Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 17:24, контрольная работа
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека - низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка.
Введение 3
Понятие и сущность нормы 4
Типы норм 8
Лексические нормы 9
Грамматические нормы 9
Стилистические нормы 11
Нормы орфографии 12
Нормы пунктуации 12
Орфоэпические нормы 13
Заключение 18
Список литературы 19
Равноправными являются варианты ударения в словах: бáржа и баржá, óтраслей и отраслéй, зáлитый и залúтый, крýжится и кружúтся, úначе и инáче, зáсека и засéка, обморóжение и обморожéние, джúнсовый и джинсóвый, пéрченый и перчёный, газировáть и газúровать, заржáветь и заржавéть.
Варианты
ударения в слове бывают более
предпочтительными и менее
Наконец, один вариант ударения в слове оценивается как правильный, литературный, а остальные – как ошибочные. Приведем правильные варианты ударения: баловáть, балýет, б[л’ý]да, в се[м’йý], включúт, гладúльный, граждáнство, договóр, досýг, ждалá, зáгнутый, заключúт, закýпорить, звонúт, каталóг, квартáл, красúвее, кýхонный, леснúчиха, магазúн, массáжа, молодёжь, мусоропровóд, начáть, нóгтя, обеспéчение, оптóвый, повторúт, пóнял, пóхороны, премировáть, приговóр, по шéрсти, ракýшки, свёкла, слýжащие, тамóжня, тóрты, ходáтайство, шпрúцы, экспéрт, языкóм.
Соблюдение
орфоэпических норм является важной
частью культуры речи, т.к. их нарушение
создает у слушателей неприятное впечатление
о речи и о самом говорящем, отвлекает
от восприятия содержания речи.
Заключение
Наверное, самым важным качеством речи является правильность речи – ее не единственное, но главное коммуникативное качество, потому что именно правильностью речи обеспечиваются ее взаимопонимаемость, ее единство. Нет правильности – не могут срабатывать другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д. Правильность речи всегда ведет к соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от них.
Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам: одни нормы усваиваются легко и при минимальном участии школы; другие – укрепляются влиянием школы; третьи – остаются не освоенными и после окончания человеком средней школы.
Было
бы полезно для целенаправленного
воздействия на речевую культуру
знать, какие именно знаки языка
имеют норму, усваиваемую независимо
от школы, какие под воздействие
школы и какие остаются не усвоенными
и после средней школы.
Список литературы