Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:53, реферат
Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования в себе качеств хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки о грамотной и убедительной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство.
Также в этой главе изложены правила грамотного составления довода. Так, одним из важнейших правил довода является следующее: «что о всех частях рассуждаем, то должно рассуждать и о всем целом, например: уже российские грады от военного шума не смущаются, села в глубоком мире покоятся, пристани и крепости не страшатся неприятельских набегов, и так во всей России мир процветает…»
Доводы, по словам автора «Краткого руководства», должны быть подкреплены эмоционально. «А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих…» Об этом говорится в главе 6, которая также предлагает некоторые приемы для того, «чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось». Так, например, «больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы действительно в зрении изображаются», «к возбуждению радости в слушателях должно представить: 1) что они великое добро или много оного получили, 2) что оное полученное добро есть то, которое они любят, 3) что они того долго искали…» и т.д.
Глава 7 «О изобретении витиеватых речей»:
«…Витиеватые речи (которые могут еще назваться замысловатыми словами или острыми мыслями) суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное или приятное, например: Александр, толиких государей и народов победитель, побежден был своим гневомв и все имел в своей власти кроме страстей своих и не знал, что большая всех власть есть повелевать себе самому (Сенека в посл. 119).176
Таковыми предложениями
Такие речи могут быть созданы различными путями: соединение, разделение, приложение, включение, выключение, превращение, увеличение, умаление, умножение и т.д. В «Руководстве» Ломоносова предложены примеры использования данных приемов на практике.
Глава 8 «О вымыслах»:
«…Вымыслом называется идея, противная натуре или обыкновениям человеческим, заключающая в себе идею обыкновенную и натуральную и оную собою великолепнее, сильнее или приятнее представляющая. От витиеватой речи тем разнится, что сияв больше состоит в мыслях и тонких рассуждениях, а вымысл от мысленных вещей отъемлется и представляется живо, как нечто чувствительное.
Сие учение предлагается после прочих
правил изобретения для того, чтобы
учащиеся сперва привыкли к твердым
и основательным идеям, каковы суть
распространения, доказательства и
движения страстей, на которых слово
все свое укрепление имеет. Вымыслы
в красноречии таковы суть, каковы
на сражениях военные хитрости, ибо,
как с довольным числом солдат
и всякого военного снаряду, с
искусством как употреблять оружие
и с сильным, мужественным на врагов
нападением военные хитрости употреблять
весьма полезно, так и вымыслы
при увеличенном чрез распространения
слове, при основательных
…Вымыслы разделяются на чистые и смешанные. Чистые состоят в целых повествованиях и действиях, которых на свете не бывало, составленных для нравоучения…
…Смешанные вымыслы состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные, в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение…»
В данной главе также приводятся примеры употребления вымыслов в речи.
Часть ІІ состоит из 7 глав: «О украшении вообще», «О течении слова», «О тропах речений», «О тропах предложений», «О фигурах речений», «О фигурах предложений», «О соединении и смешении фигур».
«Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного…
… Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. В первом способствует прилежное изучение правил грамматических, во втором — выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц, в третьем — старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают. Что до чтения книг надлежит, то перед прочими советую держаться книг церковных (для изобилия речений, не для чистоты), а от которых чувствую себе немалую пользу. Сие все каждому за необходимое делоб почитать должно, ибо, кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей…»
Во второй главе автор знакомит нас с течением слова и предлагает рассмотреть некоторые буквы и варианты их сочетания для отражения определенных действий и эмоций.
«… В течении слова немало наблюдают риторы в рассуждении письмен, 1) чтобы обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взора есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные, язык весьма запинают; 2) чтобы удаляться от стечения письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих, например: плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга, ибо по втором речении, трожды сряду поставленное, в слове делает некоторую полость, а тремя и слово некоторым образом изостряется; 3) чтобы остерегаться от частого повторения одного письмени: тот путь тогда топтать трудно.
…Сим правилам, а особливо последнему противное иногда примечено у славных древних авторов, о чем не без причины многие думают, что они такое стечение письмен нарочно употребляли…
…В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен е, и, ѣ, ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; чрез я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез о, у, ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль…
…Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живяе действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие…
…Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавкое р имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных» и т.д.
