Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:06, реферат
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.
Введение_________________________________________________________2
1. Этапы подготовки речи_______________________________________3
1.1. Докоммуникативная фаза___________________________________3
1.2. Коммуникативная фаза_____________________________________4
2. Установление контакта с аудиторией____________________________8
4. Логические аспекты ораторской речи__________________________11
4.1. Логические правила построения ораторской речи______________11
4.2. Логические законы_______________________________________11
4.3. Этические качества речи__________________________________11
Заключение______________________________________________________13
Список использованной литературы__________
Содержание
Введение______________________
1.
Этапы подготовки речи_________
1.1. Докоммуникативная фаза________
1.2. Коммуникативная фаза__________
2.
Установление контакта с
4.
Логические аспекты ораторской
речи__________________________
4.1. Логические правила построения
ораторской речи______________
4.2. Логические законы_____________
4.3. Этические качества речи_______
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
Оратор
– мастер публичного выступления, блестяще
владеющий языком. Оратор воздействует
на слушателей, прежде
всего своим красноречием, высокой речевой
культурой, словесным мастерством. Такой
оратор умеет вести пропаганду убедительно,
доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально
изложить любой сложный теоретический
вопрос.
2.
Этапы подготовки речи
Работу
по подготовке речи можно подразделить
на две основные фазы: докоммуникативную,
т.е. подготовку выступления и коммуникативную
– взаимодействие с аудиторией.
1.1.
Докоммуникативная фаза
В
докоммуникативной фазе различают
два начальных этапа:
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.
· Определение темы и цели выступления
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая
идея дает возможность задать определенную
тональность выступлению. Например,
доклады на научно-технические темы
могут произноситься с
Возможные
интонационные окраски
После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Оценка
аудитории и обстановки. Спросите себя:
«Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен,
то лучше представить себе группу из двух-трех
человек, к которым обращено выступление
и готовить речь для них. Обязательно нужно
принять во внимание следующие характеристики
аудитории: Желательно заранее поговорить
с некоторыми людьми из предполагаемой
публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
· Кодирование
Фактологический материал.
Цифровые
данные, для облегчения восприятия
лучше демонстрировать
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Докоммуникативная
фаза обязательно должна завершаться
репетицией выступления. Потренироваться
можно перед близкими или друзьями, можно
использовать средства аудиозаписи и
видеозаписи, чтобы проконтролировать
хронометраж, качество выступления –
одним словом, посмотреть на себя со стороны.
1.2.
Коммуникативная фаза
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Оратору,
стремящемуся к достижению успеха,
конструктивного результата, необходимо
тщательно подготовить
1. Вступление.
Вступление
– важная часть, так как более
всего запоминается слушателям, поэтому
должно быть тщательно продуманным.
Оно включает: объяснение цели, название
доклада и расшифровку
При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики.
2. Основная часть.
Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.
План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
3. Заключение
Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.
4. Способ выступления
Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Уловки оратора
Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Установлено,
что коротки фразы легче
Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
Обращение к аудитории
Известно,
что обращение к собеседнику
по имени создает более
Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.
Реакция аудитории
Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:
В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные: