Понятие благозвучия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Краткое описание

Вопрос благозвучия речи возникал еще в античности. Аристотель говорил: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
У благозвучия нет национальных параметров, нет каких-то международных норм. Каждый язык имеет собственную фонетическую систему, которая наиболее благоприятна для говорящих на этом языке людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие благозвучия……...…………………………………………….…4
Свойства голоса………………………………………………….…………5
Работа над голосом………………………………………………...………7
Дыхательная гимнастика……………………………….…………..8
Свободное звучание…………………………………..…………...10
Междометия в работе над голосом……………………………….12
Речь в движении……………………………………………………14
Развитие диапазона голоса……………………………...…………15
Темпо-ритм речи…………………………………………...………17
Сочетаемость звуков в русском языке…………………………........…..19
Заключение…………………………………………………………..……22
Библиография………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

     Упражнение  «Ответь мне!» - тренировка сонорных согласных:

С сонорными согласными «л, н, м» сделайте следующий  мелодический рисунок:

ЛЯльляЛЁльлёЛЮльлюЛЕльлеЛильли;

НЯньняНЁньнёНЮньнюНЕньнеНИньни;

МАммаМОммоМУммуМЭммэМИммиМЫммы.

А теперь поговорите этими  звуками с партнером.

Первый  спрашивает (с подтекстом: слышишь, какой слог я выделил?):

- ЛЯльляЛЁльлёЛЮльлюЛЕльлеЛильли?

Второй  отвечает (с подтекстом: да, слышу, понял тебя!):

- ЛЯльляЛЁльлёЛЮльлюЛЕльлеЛильли!

Интонационная гибкость звучания вопроса  и ответа развивает  гибкость голоса.

     После того, как отработаны упражнения с  согласными, следует обратиться к  гласным. Они создают мелодику речи, делают ее более легкой для восприятия. Но и эти звуки нуждаются в  отработке. Если при произнесении гласных  какие-то мышцы будут напряжены, речь получиться скованной, отрывистой.

     Для того, чтобы проверить мышечную свободу  при произнесении гласных, следует  научиться слышать, ощущать и  различать твердую, придыхательную и мягкую атаки звука (атака - начало звучания той или иной гласной). Для нормального, естественного голоса более характерна мягкая атака. Воспитать мягкую атаку помогает упражнение «Стон».

     Так же помогают и другие упражнения, например «Колыбельная». Это упражнение является продолжением «Стона».

     Упражнение  «Колыбельная»:

Представьте, что укачиваете ребенка. Качайте его из стороны в сторону  и тихо, в такт движениям рук  напевайте закрытым ртом знакомую колыбельную  фразу: М-м-М-м-М-м-М-м.

     «Ребенок  не засыпает». Уже  выспался, улыбается. Губы ваши разомкнулись и весело вырвались  гласные: а-А-а-А-а, о-О-о-О-о.

       «Качайте легко». Работает только  дыхание. Весело  раскачивайте «ребенка»,  и с последней  гласной слегка  подбрасывайте его  вверх: а-а-а-а-А. 

Бросать гласную вверх  – это не значит сильно повышать ее тонально, наоборот, старайтесь сохранять  тональность. Закрепляйте это ощущение «подбрасывания» воздушной струи в голову.

 

Междометия  в работе над голосом 

     Междометия - часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически нечленимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения чувств (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.

Междометия  бывают:

  1. Состоящие из одного гласного: И! Э! А! О!
  2. Из гласного с последующим неслоговым Й: Эй! Ой!
  3. Из гласного с согласным: Их! Эх! Ах!
  4. Из двух слогов с ударением на втором слоге: Эге! Ага!
  5. Употребляемые в удвоенной или утроенной форме: Ай-ай! Ей-ей-ей!
  6. Сочетающиеся с частицами: Ну же!
  7. С глагольным окончанием второго лица множественного числа «те»: Нуте! Полноте!

     И другие. Междометия непринужденны и неожиданны. Они напрямую влияют на ЦНС, мышцы. Упражнения с междометиями помогают отработать контроль над дыханием, интонацией, развивают голосовую гибкость.

Упражнение  «Футбол»:

Передайте с помощью междометий различные эмоциональные  отношения людей  к игре в футбол, прочитав простейшие строки такого детского стишка:

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра  сказала:

- Ну, футбол!

А я ответил:

- Во, футбол!

     Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во).

      Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное: «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому, как «Стон» должен стать отправной точкой для отработки свободы фонационных путей, «собачий лай» используется в качестве упражнения для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания, нижнебрюшного фонационного дыхания.

 

Речь  в движении 

     Любое движение человека влияет на его речь. Для того, чтобы дыхательный аппарат  был готов к физическим испытаниям, его нужно тренировать. Необходимо приобрести навык верного звучания голоса при любом положении головы, тела, во время всевозможных движений. Например, при помощи, следующего упражнения.

Упражнение  «Земляника»:

Эй, присядь скорей, взгляни-ка:

Что за прелесть – земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта! И вот  эта!

Эта, правда, белобока – 

Пусть немножко подрастет…

А вот та налилась соком  – 

К нам в лукошко  попадет

Стой!

