«Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования в себе качеств хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки о грамотной и убедительной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство.

Файлы: 1 файл

Rukovodstvo_k_krasnorechiyu.docx

— 43.47 Кб (Скачать)

Также в этой главе изложены правила грамотного составления довода. Так, одним из важнейших правил довода является следующее: «что о всех частях рассуждаем, то должно рассуждать и о всем целом, например: уже российские грады от военного шума не смущаются, села в глубоком мире покоятся, пристани и крепости не страшатся неприятельских набегов, и так во всей России мир процветает…»

Доводы, по словам автора «Краткого  руководства», должны быть подкреплены  эмоционально. «А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих…» Об этом говорится в главе 6, которая также предлагает некоторые приемы для того, «чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось». Так, например, «больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы действительно в зрении изображаются», «к возбуждению радости в слушателях должно представить: 1) что они великое добро или много оного получили, 2) что оное полученное добро есть то, которое они любят, 3) что они того долго искали…» и т.д.

Глава 7 «О изобретении витиеватых речей»:

«…Витиеватые речи (которые могут еще назваться замысловатыми словами или острыми мыслями) суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное или приятное, например: Александр, толиких государей и народов победитель, побежден был своим гневомв и все имел в своей власти кроме страстей своих и не знал, что большая всех власть есть повелевать себе самому (Сенека в посл. 119).176

Таковыми предложениями нередко  оживляют и возвышают слово славные  авторы…»

Такие речи могут быть созданы различными путями: соединение, разделение, приложение, включение, выключение, превращение, увеличение, умаление, умножение и т.д. В «Руководстве» Ломоносова предложены примеры использования данных приемов на практике.

Глава 8 «О вымыслах»:

«…Вымыслом называется идея, противная натуре или обыкновениям человеческим, заключающая в себе идею обыкновенную и натуральную и оную собою великолепнее, сильнее или приятнее представляющая. От витиеватой речи тем разнится, что сияв больше состоит в мыслях и тонких рассуждениях, а вымысл от мысленных вещей отъемлется и представляется живо, как нечто чувствительное.

Сие учение предлагается после прочих правил изобретения для того, чтобы  учащиеся сперва привыкли к твердым  и основательным идеям, каковы суть распространения, доказательства и  движения страстей, на которых слово  все свое укрепление имеет. Вымыслы  в красноречии таковы суть, каковы на сражениях военные хитрости, ибо, как с довольным числом солдат и всякого военного снаряду, с  искусством как употреблять оружие и с сильным, мужественным на врагов нападением военные хитрости употреблять  весьма полезно, так и вымыслы  при увеличенном чрез распространения  слове, при основательных доказательствах  и при движении страстей весьма много  способствуют. И как от оных приходят неприятели в замешательство и непорядок, позабывают и оставляют свои предприятия  и расположения, так и слушатели  или читатели слова вымыслами  восхищаются и позабывают свои возражения, противные предлагаемой материи…

…Вымыслы разделяются на чистые и смешанные. Чистые состоят в целых повествованиях и действиях, которых на свете не бывало, составленных для нравоучения…

…Смешанные вымыслы состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные, в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение…»

В данной главе также приводятся примеры употребления вымыслов в  речи.

 

  1. Часть ІІ – «О украшении»

 

Часть ІІ состоит из 7 глав: «О украшении вообще», «О течении слова», «О тропах речений», «О тропах предложений», «О фигурах речений», «О фигурах предложений», «О соединении и смешении фигур».

«Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного…

… Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. В первом способствует прилежное изучение правил грамматических, во втором — выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц, в третьем — старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают. Что до чтения книг надлежит, то перед прочими советую держаться книг церковных (для изобилия речений, не для чистоты), а от которых чувствую себе немалую пользу. Сие все каждому за необходимое делоб почитать должно, ибо, кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей…»

Во второй главе автор знакомит нас с течением слова и предлагает рассмотреть некоторые буквы  и варианты их сочетания для отражения  определенных действий и эмоций.

«… В течении слова немало наблюдают риторы в рассуждении письмен, 1) чтобы обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взора есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные, язык весьма запинают; 2) чтобы удаляться от стечения письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих, например: плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга, ибо по втором речении, трожды сряду поставленное, в слове делает некоторую полость, а тремя и слово некоторым образом изостряется; 3) чтобы остерегаться от частого повторения одного письмени: тот путь тогда топтать трудно.

…Сим правилам, а особливо последнему противное иногда примечено у славных древних авторов, о чем не без причины многие думают, что они такое стечение письмен нарочно употребляли…

…В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен е, и, ѣ, ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; чрез я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез о, у, ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль…

 

…Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живяе действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие…

…Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавкое р имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных» и т.д.

Глава третья говорит о тропах речений и дает примеры их применения. К уже известным тропам –метафоре, метонимии и синекдохе – добавляются ьакие тропы, как антономазия (оборот речи, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета (напр.: великий поэт вместо Пушкин), или отношения его к чему-либо (автор "Войны и мира" вместо Толстой; Пелеев сын вместо Ахилл), или замену нарицательного имени собственным (Эскулап вместо врач)), катахресис («есть перемена речений на другие, которые имеют близкое к ним знаменование, что бывает ради напряжения или послабления какого-нибудь действия или свойства: бояться вместо ждать; бранить вместо выговаривать; лукав вместо хитр; скуп вместо бережен; ждать вместо бояться») и металепсис (употребление слов в переносном значении чрез одно или несколько знаменований: напр., десять жатв прошло (вм. лет, годов)).

4-я глава о тропах предложений  раскрывает суть понятий аллегория (выражение абстрактного объекта, понятия, суждения посредством конкретного образа), парафразис («представление многими речениями того, что однем или немногими изображено быть может, например: храбрый разоритель Карфагена, то есть Сципион»), эмфазис (эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков, например: Тут нужен герой, а он только человек (то есть трус)), гипербола (стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности), ирония (троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит смыслу явному, создающий ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется).

О фигурах речений изложено в  главе 5:

«Из фигур речений знатнейшие суть: повторение (многократное положение речения в предложениях), усугубление (одно слово двожды полагается в одном предложении: возведите, возведитев его из ада, ежели можете), единознаменование (соединение речений, то же или сродное и близкое знаменование имеющих: выступил, ушел, вырвался, убежал), восхождение (предыдущее речение с последующим соединяется и тем слово как по степеням возвышается: Гоняет волка лев, а волк гоняет козу, коза гоняется за мягкою травою), наклонение (то же речение повторяется, будучи преложено на другие времена или падежи: сего ненавижу, сим гнушаюся, сей взору моему несносен), многосоюзие (речения или части периода союзом соединяются: и малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие), бессоюзие (когда многие речения придаются одна другой без союзов: чело, очи, лице часто обманывают) и согласование (речение одно после другого полагается, звоном немного, а знаменованием много отменное, например: не всяк то делать смеет, что всяк умеет)».

Глава 6 рассказывает о применении лучших фигур предложения, которых «двадцать шесть: определение, изречение, вопрошение, ответствование, обращение, указание, заимословие, умедление, сообщение, поправление, расположение, уступление, вольность, прохождение, умолчание, сомнение, заятие, напряжение, пременение, присовокупление, желание, моление, восхищение, изображение, возвышение, восклицание». В то время как 7 глава рассматривает примеры смешения этих фигур в тексте.

 

  1. Часть III – «О расположении»

 

Часть ІІІ состоит из 6 глав: «О расположении идей вообще», «О хрии», «О расположении по силлогизму», «О расположении по разговору», «О расположении описаний», «О расположении и союзе периодов».

Глава первая «О расположении идей вообще»:

«Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют совображение и разбор идей предводительство рассуждения есть о расположении учение, которое снискателям красноречия весьма полезно и необходимо нужно…

Расположение разделяется на натуральное  и художественное. Натуральное есть, которое самой натуре последует, как она требует, что бывает по времени, месту или достоинству. По времени располагаются идеи так, что те, которые прежде были или  бывают, полагаются напереди, а которые  оным следуют, те после одна за другою присовокупляются.

Художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие: 1) Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы. 2) По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце. 3) К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует. 4) Между всеми сими рассевать должно по пристойным местам витиеватые речи и вымыслы: первые больше в изъяснениях и в доказательствах, последние в движении страстей.

Изъяснений доводов и возбуждений  расположение разделяем на соединительное и разделительное. Соединительное бывает, когда прежде предлагается о видах  какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое  или род представляется. Например, когда, похвалив смелость в сражениях, терпение в противностях, постоянство  в трудах какого героя, прославляем после того вообще его мужество или, описав все части какого здания, хвалим потом все оное здание. Разделительное расположение бывает противным образом, когда, представив род или целое, потом виды или части особливо предлагаем...»

Глава 2, «О хрии», представляет собой  описание и применение хрий, представляющих собой нечто вроде афоризмов. Вот как пишет сам Ломоносов:

«Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную.

Действительная хрия есть, которая  изъясняет и доказывает действие, например: Лакедемоняне, стараясь детей  своих научить трезвости и  представить пьянство скаредным, приводили  их к пьяным рабам, чтобы, смотря на толь гнусное позорище, от вина отвращение имели.

Словесная хрия изъясняет и доказывает какую-нибудь краткую нравоучительную  речь, например: Добрые нравы оскверняет гордость (Клавдиан). Живи, поминая смерть; время летит и, что молвил я, то уже минулось (Персий). Мщение есть подлыя души утешение (Ювенал).

Информация о работе «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова