Род несклоняемых существительных и методика их изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:48, доклад

Краткое описание

Цель исследования – системное описание теории несклоняемых имен существительных, обобщение материалов методической литературы по изучению несклоняемых имен существительных в 5 классе. В ходе работы надо было решить следующие задачи:
– описать основные достижения русской морфологии в разработке теории несклоняемых существительных;
– проанализировать современное состояние теории несклоняемых существительных в учебной литературе;
– выявить семантические, синтаксические и стилистические особенности несклоняемых существительных;
– проанализировать программы и учебники в аспекте темы исследования;

Файлы: 1 файл

Род несклоняемых существительных и методика их изучения.docx

— 64.66 Кб (Скачать)

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река), Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета).

Род несклоняемых сложносокращённых слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет – м.р.), МФА (академия – ж.р.).

Из вышеуказанных теоретических  данных по определению рода несклоняемых существительных в учебнике даны следующие определения:

К среднему роду относятся все неодушевленные существительные: хобби (увлечение), ралли (соревнование), киви (плод). Исключение: существительные кофе, пенальти являются словами мужского рода; существительные авеню (улица), салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.

К мужскому роду относятся все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола: гризли (медведь), какаду (попугай), рефери (спортивный судья), маэстро (наставник, учитель).

К женскому роду относятся существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок животных: добрая леди, заботливая фру Хансен.

 

2. Система работы  по изучению темы «несклоняемые  имена существительные»

 

2.1 Календарно-тематическое  планирование

 

Как уже было сказано в 1.3. части работы, существительные  в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинают уже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5 классе. В 5 классе на изучение тем  по имени существительному дается 34 часа. В 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительных  построена ступенчато.

Авторы учебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193) предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемых имен существительных», например:

на карте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдите несклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их;

определите род несклоняемых существительных, допишите окончания  прилагательных и др.

Также, на наш взгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше»:

В Англии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн и фрау, во Франции – мадемуазель и  мадам, в Швеции – фрёкен и фрау.

Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются, например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона.

Такие же существительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: с миссис Джонсон, о миссис Ким, у  миссис Буш.

Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, о мадам Долли.

Мы предложили бы грамматический материал представить в форме  таблицы. Также, на наш взгляд, было бы целесообразным добавить задания  по работе с различными видами словарей.

На уроках русского языка  и на внеклассных занятиях при  изучении темы «Несклоняемые имена  существительные» мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии.

Ниже мы приводим примерное  календарно-тематическое планирование в 5 классе.

 

2.2 Конспекты уроков  по изучению несклоняемых существительных

 

Урок 1: «несклоняемые  существительные»

Цели и задачи:

определение рода несклоняемых существительных;

развитие логического  мышления, умения анализировать;

делать выводы, применять  знания на практике;

развитие устной и письменной речи;

воспитание творческого  воображения.

Оборудование:

словари,

распечатанные тексты,

компьютер, проектор.

Ход урока

1. Постановка учебной  проблемы. Формулирование темы урока.

– Все ли имена существительные  склоняются? (предположения учащихся)

2. Решение проблемы.

1) Прочитать песенку.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в  кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать.

2) – Что вас удивило, рассмешило?

– Оправданно ли автор использует рифму?

(Это песенка про то, как не надо говорить.)

– Просклоняйте слово метро.

– Что заметили? (У слова  метро не изменилась никакая часть.)

– Как бы вы назвали такие  слова? (Существительные, которые имеют  во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)

3) Работа по  учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).

3. Развитие учебно-языковых  знаний.

1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова?

Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.

Запись слов по группам.

Чтение сведений о несклоняемых сложносокращённых словах.

2) Распределительное  списывание. В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые.

Эскимо, кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе, печенье, реле, мелколесье, раздолье.

Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических значений слов фойе, реле.

4. Проблемный вопрос.

Устно составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут  быть варианты окончаний).

5. Решение проблемы.

1) Наблюдение. Как согласуются глаголы и прилагательные с несклоняемыми именами существительными.

Московский ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.

Сравнить свой вывод с  выводами в учебнике.

2) Закрепление.

3) Составить и  записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Словари).

Какао, пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.

4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).

6. Подведение итогов. (Работа над устной научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: «Что я знаю о несклоняемых существительных?».

7. Домашнее задание.

1. Упр. 416. (заполнить  таблицу).

