«Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования в себе качеств хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки о грамотной и убедительной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство.

Файлы: 1 файл

Rukovodstvo_k_krasnorechiyu.docx

— 43.47 Кб (Скачать)

Смешанная хрия есть, которая изъясняет  и доказывает действие, с краткою  нравоучительною речью соединенное, например: Когда Анаксагору сказали, что сын его умер, тогда он так  ответствовал: я знал, что он смертен родился…»

В главе «О расположении по силлогизму»  предлагается порядок слов по умозаключению, силлогизму, о котором шла речь ранее. Данный порядок слов следующий:

«…1) полагается одна посылка, 2) присовокупляется к ней причина из какого-нибудь риторического места, 3) ежели есть другая посылка, то и оная полагается, к которой 4) также причина придается, 5) напоследи все заключается следствием…»

Глава 4 «О расположении по разговору»:

«…Расположение по разговору бывает, когда данную материю предлагают два, или три, или больше вымышленных лиц, разговаривая об ней между собою. Таким образом расположены Тускулянские Цицероновы вопросы, Лукиановы и Еразмовы разговоры и у стихотворцев театральные поэмы, эклоги и прочие.

Разговор разделяется на натуральный, ненатуральный и смешанный. Натуральный  есть, когда люди, между собою  о чем разговаривающие, представляются, как у Виргилия в Эклогах и  у Феокрита в Идиллиях пастухи  о своей любви или о других случаях разговаривают. В ненатуральном  разговоре представляются звери  или и бездушные вещи, о чем-нибудь рассуждающие.

Сих трех родов разговоры бывают чистые и нечистые. Чистые состоят  только из однех рассуждений, описаний или повествований; нечистые включают в себе какие-нибудь действия. Такие  действия разделяются на прямые и  косвенные. Прямые действия точно словами  или и самым делом изображаются, как в трагедиях и комедиях на письме вне разговора или на театре действительно представляются. Косвенные действия только показываются из речей разговаривающих между собою лиц…

…Сверх того разговоры суть согласные, прекословные и сомнительные. Согласные разговоры состоят из согласных мнений между собою рассуждающих лиц, так что один мнение другого новыми доводами подтверждает; в прекословных разговорах предлагаются два спорные между собою мнения, которые двое каждый свое защищают. Сомнительные состоят из такой материи, которую одно лице вовсе защищает, другое в некоторых обстоятельствах согласуется, а в иных спорит или сомневается…»

Глава «О расположении описаний»:

«…Описанием называется слово или часть оного, где представляется вещь или деяние. Представление деяний называется особливым именем — повествование.

Сей род слова во всем красноречии  имеет великую силу, занимает большую  часть оного и не токмо в  прозе и в стихах господствует, но и многие целые книги состоят  из описаний и повествований… Для того в расположении и составлении оных общие правила предложить здесь необходимо нужно...

Описание в тесном разуме значит изображение какой-нибудь вещи и  разделяется на правдивое и вымышленное. Правдивое изображает вещь, которая  действительно есть или была. Вымышленное  описание изображает вещь, которой  нет и не бывало, и тем оно  от вымысла не разнится.

Части, описание составляющие, суть: 1) действительные части описуемой  вещи, ежели она части имеет; 2) материальные свойства действительные, ежели она материальна, вымышленные,а  ежели не материальна; 3) жизненные  свойства, ежели она из рода животных; 4) действия или страдания оной; 5) время; 6) место; 7) предыдущие и последующие. Итак, в расположении частей описуемой  вещи должно наблюдать пристойный порядок, который, хотя не всегда однем образом  для разных свойств самой материи  следовать должен, однако вообще положить можно, что в описаниях бездушных  вещей пристойнее начинать с описания места, потом описать целое и части и материальные их свойства и к ним присовокупить оных действия или страдания, между ими самими бывающие или в рассуждении других, вокруг лежащих вещей, также и обстоятельства времени и прочая. В описаниях одушевленных вещей или тел, которые под их видом вымышлены, первое, предложить описание места или времени или просто зачать от жизненных свойств, потом, ежели есть, предложить материальные части и свойства, наконец, действия или страдания и обстоятельства времени и места, ежели где можно и пристойно.

Глава 6 относится к порядку слов и смысловых частей в периодах. «…Союзом периодов называем то, по чему слово, из многих периодов, в рассуждении материи иногда различных, состоящее, как единой цепью, пристойно и согласно соединенное, предлагается…»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культура речи является выражением того идеала языковой культуры, который  складывается усилиями многих поколений  и находит свое воплощение в общении, которое отражает общий культурный уровень человека – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям  искусства, скромность... По тому, как  человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать  нормам литературного языка.

 Большой вклад в развитие  культуры речи и развития русского  литературного языка внес М.В.  Ломоносов. Во всех суждениях  о нормах произношения и правописания  Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен  и проницателен.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Блок Г.П., Макеева В.Н., Сазонова Л.И. Комментарий к "Краткому руководству к красноречию" [Электронный ресурс] / «Словарь языка М.В.Ломоносова», Институт лингвистических исследований РАН. – Режим доступа:http://lomonosov.iling.spb.ru/index.php/ritorika-m-v-lomonosova/istochniki/83-kommentarij-k-kratkomu-rukovodstvu-k-krasnorechiyu. – Дата доступа: 09.12.2012.
  2. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки [Электронный ресурс] / «Русская литература и фольклор», фундаментальная электронная библиотека. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7-0892.HTM. – Дата доступа: 09.12.2012.

 


Информация о работе «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова