Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:26, контрольная работа
Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем прочим жанрам. И монолог, и диалог - производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия немолчно шумящего моря человеческого общения. На диалогизм, пронизывающий нашу жизнь, указывал русский философ и литературовед М.М. Бахтин, когда говорил, что не бывает чисто монологических высказываний, жанров. Всякое высказывание можно и нужно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии.
Дискуссия. Типы диалогов: спор, полемика, диспут, дискуссия.
Виды и формы речи. Речь устная и письменная, внутренняя речь.
Произведите риторический анализ текста:
Библиографический список.
С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.
Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).
Внутренняя речь имеет следующие особенности:
а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
б) отсутствие вокализации (беззвучность
ее) как результат заторможенной
и расторможенной артикуляции. При
слабой заторможенности речевой
артикуляции (возможно, ее расторможенности)
по ходу мыслительного процесса у
некоторых людей в силу различных
эмоциональных состоянии
в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.
Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).
Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.
Замечено, что при обдумывании
трудных задач артикуляционные
движения более выражены, чем при
решении легких задач. Наибольшая активность
артикуляционной системы
По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.
Сокращенность речи выражается
в том, что выпадает много слов,
в которых нет нужды, так как
предмет мысли и ситуация, в
которой протекает мышление, для
самого субъекта ясны и потому не требуют
полной словесной выраженности. Например,
экспериментатор (физик, химик) или
просто ученик, который долго раздумывал
над более оптимальным
Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.
Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.
3.Произведите риторический анализ текста:
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Этот текст публицистического
стиля. Он актуален, общественно значим
по тематике, эмоционален. Среди характерных
для публицистики языковых и речевых
средств можно назвать
Библиографический список
1. Башев И.Л. Принципы риторики: учебник / И.Л. Башев - М.: Проспект, 1987. - 228 с.
2. Бондаренко Е.Н. Технологии
и методы обучения студентов
в зарубежном педагогическом
вузе: [модульное,
3. Игнатьева Г. Деятельностное
содержание образования:
4. Новикова Г.В. Как
подготовить и провести
5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: учебник / Л.Г. Павлова. - М.: Просвещение, 1991. - 389 с.
6. Сопер П. Основы искусства речи: учебник / П. Сопер. - М.: Проспект, 1995. - 231 с.
7. Хилова Е.Ю. Дискуссия - метод активного обучения / Е.Ю. Хилова // Образовательные инновации в системе высшего профессионального образования: сборник научно-методических статей. - Чебоксары, 2007. - С.144-146.