Глава третья говорит о тропах речений и дает примеры их применения. К уже известным тропам –метафоре, метонимии и синекдохе – добавляются ьакие тропы, как антономазия (оборот речи, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета (напр.: великий поэт вместо Пушкин), или отношения его к чему-либо (автор "Войны и мира" вместо Толстой; Пелеев сын вместо Ахилл), или замену нарицательного имени собственным (Эскулап вместо врач)), катахресис («есть перемена речений на другие, которые имеют близкое к ним знаменование, что бывает ради напряжения или послабления какого-нибудь действия или свойства: бояться вместо ждать; бранить вместо выговаривать; лукав вместо хитр; скуп вместо бережен; ждать вместо бояться») и металепсис (употребление слов в переносном значении чрез одно или несколько знаменований: напр., десять жатв прошло (вм. лет, годов)).
4-я глава о тропах
О фигурах речений изложено в главе 5:
«Из фигур речений знатнейшие суть: повторение (многократное положение речения в предложениях), усугубление (одно слово двожды полагается в одном предложении: возведите, возведитев его из ада, ежели можете), единознаменование (соединение речений, то же или сродное и близкое знаменование имеющих: выступил, ушел, вырвался, убежал), восхождение (предыдущее речение с последующим соединяется и тем слово как по степеням возвышается: Гоняет волка лев, а волк гоняет козу, коза гоняется за мягкою травою), наклонение (то же речение повторяется, будучи преложено на другие времена или падежи: сего ненавижу, сим гнушаюся, сей взору моему несносен), многосоюзие (речения или части периода союзом соединяются: и малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие), бессоюзие (когда многие речения придаются одна другой без союзов: чело, очи, лице часто обманывают) и согласование (речение одно после другого полагается, звоном немного, а знаменованием много отменное, например: не всяк то делать смеет, что всяк умеет)».
Глава 6 рассказывает о применении лучших фигур предложения, которых «двадцать шесть: определение, изречение, вопрошение, ответствование, обращение, указание, заимословие, умедление, сообщение, поправление, расположение, уступление, вольность, прохождение, умолчание, сомнение, заятие, напряжение, пременение, присовокупление, желание, моление, восхищение, изображение, возвышение, восклицание». В то время как 7 глава рассматривает примеры смешения этих фигур в тексте.
Часть ІІІ состоит из 6 глав: «О расположении идей вообще», «О хрии», «О расположении по силлогизму», «О расположении по разговору», «О расположении описаний», «О расположении и союзе периодов».
Глава первая «О расположении идей вообще»:
«Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют совображение и разбор идей предводительство рассуждения есть о расположении учение, которое снискателям красноречия весьма полезно и необходимо нужно…
Расположение разделяется на натуральное и художественное. Натуральное есть, которое самой натуре последует, как она требует, что бывает по времени, месту или достоинству. По времени располагаются идеи так, что те, которые прежде были или бывают, полагаются напереди, а которые оным следуют, те после одна за другою присовокупляются.
Художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие: 1) Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы. 2) По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце. 3) К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует. 4) Между всеми сими рассевать должно по пристойным местам витиеватые речи и вымыслы: первые больше в изъяснениях и в доказательствах, последние в движении страстей.
Изъяснений доводов и
Глава 2, «О хрии», представляет собой описание и применение хрий, представляющих собой нечто вроде афоризмов. Вот как пишет сам Ломоносов:
«Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную.
Действительная хрия есть, которая изъясняет и доказывает действие, например: Лакедемоняне, стараясь детей своих научить трезвости и представить пьянство скаредным, приводили их к пьяным рабам, чтобы, смотря на толь гнусное позорище, от вина отвращение имели.
Словесная хрия изъясняет и доказывает какую-нибудь краткую нравоучительную речь, например: Добрые нравы оскверняет гордость (Клавдиан). Живи, поминая смерть; время летит и, что молвил я, то уже минулось (Персий). Мщение есть подлыя души утешение (Ювенал).
Информация о работе «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова