Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается собственно ораторская речь как искусство слова, роды и виды ораторской речи. И, наконец, в четвертой заключительной главе будут рассмотрены великие российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века.

Оглавление

Введение

1 Ораторская речь как искусство слова

2 Роды и виды ораторской речи

3 Структура ораторской речи

4 Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Реферат ПО РИТОРИКИ!!!.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

                                     ПЛАН

       Введение

       1 Ораторская речь как искусство  слова

       2 Роды и виды ораторской речи

       3 Структура ораторской речи

       4 Российские судебные ораторы  второй половины XIX начала XX века

       Заключение

       Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Ораторское, устное слово люди ценили во все  времена. Оно - важное и активное средство воспитания и обучения, распространения  философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых  идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям  прогресса.

       Оратор  обращается с людьми непосредственно. Это позволяет оратору быстро реагировать на актуальные жизненные  вопросы, активно пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться  на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести  людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает  в человеке духовность, благородное  движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь  гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину  своего интеллекта и страсть своей  души, действует на умы и сердца людей.

       Сейчас  многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая  активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения  мастерства, конечно, необходимо изучать  теорию ораторского искусства, глубоко  анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в  собственную практику.

       В данной работе рассматривается собственно ораторская речь как искусство слова, роды и виды ораторской речи. И, наконец, в четвертой заключительной главе  будут рассмотрены великие российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века.

       1 Ораторская речь  как искусство  слова

       Античные  теории красноречия входят в золотой  фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия  необходимо, прежде всего, познакомиться  со взглядами древних риторов.

       В древней риторической науке можно  назвать имена исследователей, которые  занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые  другие. Именно их теоретические изыскания  составляют ту платформу, на которой  основывались дальнейшие исследования.

       Родиной красноречия считается Древняя  Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и  впервые появляются систематические  работы по его теории. В государстве  рабовладельческой демократии создалась  особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием  политической борьбы. Владеть им считалось  необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление  речей для нужд граждан. Появлялись первые высказывания практиков о  языке и стиле выступлений. Они  послужили Платону, Аристотелю и  другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в  теорию.

       Еще Платон - древнегреческий философ - подчеркивал, что риторика, как и  всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки. Риторика (греч - ораторское искусство) - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Хорошему оратору необходимо много работать над совершенствованием своей речи. По мнению Платона, он должен проходить  особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А Цицерон, римский теоретик, важнейшими условиями для формирования настоящего оратора считал не только природное  дарование, но и, что самое важное, изучение ораторского искусства (теория) и упражнения (практика). Поскольку  теория красноречия - важное философско-психологическое  учение, утверждал Цицерон, она требует  е себе серьезного отношения.

       Такая высокая культура речи в широком  понимании этого термина не могла  возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского  искусства.

       Основателем риторического искусства считается  Протагор. А.Ф.Лосев пишет, что у  Диогена мы находим сообщение  о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

       Платон  считает, что оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам должен постигать истину того, о чем он собирается говорить. Правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи. «Тот, кто намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определить свой путь в нем  и уловить, в чем признак каждой его разновидности».

       По  мнению Платона, искусство оратора  во многом зависит от способности, охватывать все общим взглядом, возводить  к единой общей идеи разрозненные объекты речи и разделять все  на виды, а также уметь возводить  частное к общему и из общего получать частное.

       Риторика, как всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность. Она приводит эмоции, страсти в  системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые считали, что хороший  оратор должен много работать над  самосовершенствованием и речами. Рассуждения  Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику  речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии  важным философско-психологическим  учением.

       Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), в которой Аристотель значительно развил учение Платона  об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

       Аристотель  считает, что риторика - искусство, соответствующее  диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство  убеждения, которое использует возможное  и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается  недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим  осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного  характера говорящего, качества самой  речи, настроения слушателей. Уже в  учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в  современных исследованиях.

       Аристотель  выделяет три рода речей, которые  возникли в результате развития социально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных - «склонять или отклонять», судебных - обвинить или оправдать, эпидейктических - хвалить или порицать.

       Аристотель  считает, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое  позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на том, что в речи важна роль гнева, пренебрежения  и милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования. Он говорит также о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп, как видим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия на различные группы слушателей.

       Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное  расположить по порядку; придать  ему словесную форму; утвердить  все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный  вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать  блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

       2 Роды и виды  ораторской речи

       Роды  и виды красноречия выделяются в  зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению  и воздействию. Существует несколько  сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй - дипломатическую  речь или выступление на съезде, к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой - юбилейную (похвальную) речь или речь застольную (тост). Конечно, такое деление  не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую  тему может обслуживать научную  сферу (научный доклад), деловую сферу (выступление пропагандиста в  группе слушателей). По форме они  также будут иметь общие черты.

       В современной практике публичного общения  выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия - это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного  объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом  дальнейшей дифференциации на основании  более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация  носит ситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

       Выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи относятся к  социально-политическому красноречию.

       Некоторые жанры красноречия носят черты  официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные  документы. В таких речах анализируются  положение в стране, события в  мире, основная их цель - дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных  выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются  текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной  работе. Эти речи могут быть посвящены  актуальным проблемам или могут  носить призывной, разъяснительный, программно-теоретический  характер. Выбор и использование  языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки  выступления.

       Политическое  красноречие в России в целом  было развито слабо. Лишь военное  ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался  к воинам Петр I.

       Стремительно  развивается парламентское красноречие  и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется  дискуссионная направленность речи.

       Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская  лекция, научный доклад, научный  обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие  близко научному стилю речи, но в  то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

       Судебное  красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и  присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или  обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

       Разумеется, в судебных речах подробно анализируются  фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить - вот три взаимосвязанные  цели, определяющие содержание судебного  красноречия.

Информация о работе Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века