на утренник – праздник, песенник, «дневник» - учебник, на «вечерник», «ночник» - утренник, дневник.

Студенты – на «утрен» - как и школьники; то дневн, вечерн – ответ часть суток. В: употребляя произв слова ч-к не учитывает мотивирующее зн-ние, если эти слова имеют прочные смысловые связи с контекстом. Если слова не имеют устойч смыслов, то на 1 план выступает мотивирующая семантика. Важным явл ? о том, когда гов-щий обращается к производн семантике. Это происходит, если гов-му не известно значение слова (больш кол-во слов народной этимологии: полуклиника, красавки, гульвар.

 

20)  Грам-ка  интересна ПЛ т.к. она тоже участвует в передаче информац, и не меньше, чем зн-ние слова. Фраза Л.В.Щербы про глокую кудру и сказка Л.Петрушевской «Пуськи бяшие» доказывает – информативность грам-ки. Проблема кот интер ПЛ – как отражена гр-ка в языковом сознании личности: А) в виде грам-х ас-ций (пр синтагматическая ас-ция доверие – оказывать высокое доверие)     Б) отражается в виде моделей синтаксич стр-ры(ПР: солнце взошло – NV)  В) в виде актуального членения предложения. (студенты 3 курса завтра не учатся).   Г) концепция гаспарова. Гр-ка хранится в виде комуникативн фрагментов и в виде комуникат контура высказывания.

 

22)   КФ – целостный я-к речи, кот познается как целое в чужих высказываниях и кот воспроизводится как целый говорящим. В лингвистике близкий термин синтагма – кусочек предложения произносимый на одном дыхании, но он неизменен, а КФ изменчив. ПР. Поразительно оригинальная мысль.

     ККВ – это целостный образ, эскиз буд-го текста обладающий ритмомелодикой, включающий опорные выражения и лакуны – пустые места требующие лексического наполнения. До рождения выс-ния мы ощущаем его ритмико-мелодич рисунок( подъем, интонацию, темп речи, паузы ударения… Затем на этот рисунок наклад опорные слова и заполняются лакуны. Никто из /собравшихся/   не /мог даже/ /предположить во/ что /выльется вся эта затея/…

 

 

 

 

 

 

 

24) Текст хар-ся:       Связанность- особен соединений яз-х элементов внутри его. Такими средствами явл-ся: повтор слова, замена словом-синонимом(субституция), повтор стр-ры предложения, темо-рематическое строение текста.

Целостность: единство замысла автора, порождающее текст. (пр: В огороде бузина, а в Киеве дядько. Цел, но не связн.). Композиц завершенность: логика развертывания текста, его оптимальная стр-ра(пр: школьное сочинение. Есть вступление-зачин- заключение). В риторике такойже принцип.

 

21)  Актуал  членен  предл . Пр.: Студенты 3-го курса завтра не учатся. Студенты 3-го курса завтра не учатся.   Т-Р стр-ру имеет и текст. Возможны два вида темо-рематич стр-ры :А) тематич прогрессия(основана на введении информации в каждое нов предлож-е (СтудентыТ1 слушают лекциюР1. ОнаТ2=Т1 посвящена проблеме ПЛ Р2).    Б) Прогрессия с константной темой(тема не измен, изме только рема) Студенты Т1 входят в аудиторию. Они Т2= Т1 они слушают и конспектируют лекцию. Мол люди Т3=Т2=Т1 делают это с удовольствием.

 

23) Текст – система визуальных или звуковых сигналов, кот интерпритируются получателем и образуют у него систему смыслов(проекцию текста) Сорокин Ю.А. Это широкое понимание текста(любой вид ис-ва:му,кин,живоп). Свойства: развертываемость, слитность со знанием о мире, связность, целостность, композиционная завершенность, сложность понимания текстов, связь с др средствами передачи информации. Проблемы с текстом. А)какие визуальные сигналы можно считать средствами передачи текстовой информации. Б) каковы существенные свойства текста. В) какова стр-ра Т. Какова мин и мах длинна Т (выхода нет. Метро). Развертываемость: это способность текста разворачиваться в текст более широкого объема(пр: «Выхода нет» - вэтом месте из театра не выйти, нужно искать выход)

Слитность со знаниями о мире: для понимания текста нужны знания о мире, без них текст может быть на понят (пр: сущ-ют книги для младш, страрш и средн школьн возраста в зависимости от приобретенных знаний). Другие средства передачи информации: текст часто сопровождается иллюстрациями. Его задача – привлечь внимание к тексту и сождать соответсв настрой у читателя. Класс-ция ил-ций по отношению к тексту: А) где ил-ция доминирует (книги для детей, фотоальбомы)   Б) ил-ция формирует образ гл героя(Дон Кихот)    В) в кот ил-ция переходная, малоинформативная (сценическое ис-во).

