Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем прочим жанрам. И монолог, и диалог - производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия немолчно шумящего моря человеческого общения. На диалогизм, пронизывающий нашу жизнь, указывал русский философ и литературовед М.М. Бахтин, когда говорил, что не бывает чисто монологических высказываний, жанров. Всякое высказывание можно и нужно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии.

Оглавление

Дискуссия. Типы диалогов: спор, полемика, диспут, дискуссия.
Виды и формы речи. Речь устная и письменная, внутренняя речь.
Произведите риторический анализ текста:
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Контрольная Ораторское искуство вариант 21.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией  языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт  развития речи, но и важнейшее ее средство.

Внутренняя речь возникает  из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная  часть внутреннеречевых рефлексов  заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет  следующие особенности:

а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство  членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;  

б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной  и расторможенной артикуляции. При  слабой заторможенности речевой  артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у  некоторых людей в силу различных  эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных  слов; 

в) преобладание семантики  над фонетикой (выпадают гласные  звуки, несущие меньшую смысловую  нагрузку);

г) местоименность (предмет  мысли фигурирует в указательных местоимениях); 

д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или  зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные  исследования свидетельствуют о  непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек  ее высказать, формируется с помощью  внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны  для глаза, но их можно зафиксировать  при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании  трудных задач артикуляционные  движения более выражены, чем при  решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается  в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении  определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и  мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как  предмет мысли и ситуация, в  которой протекает мышление, для  самого субъекта ясны и потому не требуют  полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или  просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом  решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным  словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может  выполнять роль сложного предложения  или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в  виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это  обобщенное и опосредованное отражение  действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль  не может быть сформирована без участия  внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют  в виду прежде всего процесс формирования мысли.

3.Произведите  риторический анализ текста:

Воспитанный человек... Если о вас  скажут такое, считайте, что удостоились  похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это  нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного  театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена  и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался  ими. При нем каждая женщина чувствовала  себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии  умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это  оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог  сесть в вагон. Корни этого  поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте  к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения  только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

Этот текст публицистического  стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных  для публицистики языковых и речевых  средств можно назвать следующие: — именительный представления (Воспитанный  человек...); — непосредственное обращение  к собеседнику (Если о вас скажут...); — риторический вопрос; — неполные предложения; — оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм  конструкций (см. третий абзац); — противопоставления; — ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением; — отвлеченная  лексика (воспитанность, человечность, побуждения). Этот текст относится  к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса  и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие  «воспитанность», а в качестве «нового» — слова, которые раскрывают это  понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты  характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее  автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению  и делает из него вывод: истоки воспитанности  — в доброте и уважении к  людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Башев И.Л. Принципы риторики: учебник / И.Л. Башев - М.: Проспект, 1987. - 228 с.

2. Бондаренко Е.Н. Технологии  и методы обучения студентов  в зарубежном педагогическом  вузе: [модульное, персонализированное,  бригадно-индивидуальное обучение, тьюторство, кейс-метод, семинар-дискуссия,  метод проектов, портфель студента, мозговой штурм] / Е.Н. Бондаренко // Высшее образование в России. - 2009. - N 6. - С.132-138.

3. Игнатьева Г. Деятельностное  содержание образования: современная  дискуссия / Г. Игнатьева // Высшее  образование в России. - 2003. - N5. - С.64-74.

4. Новикова Г.В. Как  подготовить и провести дискуссию: [рецензия на кн. М.А. Ковальчук  "Дискуссия как средство обучения  иноязычному общению". М.: Высш. шк., 2008.144 с.] / Г.В. Новикова // Вестник  Московского университета. Серия  20. Педагогическое образование. - 2010. - N 1. - С.115-118.

5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия,  полемика: учебник / Л.Г. Павлова. - М.: Просвещение, 1991. - 389 с.

6. Сопер П. Основы искусства речи: учебник / П. Сопер. - М.: Проспект, 1995. - 231 с.

7. Хилова Е.Ю. Дискуссия - метод активного обучения / Е.Ю. Хилова // Образовательные инновации в системе высшего профессионального образования: сборник научно-методических статей. - Чебоксары, 2007. - С.144-146.


Информация о работе Ораторское искусство