Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается собственно ораторская речь как искусство слова, роды и виды ораторской речи. И, наконец, в четвертой заключительной главе будут рассмотрены великие российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века.

Оглавление

Введение

1 Ораторская речь как искусство слова

2 Роды и виды ораторской речи

3 Структура ораторской речи

4 Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Реферат ПО РИТОРИКИ!!!.docx

— 40.04 Кб (Скачать)
justify">       Юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь  отдельной личности, поминальная  речь, посвященная умершему человеку, относятся к социально-бытовому красноречию. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для  него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам  и сравнениям.

       Форма выражения в ораторской речи может  не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это  бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся  к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в  которой произносится речь. Одно дело - речь на ферме или конференции, а другое - на митинге: разные формы  речи, разное время произнесение, разная аудитория.

       Ораторская  речь - речь подготовленная. И готовится  она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру  речи.

       Стили, выделяемые в соответствии с основными  функциями языка, связаны с той  или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.

       Официально-деловой  стиль обслуживает сферу официальных  деловых отношений; основная его  функция - информативная (передача информации). Научный стиль обслуживает сферу  научного знания; основная его функция - сообщение информации, а также  доказательство ее истинности; для  него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Публицистический стиль обслуживает  сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции - сообщение и воздействие; в этом стиле используются все  языковые средства; для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при  информативной насыщенности.

       Художественно-беллетристический  стиль имеет функцию воздействия  и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его  многообразии и богатстве, становясь  явлением искусства, средством создания художественной образности.

       Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых  и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его  функция - общение; проявляется в  устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую  речь.

       3 Структура ораторской  речи

       Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в  нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное высказывание не достигнет цели, не вызовет у слушателей запланированной оратором реакции.

       Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова. Сообщает, о чем будет  говорить…, делает оговорку…, переходит  к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает  мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь  оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.

       Композиция  речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материала.

       В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

       Все части ораторской речи переплетены  и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление  целиком. Это и диктует принципиально  иное его построение по сравнению  с письменной речью. Связанность  ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

       Когезия - это особые виды связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость  отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить  отдельные. Ее фрагменты, расположенные  на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той  или иной степени связанные между  собой. Этот тип связи может, выражаться различными повторами, словами, обозначающими  временные, пространственные и причинно-следственные отношения. Примеры: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий  вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее. Связующую  роль выполняют и такие слова  и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось  в последствии.

       Ретроспекция - это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться  на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим  информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая  содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь  речи с предыдущими речами).

       Проспекция - это один из элементов речи, относящих  содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих  частях выступления. Проспекция дает возможность  слушателю яснее представить  себе связь и взаимообусловленность  мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать  слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также  говорить и о своих будущих  выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

       Этикет  ораторской речи - это устойчивые специфические  единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания  общения в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции - поддержания контакта - указанные  речевые формулы выполняют функцию  вежливости, регулирующую функцию, благодаря  которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями  и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.

       Чаще  всего в речевом этикете используют обращение. Распространены также приветствие  аудитории, т.е. выражение дружеских  чувств, дружеского расположения, доброжелательности. Следующая группа - формулы «прощания» и «благодарности за внимание». Выделяется также группа речевых клеше, относящихся  к знакомству. Оратор обязательно  должен быть представлен или должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая, нейтральная  и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный  контакт со слушателями.

       4 Российские судебные  ораторы второй  половины XIX начала XX века

       Дореволюционная русская адвокатура имела в своих  рядах много известных судебных ораторов, которые были не только популярными  защитниками, успешно выступающими в уголовных процессах, но и крупными учеными-юристами, писателями, критиками, видными общественными деятелями  либерального направления. 

       Александров Петр Акимович (1838-1893)

       По  окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал различные  должности по Министерству юстиции. Прочные знания, большие способности  и одаренность обеспечили ему  быстрое продвижение по служебной  лестнице: товарищ прокурора Петербургского окружного суда, прокурор Псковского окружного суда, товарищ прокурора  Петербургской судебной палаты и , наконец  товарищ оберпрокурора кассационного  департамента Правительствующего Сената. В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением начальства его заключения в суде по одному из дел, где он выступил по одному из дел, где он выступил в защиту свободы  печати, вышел в отставку и в  этом же году поступил в адвокатуру.

       Как защитник Александров обратил на себя внимание выступлением в известном  политическом процессе «193-х». Дело слушалось  в 1878 году в Петербургском окружном суде при закрытых дверях. В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры.

       Выступая  в этом процессе, Александров, малоизвестный  как адвокат, впервые обратил  на себя внимание общественности продуманной  речью, убедительной полемикой с  прокурором.

       Вскоре, вслед за этим делом, в Петербургском  окружном суде слушалось дело по обвинению  Веры Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесенная Александровым  в защиты Веры Засулич, принесла ему  широкую известность не только в  России, но и за рубежом. Речь его  полностью воспроизводилась на иностранные  языки. Надо прямо отметить, что речь Александрова оказала большое влияние  формирование решения присяжных  заседателей по делу. В этой речи проявился большой талант даровитого, мужественного судебного оратора.

       Уважая  свою профессию, П. А. Александров всегда был сдержан в своих речах. Речи его отличаются тщательностью  отделки основных положений, внутренней согласованностью всех их частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой  внутренней силой. Будучи блестящим  оратором, он никогда не полагался  только на свое ораторское мастерство, придавая большое значение досудебной подготовке к делу и судебному  следствию. Он всегда тщательно продумывал свои речи.

       Андреевский Сергей Аркадьевич (1847-1918)

       Очень талантливый дореволюционный адвокат. После окончания в 1869 году юридического факультета Харьковского университета был кандидатом на судебную должность при прокуроре Харьковской судебной палаты, судебным следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда, где проявил себя как талантливый обвинитель. В 1873 году при непосредственном участии А. Ф. Кони, с которым он был близок по совместной работе, С. А. Андреевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда.

       В 1878 году царская юстиция подготавливала к слушанию дело по обвинению Веры Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. В недрах Министерства юстиции тщательно  обрабатывались вопросы, связанные  с рассмотрением этого дела. Большое  внимание уделялось составу суда и роли обвинителя в процессе. Министерством  юстиции было предложено выступить  в качестве обвинителя по этому делу - С.А. Андреевскому и В. И. Жуковскому. Однако оба они участвовать в  процессе отказались.

       Уже первый процесс, в котором выступил, Андреевский (речь в защиту обвиняемого  в деле об убийстве Зайцева), создал ему репутацию сильного адвоката по уголовным делам.

       В отличие от Александрова, он не заботился  о глубоком, всестороннем анализе  материалов дела, недостаточно уделял внимания выводам предварительного следствия. Основное внимание им уделялось  личности подсудимого, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершил преступление. Психологический анализ действий подсудимого  Андриевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно. Его без  преувеличения можно назвать  мастером психологической защиты. Раскрытые  им образы всегда составляют неотразимое  впечатление.

       В делах, где требовалось не только последовательность и непогрешимая логика, но и строгое юридическое  мышление, исследование законодательного материала, он, как адвокат был  не на высоте, и успех ему изменял. Как судебный оратор С.А. Андреевский  был оригинален, самостоятелен.

       Основной  особенностью его является широкое  внесение литературно-художественных приемов в защитную речь. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он называл защитника «говорящим писателем». В своей работе «Об  уголовной защите», отмечая роль психологического раскрытия внутреннего  мира подсудимого, Андреевский писал: «…художественная литература, с ее великим раскрытием души человеческой, должна была сделаться основною учительницей уголовных адвокатов» С. А. Андреевский, Драмы жизни, Петроград, 1916. Отмечая  необходимость внесения в уголовную  защиту приемов художественной литературы, он считал, что «…приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний» Там же..

Информация о работе Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века