Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:14, реферат
Вопрос благозвучия речи возникал еще в античности. Аристотель говорил: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
У благозвучия нет национальных параметров, нет каких-то международных норм. Каждый язык имеет собственную фонетическую систему, которая наиболее благоприятна для говорящих на этом языке людей.
Введение………………………………………………………………….…3
Понятие благозвучия……...…………………………………………….…4
Свойства голоса………………………………………………….…………5
Работа над голосом………………………………………………...………7
Дыхательная гимнастика……………………………….…………..8
Свободное звучание…………………………………..…………...10
Междометия в работе над голосом……………………………….12
Речь в движении……………………………………………………14
Развитие диапазона голоса……………………………...…………15
Темпо-ритм речи…………………………………………...………17
Сочетаемость звуков в русском языке…………………………........…..19
Заключение…………………………………………………………..……22
Библиография………………
Содержание
Введение
Вопрос благозвучия речи возникал еще в античности. Аристотель говорил: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
У благозвучия нет национальных параметров, нет каких-то международных норм. Каждый язык имеет собственную фонетическую систему, которая наиболее благоприятна для говорящих на этом языке людей.
Для публициста, редактора, актера, человека имеющего отношение к выступлениям, к публичной речи крайне важно знать, как управлять своим речевым аппаратом. Как правильно строить предложения, чтобы аудитория не уставала от выступления или читатель внимал печатному материалу.
Существует множество методов, которые помогают в той или иной степени достигнуть благозвучия речи. Но лучше всего изучить возможности своего голоса в полной мере и совершенствовать их. Задание не из легких, но постоянные тренировки, самоконтроль и внешний контроль делают ее вполне осуществимой.
В данном реферате мы рассмотрим понятие благозвучия и некоторые способы его достижения в русском языке.
Понятие
благозвучия
Благозвучие
предполагает наиболее совершенное
с точки зрения говорящих на данном
языке сочетание звуков, удобное
для произношения и приятное для
слуха. Требования благозвучия должны
быть согласованы с фонетическими
особенностями конкретного
В переводе на греческий благозвучие – euphonia от «eu», хорошо, приятно, и «phone», звук. Однако эвфония являет собой целую науку, изучающую инструментовку, звуковую организацию художественной речи (чаще поэтической, однако и в прозе есть свой ритм). Благозвучие артикуляционное и акустическое является наиболее узким понятием эвфонии.
Благозвучие речи достигается многими средствами. Главным, конечно, является понимание говорящего того, как нужно составлять слова и предложения, какие звуки наиболее хорошо сочетаются друг с другом.
Но прежде всего оратор должен научиться управлять своим голосом и его свойствами. Достигнуть этого довольно сложно, так как необходимо регулярно и очень много тренироваться, обязательно с опытным педагогом. Кроме того, учащийся должен понимать, что работа над речевым аппаратом – это работа над перестройкой собственного организма. Поэтому к процессу обучения нужно подойти со всей ответственностью, аккуратностью и не торопиться.
Свойства
голоса
Основными свойствами голоса являются: его сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон и благозвучность. Говорящий должен уметь контролировать эти свойства и знать, как именно в конкретной ситуации они должны варьироваться.
Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Человек способен научиться управлять верхними резонаторами, таким образом совершенствуя тембр своего голоса.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости). В понятие благозвучности входит прежде всего звонкость. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ. Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.
Полетность голоса - это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под
тоном голоса подразумевают эмоционально-
Работа
над голосом
Человеческий голос обладает удивительными возможностями. Он может заставить человека чувствовать то, что необходимо говорящему, поверить его словам. Для того, чтобы научиться контролировать процесс речи нужно долго тренироваться, знакомится, чувствовать свой голос.
В книге Зинаиды Васильевной Савковой «Как сделать голос сценическим» выделено семь стадий работы над речью. Автор подчеркивает, что заниматься нужно не торопясь, постепенно, шаг за шагом переходя от одной стадии к другой. Все дело в том, что необдуманное насилие над собой, чрезмерная усидчивость только навредит учащемуся. Процесс совершенствования своей речи должен проходить плавно и естественно.
Савкова выделяет следующие этапы работы над голосом:
Для того, чтобы не утомлять голосовой аппарат заниматься нужно определенное количество времени и обязательно под контролем педагога.
Индивидуальные занятия с преподавателем должны занимать не более 30 минут. Самостоятельная домашняя работа занимает 10-15 минут, при этом целесообразнее проводить ее утром, включая в комплекс утренней гимнастики. Это позволит лучше контролировать дыхание.
Ниже мы подробнее рассмотрим данные этапы и упражнения для достижения нужного результата.
Дыхательная гимнастика
Фонационное
дыхание
Основные причины неверного звучания голоса вытекают из неправильного пользования дыханием. Прежде чем начать работу над расширением диапазона и силой речи следует научиться контролировать степень напряжения мышц голосового и речевого аппаратов и речевое дыхание. Чем свободнее будут мышцы, тем более широкими будут возможности голоса.
Основной сложностью является то, что наше дыхание напрямую зависит от наших эмоций. Если человек перевозбужден, его дыхание ускорено. Так и в процессе речи, дыхание часто сбивается, зависит от внешних факторов. Если же сопроводить яркую эмоцию речью, то она будет в точности отражать настроение.
Фонационное дыхание – это дыхание во время речи. При нем вдох явно короче выдоха. Именно этот момент и нужно развивать для того, чтобы в легких был постоянный запас воздуха и говорящий мог достигать легкого, полноценного звучания фразы, какой бы сложной она ни была. В процессе фонационного дыхания участвуют межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани.
Для того, чтобы подготовить дыхательный аппарат к фонации автор приводит упражнения:
Упражнение «На колок» для определения правильного положения тела:
Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, надо найти правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободные, легкие.
Такое положение должно стать привычным.
Упражнение
« Свеча», которое позволяет
Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь сделать так, чтобы «пламя легло», и держите его в таком положении до конца выдоха. Теперь оторвите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и используйте ее, как свечу. Возьмите эту бумажку – «свечу» и дуйте на нее. Она отклоняется от вас – это отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный – бумажка до конца выдоха находится в одном положении, если прерывистый – то поднимается, то опускается.
Вдохнули, на секунду задержали дыхание, затем дуете на «свечу». Пламя положено. Захотели погасить его – усиливаете интенсивность выдоха.
Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдыхайте воздух на свечу: фу!фу!фу!фу!... Не гаснет! Еще интенсивнее и резче толчки выдоха! Погасла! Движение мышц ощущалось непременно.
Свободное
звучание
Второй этап так же как и первый направлен на то, чтобы учащийся достигнул легкого, без напряжения звучания, удобную середину, центр своего голоса – тональность естественной разговорной речи.
Упражнение «Стон» - свобода фонационных путей:
Сядьте на стул не очень глубоко, сохраняя положение «тело на колок». Вообразите, что у вас болит голова или горло. Негромко стоните с целью «успокоить боль, отвлечься от нее». Не кряхтите! При кряхтении звук не тянущийся, а глухой и короткий. Мышцы лица, шеи и рук должны быть свободны. Плечи опущены. Медленно, проверяя свободу мышц, двигайте головой вниз, влево, вправо…
Рот закрыт, но губы сомкнуты не плотно (как при произнесении согласного «м»), а лишь слегка соединены. Звук протяжный, без напряжения. Если добьетесь точности выполнения этого упражнения, то начало в работе над голосом положено.