Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:14, реферат
Вопрос благозвучия речи возникал еще в античности. Аристотель говорил: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
У благозвучия нет национальных параметров, нет каких-то международных норм. Каждый язык имеет собственную фонетическую систему, которая наиболее благоприятна для говорящих на этом языке людей.
Введение………………………………………………………………….…3
Понятие благозвучия……...…………………………………………….…4
Свойства голоса………………………………………………….…………5
Работа над голосом………………………………………………...………7
Дыхательная гимнастика……………………………….…………..8
Свободное звучание…………………………………..…………...10
Междометия в работе над голосом……………………………….12
Речь в движении……………………………………………………14
Развитие диапазона голоса……………………………...…………15
Темпо-ритм речи…………………………………………...………17
Сочетаемость звуков в русском языке…………………………........…..19
Заключение…………………………………………………………..……22
Библиография………………
Ошибочным является мнение, что гласные делают речь благозвучной. Здесь скорее действует правило «золотой середины». Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных затрудняет артикуляцию и искажает звуковой строй речи (радиоузел, эуы, у Тани и у Оли).
Красота звучания речи является одним из главных условий ее восприятия слушателем.
Еще
Горький советовал молодым
Красоту речи придают «музыкальные» звуки – гласные, сонорные, звонкие согласные (лебедь, нега, нива, роза).
Употребление звуков одинаковых или близких по артикуляции сильно влияет на благозвучие речи. Повторение созвучий в словах делает их похожими, вопреки смыслу, что отрицательно сказывается на логике речи и даже придает ей комичность (Положи, куда положено положить; Нога была нагая). Такие предложения не красят оратора, ставят его в неудобное положение.
Так же следует избегать нанизывания в предложении звуков «у», «ы». (Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе). Единственным исключением может быть осознанный ход автора, желающего создать определенное звучание текста.
На преобладание в тексте длинных или коротких слов влияет чередование ударных и безударных слогов. Средняя длина русского слова – три слога. Автор должен иметь чувство меры и слышать, как звучат слова стоящие рядом. Следует избегать предложений, где ударения оказываются в нескольких словах подряд, иначе предложение может получиться резким, «рубленым». (Сад был пуст, стар, гол, он был забыт). Однако и этот фактор используется авторами специально для достижения определенного эффекта: «Жил был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Ел, спал. Бук был тверд – жук был горд».
Обратный эффект получается, если ударные слоги слишком удалены друг от друга. Речь получается монотонной, вялой.
Нормы средней длины слова меняются в зависимости от функционального стиля.
При создании аббревиатур следует учитывать сочетание согласных и гласных звуков. Неблагозвучными являются аббревиатуры, где преобладают те или иные звуки: ЕОУС, УАИ, МПТШП. Так же следует контролировать длину аббревиатур, так как нечто вроде НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛ
БЕТРАБСБОМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМ
Заключение
Благозвучие речи – наука, освоение которой делает из человека оратора. Сложность ее состоит в том, что устную речь очень сложно контролировать. Для того, чтобы видеть фразы и готовые предложения перед тем как их произнести, нужно долго и усердно тренироваться.
В первую очередь нужно научиться контролировать свойства своего голоса. Варьируя тембр, темп, звонкость голоса человек способен произнести хорошую речь в любой коммуникативной ситуации.
Фонетическая система каждой группы языков – уникальна. Конечно, есть определенные критерии, которые можно выделить во всех системах: соотношение гласных и согласных, длина слов, сочетание определенных звуков. Но конкретные характеристики почти не повторяются, потому что он формировался столетиями, адаптируясь к восприятию слушателем.
В
русском языке основными
Научившись чувствовать свой речевой аппарат, оратор может гарантировать себе успех у слушателей практически в любой ситуации.
Библиография