А здесь-то, посмотр-и-ка:

Все – одна одной подстать!

Что за прелесть земляника  – 

Жалко даже обрывать!

     Это упражнения следует выполнять присев на корточки, как бы собирая ягоды. Хотя голова опущена, зритель все  должен слышать, направляйте слова  ему! Свободному рождению звука особенно помогают эмоции радости и удивления.

 

Развитие  диапазона голоса 

     Диапазон  голоса включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной  высоты, доступных человеческому  голосу. Диапазон необходимо расширять. Но при его расширении следует  быть осторожным и не переусердствовать. Пошагово нужно учиться сохранять  качество голоса в каждом из регистров  звукового диапазона.

     Регистр – это часть звукоряда, ряд  соседних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством. Существует три регистра: средний, грудной, головной. Для того, чтобы  голос звучал так, как вы этого хотите, необходимо «сравнять» регистры, заставить их работать совокупно.

     При расширении диапазона речи человек  осваивает искусство отражать свои эмоции при помощи нужных интонаций. Для достижения этой цели существует множество упражнений. Можно начать с известного уже «Стона», осуществляя  его в разных тональностях. Или, например, следующее упражнение.

Упражнение  «Сплетник»:

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть  ваш секрет другому.

«Но-но-но!» - говорите вы («не  смей этого делать - предупреждаю»). Голос  звучит спокойно в  среднем регистре.

Товарищ, однако уже нагибается к уху соседа…

«Ну-ну-ну!» - останавливаете вы его («приказываю  – прекрати!»). фраза  звучит несколько  выше. Не бойтесь  этого естественного  повышения. Проверьте  свободу звучания голоса в головном регистре.

Товарищ послушался – остановился.

«Ни-ни-ни!» - сказали вы ему (строгое  предупреждение –  «не делай таких  вещей никогда»). Тональность понизилась. Голос звучит в  грудном регистре. Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно.

     Важно то, что все упражнения связаны  друг с другом. Не ознакомившись  с предыдущим этапом, вы не поймете, о чем идет речь в следующем. Именно об этом и говорит автор, она несколько раз предостерегает учащихся – не торопиться, осваивать программу медленно, не насиловать свой голос.

Упражнение  «Прыжок чемпиона»:

Вообразите, что смотрите киноленту, на которой зафиксирован прыжок в высоту известного чемпиона-прыгуна. Съемка замедленная, поэтому движения прыгуна плавные. Идите за его движением голосом. Приказывайте своему голосу «нарисовать линию прыжка», используйте следующий текст:

Разбег…Прыжок…И вот лечу…

Голосовой «загиб» кручу…

Теперь  мне надо опуститься,

Чтоб  ставить точку  научиться.

На  слове «загиб» - загните  голос кверху. Затем  спокойно опускайте  его вниз и положите на «дно».

     Такие упражнения легче выполнять при  помощи сопровождающих движений, например – рукой.

 

Темпо-ритм речи 

     Темпом  речи называют совокупность длительности звучания отдельных слогов, слов, интервалов и длительности пауз. Темп речи тесно  связан с действиями человека.

     Ритмом  же речи создает то, как говорящий во время речи в определенном счетном размере такта (такт – мерило времени) произносит звуки, слова, фразы самой разнообразной продолжительности, с перерывами между ними.

     Как и вся работа над голосом, работа над темпо-ритмом речи не отделена от мимики, жестов, одним словом – актерского мастерства.

       Одним из наиболее популярных способов отработать темп и ритм совей речи являются скороговорки. Существует упражнение как научиться их говорить.

Упражнение  «Вдолбить»:

Вы  «учите» своего друга  верно произнести скороговорку: «Погода  размокропогодилась». Надо, чтобы друг понял смысл сложного для произнесения слова, а значит «увидел», как сыро и серо за окном. Не торопясь, точно по звукам, по ударности в  слове повторите  дважды текст скороговорки: «Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода».

Если  у друга не получается, не переставайте «вдалбливать»  текст, пока не добьетесь  результата. Желание  «вдолбить» вызовет  естественно медленное  и четкое произнесение фразы. 

Упражнение  «Лепка слова»:

«Дирижируйте» таким образом: вспомните, как ввинчивается электрическая лампочка в патрон. Оборот кисти руки слева  направо. Еще и  еще раз. Лампочка ввинчена. А теперь «ввинчивайте» слова  с одного оборота  кисти. Легкое, быстрое  движение руки слева  направо – и  «ввинчено» слово  колпак. (Скороговорка: Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоколовать). Кончается движение на ударном «а», безударное же «о» звучит, как короткое «а», на нем вы не задерживаетесь. «Ввинтите» слова не по-колпаковски. Где бы ни стоял ударный слог, все слоги «бегут» под него, он звучит шире, весомее, слышнее всех остальных. 
 
 
 

 

 

Сочетаемость  звуков в русском языке 

  1. Гласные и  согласные.

     В русском языке естественным считается  чередование гласных и согласных  звуков. Употребление согласных должно жестко контролироваться. Оптимальным  считается употребление рядом двух-трех согласных. Большее сочетание будет  неприятно слуху и труднопроизносимо. (взвизгнуть, взбрыкнуть).

Информация о работе Понятие благозвучия