2. Задание творческим  группам:

Создать станицу журнала  «Несклоняемые существительные» Иллюстрировать примерами, рисунками.

1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду и др.).

2 группа. Слова, обозначающие географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).

3 группа. Слова, обозначающие фамилии.

Урок 2: «несклоняемые  имена существительные»

Цели:

1. Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);

3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова), «Если добрый ты – это хорошо…», толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Сегодня  у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте  поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Минутка чистописания.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

– Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда  человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу  и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда  ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится  сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот  в толковом словаре Сергея Ивановича  Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро  другим».

– Ребята, откройте тетради  и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»? (д)

Учитель показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся прописывают у себя в  тетради)

У.: А какие пословицы  о доброте вы знаете?

Д.: 1. Земля согревается  солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке  приятно.

3. Мир не без добрых  людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит,  злое калечит.

6. Кто любит добрые  дела, тому и жизнь мила.

7. Путём зла не доходят  до добра.

У.: А как вы понимаете  пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к  себе в тетрадь.

На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк.

У.: Какое слово «лишнее»?

Д.: Добряк – одушевлённое слово, а остальные слова неодушевлённые, только в этом слове есть нижнее соединение букв.

      

 

                                                                                                                                                                             ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

 

Слова, которые служат названием  предмета, то есть имеют значение предметности, называются именами существительными. Имена существительные, как часть  речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ  и организмов, явлений объективной  реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных  свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок, уборка, отдых).

Всем именам существительным  присуще общее, одинаковое для всех значение – предметное. Имена существительные  выражают отвлеченные свойства и  качества (радость, доброта, внимательность и др.), самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойствам присущи.

Действие или состояние  в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи  с производителем действия, вне времени  протекания (питьё, уборка, посев, езда и т.д.).

Морфологическими признаками имён существительных являются их изменяемость по падежам, а также наличие грамматических категорий рода, числа, одушевлённости и неодушевлённости. Таким образом, значение предметности имён существительных  выражается в том, что существительные  принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему; что  существительное может иметь  формы или единственного числа для обозначения отдельного предмета, явления или понятия (стул, мысль, параметр), или формы множественного числа, обладающие значением множества (поля, столбы, карандаши, сомнения).

Значение предметности выражается и в наличие определенного  падежа (открылась дверь – им. п., стол у двери – род. п., хлопнул  дверью – тв. п. и т.д.).

Существительные могут обозначать одушевлённые или неодушевленные предметы.

Имена существительные могут  определяться прилагательными, причастиями, местоимениями и порядковыми  числительными, которые при этом согласуются с ним в роде, числе  и падеже.

Имена существительные могут  входить и в сочетание с  глаголом (прекратить беготню), наречием (шашлык по-грузински), безлично-предикативным  словом (жаль брата).

 

 

 

 

 

 

Лексико-грамматические разряды  существительных.

Существительные разделяются  на следующие лексико-грамматические разряды:

  • собственные и нарицательные;
  • одушевленные и неодушевленные;
  • конкретные;
  • вещественные;
  • отвлеченные;
  • единичные;
  • собирательные.

 

По признаку называния  предмета как индивидуального, так  и  представителя целого класса, все существительные делятся на собственные и нарицательные.

Нарицательные имена существительные  являются обобщенными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (берёза, дерево, беготня, краснота и  т.д.).

Кроме нарицательных в  языке есть небольшая группа имён существительных собственных, которые  служат для называния единичных  предметов, отдельных лиц, животных, то есть индивидуальных объектов (Кавказ, Иванов, “Недоросль” и т.д.).

К собственным именам существительным  относятся:

  • фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных;
  • географические названия;
  • астрономические названия;
  • названия праздников;
  • названия газет, журналов, произведений литературы и искусства;
  • заводов, кораблей и др.

Для имен собственных наименований используются нарицательные существительные  или сочетания слов (Великая Отечественная  война).

Имена собственные и нарицательные  различаются не только семантически.

Каждый из выделенных групп  присуще свои грамматические особенности. Большая часть имен нарицательных  имеет формы и единственного  и множественного числа. Имена собственные, имеющие форму единственного  числа, во множественном числе, как  правило, не употребляются (ср.: река –  реки, село – сёла, но Москва, Байкал и т.д.).

Информация о работе Род несклоняемых существительных и методика их изучения