Понятие благозвучия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Краткое описание

Вопрос благозвучия речи возникал еще в античности. Аристотель говорил: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
У благозвучия нет национальных параметров, нет каких-то международных норм. Каждый язык имеет собственную фонетическую систему, которая наиболее благоприятна для говорящих на этом языке людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие благозвучия……...…………………………………………….…4
Свойства голоса………………………………………………….…………5
Работа над голосом………………………………………………...………7
Дыхательная гимнастика……………………………….…………..8
Свободное звучание…………………………………..…………...10
Междометия в работе над голосом……………………………….12
Речь в движении……………………………………………………14
Развитие диапазона голоса……………………………...…………15
Темпо-ритм речи…………………………………………...………17
Сочетаемость звуков в русском языке…………………………........…..19
Заключение…………………………………………………………..……22
Библиография………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

     Ошибочным является мнение, что гласные делают речь благозвучной. Здесь скорее действует  правило «золотой середины». Гласные  порождают благозвучие только в  сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных затрудняет артикуляцию и искажает звуковой строй речи (радиоузел, эуы, у Тани и у Оли).

  1. Эстетика звука

     Красота звучания речи является одним из главных  условий ее восприятия слушателем.

     Еще Горький советовал молодым писателям  избегать шипящих звукосочетаний вши, вша, вшу, ща, щей, не допускать повторения свистящих и шипящих звуков. Нашему уху кажутся неприятными причастия  тащащийся, скрежещущий, морщащийся. Они вызывают определенные эмоции и усложняют речь.

     Красоту речи придают «музыкальные» звуки  – гласные, сонорные, звонкие согласные (лебедь, нега, нива, роза).

  1. Повторения звуков

     Употребление  звуков одинаковых или близких по артикуляции сильно влияет на благозвучие  речи. Повторение созвучий в словах делает их похожими, вопреки смыслу, что отрицательно сказывается на логике речи и даже придает ей комичность (Положи, куда положено положить; Нога была нагая). Такие предложения не красят оратора, ставят его в неудобное положение.

     Так же следует избегать нанизывания  в предложении звуков «у», «ы». (Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе). Единственным исключением может быть осознанный ход автора, желающего создать определенное звучание текста.

  1. Длина слова

     На  преобладание в тексте длинных или  коротких слов влияет чередование ударных и безударных слогов. Средняя длина русского слова – три слога. Автор должен иметь чувство меры и слышать, как звучат слова стоящие рядом. Следует избегать предложений, где ударения оказываются в нескольких словах подряд, иначе предложение может  получиться резким, «рубленым». (Сад был пуст, стар, гол, он был забыт). Однако и этот фактор используется авторами специально для достижения определенного эффекта: «Жил был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Ел, спал. Бук был тверд – жук был горд».

     Обратный  эффект получается, если ударные слоги  слишком удалены друг от друга. Речь получается монотонной, вялой.

     Нормы средней длины слова меняются в зависимости от функционального стиля.

  1. Аббревиатуры

     При создании аббревиатур следует учитывать  сочетание согласных и гласных  звуков. Неблагозвучными являются аббревиатуры, где преобладают те или иные звуки: ЕОУС, УАИ, МПТШП. Так же следует контролировать длину аббревиатур, так как нечто вроде НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛ

БЕТРАБСБОМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТРАБ, является крайне сложным для воспроизведения  в устной речи. Так как появление  аббревиатур не избежать, существует способы смягчить их звучание, облегчить  речь. Так, громоздкость некоторых из них требует смешанного чтения: часть  аббревиатуры читается как слово (буквам соответствуют звуки), а другая часть требует произношения каждого элемента: например, ВЗИТЛП читается как «взитеэлпэ», ГУПКОиБГ – «гупко и бэгэ».

 

Заключение 

     Благозвучие речи – наука, освоение которой делает из человека оратора. Сложность ее состоит  в том, что устную речь очень сложно контролировать. Для того, чтобы  видеть фразы и готовые предложения  перед тем как их произнести, нужно  долго и усердно тренироваться.

     В первую очередь нужно научиться  контролировать свойства своего голоса. Варьируя тембр, темп, звонкость голоса человек способен произнести хорошую  речь в любой коммуникативной  ситуации.

     Фонетическая  система каждой группы языков –  уникальна. Конечно, есть определенные критерии, которые можно выделить во всех системах: соотношение гласных  и согласных, длина слов, сочетание  определенных звуков. Но конкретные характеристики почти не повторяются, потому что  он формировался столетиями, адаптируясь  к восприятию слушателем.

     В русском языке основными критериями формирования благозвучия являются: соотношения гласных и согласных, длина слов, употребление шипящих  и свистящих, контролирование употребления аббревиатур и другие.

     Научившись  чувствовать свой речевой аппарат, оратор может гарантировать себе успех у слушателей практически в любой ситуации.

 

     Библиография

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка
  1. Гальперин И.Р. Стилистические средства звуковой организации высказывания
  1. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим
  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152818/Эвфония

Информация о работе Понятие благозвучия