 

25) Сложность  интерпритации проявляется в использовании интуиции для понимания текстов, или принимать на веру то, что пишет автор. Не поддается верификации религиозные и поэтические тексты.  Герменевтика – наука о интерпритации текста. Гаспаров анализирует сцену в салоне А.П.Шеррер, объясняя ценность ас-ций возникающих в момент осмысления этой сцены. 1) возник ас-ция с античн богинями судьбы, кот плели нити чел-х судеб. Это придает цельность всего романа, в этой сцене завязка(уход Андрея на войну, встреча Элен и Пьера). 2) Лиза принесла шитье,(мотив прядильн машин и богини Парки) 3 женск образа ас-тся с 3 богинями(А.П., Лиза, Элен)  30 Образ Елены трянской и войны(Элен) Россия на пороге войны)   4) В одежде, убранстве проявляется стилизация античности. Ас-ции Гаспарова на 1 взгляд далеки от текста, но т.к. они объединяют детали, сцены в единую картину – они оправданы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26)  У Гаспарова  Б.М. есть концепция понимания  текста, кот включает з осн понятия: А) языковой образ – способность ч-ка откликаться образными представлениями на частицы яз-го материала. они возникая в нашем сознании во время чтения текста развиваются, видоизмен, взаимодейств, а коммун-е простанство направляет их развитие. Ком-ное пространство – мысленно представляемая среда общения. Она включ.: тему речи, жанры каммун ситуацию, представление автора и собеседника о себе и друг одруге. Но этого недостаточно для понимания. Нужна смысловаи индукция( нахождение целосности). Это значит найти в каком отношении друг к другу образы вызванные текстом.

 

34) Л.С.Выготский и Н.М. Жинкин

Гл вопрос – что  лежит между мыслью и словом. Каков  механизм превращен мысли в слово? Важн роль в решении ? играли 2 понятия: значение-это объективно сложившийся в ходе истории сис-ма связей стощих за словом. Смысл – индвидуальное зн-е слова, кот свзано с личн опытом гов-го. Зн-е несет рез-т речи. Должно быть понтно. Смысл соотносится с мыслью автора, он несет первичн содерж, кот должно быть воплощено. Личн смысл всегда связан с мотивом речи. Это мотив порождает речь. Переход мысли в слово осущ-ся во внутренней речи. Она состоит из предикатов, ключ слов, и буд рем выск-я. Во внутр речи нет грам-ки, но в ней уже готова информация. Она может перейти во внешнюю речь. На этом этапе смысл вопрлощается в значение. Внутр речь явл-ся длит рез-том эволюции ч-ка (ребенок). Внут речь развивается из эгоцентрич речи мал детей.  Во время воплощения мысли в слово ч-к свою мысль додумывает, поэт она не всегда свзна. Еденица мысли и речи не совпадают. Это разн процессы, но проис-т параллельно. Выг-й сравнивал процесс рожд речи с облаком, кот наливается дождем.

Жинкин продолжил ис-ния, он ввел понятие УПК – универсальный  предметный код, система несловесных  знаков имеющих хар-р чувственного отражении Дей-ти в сознании ч-ка. Это схемы, образы, двигат импульсы, обонятельные и  осязательн отпечатки реальности. УПК – язык замысла речи. Он интернационален. Для порождения речи нужно перекодировать инф-цию с я-ка УПК на словесн я-к. Рожд речи это драм-й процесс. Мысль пробив-ся в я-к, перестраивает его, побуждает к развитию. А.А. Леонтьев обобщил мысли В и Ж.

 

35) Формирование реч-го высказывания

Форм-ние реч-го выс-я  проис-т в неск этапов: 1) зарождению речи предшествует мотив;

2) мотив форм-ет коммун-е намерение, готовность к рождению речи. А) настрой на ситуацию общения(ссора, болтовня…), Б) настрой на модальность общения (оценка дей-ти) пр: конфликтная-хотим ругатьс, кооперат-я – желание сотрудничать.  На этом этапе мы можем чувст-ть «сценарий» общении.

3) в УПК вызревает  общий замысел выс-я, автор  знает о чем будет гов-ть, но  не знает как.

4) перевод смысла с  я-ка образа на нац-й я-к.  Появл-ся ключ слова, ядерн  фразы, рематическ урывки предлож-й.  В это время мысльпродолж форм-ться, поэт в речи паузы, слова паразиты. Все это наз-ся хезитацией, кот свидетельствует о поисках слов. В этот момент перестраиваются прежде всего синтаксич стр-ры. Лурия показал в экспер-х, что для этого этапа первичен синтак-с.

5) реализуется послоговая  моторная программа внешней речи. Все эти этапы могут происходить параллельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37) Речевая стр-ра мозга.

