Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем прочим жанрам. И монолог, и диалог - производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия немолчно шумящего моря человеческого общения. На диалогизм, пронизывающий нашу жизнь, указывал русский философ и литературовед М.М. Бахтин, когда говорил, что не бывает чисто монологических высказываний, жанров. Всякое высказывание можно и нужно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии.

Оглавление

Дискуссия. Типы диалогов: спор, полемика, диспут, дискуссия.
Виды и формы речи. Речь устная и письменная, внутренняя речь.
Произведите риторический анализ текста:
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Контрольная Ораторское искуство вариант 21.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

6. Принцип преодоления  психологических барьеров в процессе  ведения дискуссии. Суть этого  принципа заключается в том,  что существует целый ряд ложных  внутренних установок, состояний,  без преодоления которых эффективность  вашей аргументации снижается.  Это может быть, например, установка  на то, что противоположная сторона  лучше подготовлена, чем вы, и  поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш  оппонент, уже сам по себе сдерживает  и скрывает ваши суждения и  действия.

7. Принцип поэтапного  продвижения к истине. Суть этого  метода заключается в том, что  эффективность ведения дискуссии  и продвижения к истине прямо  зависит от того, насколько четко  вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные  подходы к решению проблемы  и каждая из альтернатив отчетливо  выдвигает свои аргументы "за" и "против" того или иного  подхода к решению проблемы.

Принцип поэтапного продвижения  к истине в процессе ведения дискуссии  предполагает следующие стадии:

Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор  встречи заинтересованных сторон информирует  участников о проблеме, целях и  самой ситуации, породившей дискуссию.

Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решения проблемы, высказывает и аргументировано  отстаивает свою точку зрения.

Оппонирование, критические  суждения. Каждая из дискутирующих  сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.

Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, поиск  дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять  участие в споре. Контраргументация  и сопоставление альтернатив.

Поиск компромиссных вариантов  решения проблемы. На этом этапе  каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются  и сопоставляются все возможные  варианты решения проблемы.

Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение  всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии/спора, отслеживаются точки  соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.

Завершение спора, обобщение  результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и  какой ценой.

8. Принцип уважения личности  оппонента. Суть этого принципа  заключается в том, что настоящая  свобода мнений, суждений предполагает  высокую культуру ведения дискуссий  и споров. А для этого, как  минимум, необходимо уважительное  отношение к инакомыслию, то  есть оппоненту. Мыслям, суждениям  должны противопоставляться более  убедительные, более доказательные  суждения и мысли и ни в  коем случае не оскорбительные  выпады.

9. Принцип аргументированной  конструктивной критики. Суть  этого принципа заключается в  том, что критикуя противоположную  вашей точку зрения, нельзя ограничиваться  только этим, необходимо высказать  свои конструктивные предложения,  новые подходы или способы  решения проблемы. Другими словами,  критика должна включать в  себя не голое отрицание, но  и конструктивные предложения,  альтернативы.

При анализе обращается внимание на то, как участники дискуссии  восприняли предложенные для обсуждения вопросы, какие новые проблемы поднимались  во время дискуссии, какова актуальность, обоснованность, содержательность предложений  и возможность их реализации в  процессе моделирования и построения воспитательной системы.

Педагогическому анализу  могут быть подвергнуты как содержание выступлений, так и ход (процессуальная сторона) дискуссии и ее результативность (достижение цели, выполнение задач  и т.д.). Предметом анализа может  также стать коммуникативная  культура участников дискуссии.

Таким образом, нам необходимо с годами совершенствовать технику  общения, для того чтобы проникнуть в тайны слова, расширить границы  его познания, выдвинуть теоретические  и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и  глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят  там идеи, считавшиеся достижением  только нового времени.

Дискуссия - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Обязательная фигура в  дискуссии - руководитель, председатель, который назначается или избирается. Если дискуссию пытаются вести без  председателя, все равно кто-то из наиболее речистых, энергичных участников обязательно захватывает инициативу и становится председателем де-факто. Хуже, если таких сильных личностей  окажется несколько: неизбежно начнется борьба за первенство, спор, полемика. Это может сделать обсуждение неуправляемым, стихийным.

В данной работе мы выделили целый ряд принципов ведения  дискуссий и споров, руководствуясь которыми мы сможем достигнуть своей  цели, поставленной перед дискуссией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды и формы  речи. Речь устная и письменная, внутренняя речь.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь  делится на два вида: на устную и  письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются также сначала устной, позже – письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в  диалоге относительна, так как  и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники  меняются ролями, поддерживают друг друга  в разговоре, отчего диалогическую  речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Вместе с тем говорящий  может наблюдать (в условиях взаимного  видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к  ней, степень понимания, согласие или  несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять  выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно  меняет и характер своей речи в  зависимости от реакции на нее  учащихся.

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее  диалога. Говорящий до выступления  должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным  и малопонятным, какие вопросы  могут возникнуть у слушателей, как  будут реагировать они на его  выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности  за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует  соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается  убедительностью доказательств (научная  и деловая речь), образностью и  выразительностью, влиянием на чувства  слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать  все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также  непрерывного внимания к собственной  речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и  к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и  психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для  говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение  длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем  они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной  устойчивости внимания детей, но и в  своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и  тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам  и явлениям.

Монологическая речь по своей  структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь – выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких  вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые  облегчают понимание мыслей. Пишущий  не всегда может учесть реакцию читателей  на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно  выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать  доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как  развернутая, полностью соответствующая  правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет  большие требования к человеку, который  ею пользуется. Письменная речь может  быть диалогической и монологической.

Внутренняя речь — это  речь „про себя», с помощью которой  происходит логическая переработка  чувственных данных, их осознание  и понимание в определенной системе  понятий и суждений. Непосредственно  с ней человек не обращается к  другим людям, но посредством ее формируется  и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для  изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы— скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы  внутренней речи указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все  познавательные процессы человека.

Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.

Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически  участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.

Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания. 
В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в  форме  продуктивной, подготавливающей  внешнюю речь учащихся.

Информация о работе Ораторское искусство