Логические аспекты ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:06, реферат

Краткое описание

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Оглавление

Введение_________________________________________________________2
1. Этапы подготовки речи_______________________________________3
1.1. Докоммуникативная фаза___________________________________3
1.2. Коммуникативная фаза_____________________________________4
2. Установление контакта с аудиторией____________________________8
4. Логические аспекты ораторской речи__________________________11
4.1. Логические правила построения ораторской речи______________11
4.2. Логические законы_______________________________________11
4.3. Этические качества речи__________________________________11
Заключение______________________________________________________13
Список использованной литературы__________

Файлы: 1 файл

Публичное выступление (коммуникативный менеджмент.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

  Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

  Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

  Нужно иметь ввиду, что во многих случаях  перед прощанием желательно поблагодарить  собравшуюся публику.

  Язык жестов и поз.

  Еще одна особенность употребления речевых  формул приветствия и прощания состоит  в их сочетании с невербальными  средствами (жест, улыбка), выражающими  внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

  Не  стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене.

  Стоять  нужно прями и перенести центр  тяжести с пяток на носки.

  С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует  менять тембр голоса, подчеркивая  новые и важные мысли.

  Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а  при медленной – люди отвлекаются.

  Имидж оратора

  Власть  оратора над аудиторией зависит  не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.  Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.

  Роль  одежды в деловом общении очень  значительна, поскольку она несет  многомерную информацию о своем  обладателе:

  Одежда  влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».

  В зависимости от ситуации, деловой  костюм может быть в достаточно свободных  комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать  новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».

  А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей. Все – от прически до обуви - тщательно  продумано. Есть несложные правила  создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:

  Аргументация. Убедить – значит логическими  доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи.

  Нужно быть готовым к ответам на возможные  вопросы.

  Заключение

  Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

  -          знания основных социальных и  психолого-педагогических особенностей  процесса публичной речи;

  -          умение подобрать материал для  выступления и оформить его  в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и  психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

  -          умение установить контакт с  людьми, выступить перед ними, соблюдая  правила поведения на трибуне  и используя обратную связь  с аудиторией;

  -          безупречное владение устной  речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

  -          умение отвечать на вопросы  аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

  Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

         
 
 

2. Установление контакта с аудиторией. 

    Постоянный  контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

    Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформулировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

  • Запретить говорящему думать о посторонних вещах.
  • Сосредоточить внимание на слушателях.
  • Внимательно следить за их реакцией.
  • Убедиться в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем выступление и внимание аудитории.
  • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
  • Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.
  • Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти  составляющие внутреннего состояния  говорящего находят отражение в  выражении лица, мимике, характере  взгляда, в позе, осанке, движениях  тела. Подобная информация считывается  аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной.

    О контакте с аудиторией следует помнить  ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые  действия, назначение которых –  установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий  и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

    Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст – это те слова и  предложения речи выступающего, в  которых говорится о том, как  она построена, о чем и в  какой последовательности выступающий  собирается говорить, тоесть метатекст – это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что…

    Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта, очень важно  внести в выступление элементы диалога. Диалог – основная коммуникативная  форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог – это искусственное речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление – это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.

    Поскольку устная речь необратима, говорящий  должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого  раза воспринималась слушателями. Обязанность  выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

  1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5 – 7 слов.
  2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, неосложнённые. Эти  конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
  3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие.

Восприятие  речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся  на - ние, - тие, а также подобных им. Любое отглагольное существительное  – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. «Необходимо разрешение конфликтов». «Необходимо разрешить конфликты…»

    Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («Живая беседа»). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и). Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (считаю, что; ясно, что; тут, кстати, замечу, что). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Логические аспекты  ораторской речи. 

    3.1 Логические правила построения ораторской речи.

    Логические  аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:

  • Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
  • Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
  • Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
  • Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.
  • Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.
  • В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

    3.2 Логические законы.

    Готовя  выступление, следует учитывать  основные логические законы.

  1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
  2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
  3. Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.
  4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

Информация о работе Логические аспекты ораторской речи