Учен смогли создать  модель реч-го поведения ч-ка благодаря  исследованию патологии речи. Патология  речи часто сопровожд афазиями –  видами нарушен речи, связ с повреждением реч-х зон мозга, отвечающих за работу тех или иных реч-х механизмов. Важную роль в изучении реч стр-ры мозга сыграла де-ть Лурии. В 1863 г Пьер Брока открыл в мозгеч-ка один из центров речи. Находится в задней части лобной доли левого полушария мозга. Люди с повреждением зоны Б понимают речь, но с большим усилием соединбт слова во фразу, затрудняются построить последоват-ть звуков, при этом нарушается процесс производства речи. Такая афазия наз-ся моторной. Другой центр был открыт в 1874 г нем учен Карлом Вернике и находится он в височной доли левого полушария. У больных с нарушением этой зоны нарушено восприятие чужой речи. Такая афазая наз-ся сенсорной.

Рез-ты ис-ний  Б и В. В рез-те ис-ний было усиановлено, что производство и восприятие речи это 2 разн процесса имеющих четкую локализацию. В рез-те этих ис-ний левое полушарие было признано доминантным, т.к. оно отвечало за мышление и речь.

 

36) Восприятие и понимание речи.

Понимание не равно порождению речи в обратном порядке. Понимание  нач-ся с поиска общей мысли выс-ния в кот огромное значение играет предвосхищение. Это установка в сознании слушающего на понимание. Он проявлет встречную мыс-ю активность. На понимание выс-ния влияют след факторы: а) ситуация речи; б) речевой жанр, в) знание об адресате речи. Г) хар-р отношений между партнерами. Д) невербальные компоненты общения (внешн вид, мимика..)

Компоненты  понимании речи: 1) выделение значимых элементов речи.

2) слова, кот мы слышим  использ в конкретн ситуациях  (многозначн, омонимия.)

3) учет происхождения поверхностной и глубинной синтакс-й стр-ры выск-я(когда слышим пасивн конструкции мы их мыслен перевод в активные)

4) мы должны учитывать  смысловую инверсия (двойное отрицание) 

5) понимание стр-ры текста (должны  свернуть текст в ядерн схему)

6) адекватная референция, т.е. соотнесение  выск-я с реальн ситуацией.  Сущ-ют упраж-я для проверки  адекватности(дочь твоей матери, но не твоя сестра? –Я сама) Для адекв рефер-ции необходимо  знание Дей-ти отражаемой текстом.  Легко восприним тексты, где смысл лежит на поверхности.

 

38) Роль А.Р. Лури в открытии речевых зон мозга. Опыт Лури показал, что нов реч зоны мозга следует искать в передней части лобной доли и в височно-темяно-затылочной части левого полушария – в местах кот отличают современ ч-ка от первобытного. Лурия определил, что спереди от зоны Брока есть несколько зон отвечающих за механизмы синтагматики ркчи. При этом каждая более передняя зона руководит более выс-м уровнем организации речи. (от соед-я звуков в слове до соед-я предлож-я в текст). Лурия назвал динамической афазией утрату отражения построения связ текста.  Задняя часть лев полуш отвечает за механизмы парадигматики(синон, Антон). Чем дольше от середины лев полуш назад тем более сложн механизмы. Больным с нарушением этих зон мозга свойствен з вида афазий – парафазий: 1) литеральная парафазия. 2) вербальная (путаница слов. В сознании больного план выражения и план содерж-я расходятся и возникает отчуждение смысла. Футбол – это что-то физкультурное). 3) семантическая (путаница предлогов и времен отношений).

 

 

 

 

 

 

 

39) Роль правого полушария и совместн дея-ть полушарий.

Роль рпавого полуш была обнаружена во время электро-судорожного шока.. В рез-те действия то на прав то на лев  полуш мозга током у врачей пов возможность наблюдать за реакциями больных с каким-нибудь отключен полушарием и затем сопоставить эти реакции. Было установлено, что прав полуш не безразлично к речи. Оно отвечает за распознание интонации, актуальн членение предл-я, тембровую окраску. Прав полуш уменьшает чрезмерн нагрузку лев полуш, создает динамич равновесие в их Дея-ти. Прав полуш принимает участие в понимании фразеолог и метафор, значение кот связанос целым выражением, а не с отдельн словами(стальные нервы).Прав полуш свойственна номеноцентрическая грам-ка.(Ваняпобил Петю. Петя побит Ваней).

Информ- поступает в правое полуш, возникает невербализованная картина. Инф-я не расчленена на слова, она  диффузна. После переходит в левое  полуш и анализируется логически, потом превращается в слова. Такая  инф-ция снова перевод-ся в правое полуш и сопоставляется с первым впечатлением. Роль правого полушария: первое получает инф-цию, заставляет левое полуш обрабатывать ее логически. Работа правого полуш – доминирует.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"