Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:53, реферат
Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования в себе качеств хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки о грамотной и убедительной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет банковского дела
Кафедра иностранных языков
Реферат
«Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова
Выполнил:
студент 2 курса, группы 1111212,
факультета банковского дела ПолесГУ
специальности «Финансы и кредит»
дневной формы обучения
Крит Владислав Николаевич
_________________
Проверил:
Кохнюк Людмила Геннадьевна
_________________
Пинск - 2012
ВВЕДЕНИЕ
Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования в себе качеств хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки о грамотной и убедительной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство.
Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения. Рассмотрим это на примере отечественной истории с ее богатейшими риторическими традициями.
Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в XVI- начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 70-х гг. С одной стороны, он был вызван усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и других. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и так далее. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.
Важность изучения риторики становится в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендации от ученых.
Одним из таких ученых был Михаил Васильевич Ломоносов. Он был человеком разносторонним. Будучи физиком, химиком, Ломоносов с ранних лет имел страсть к филологическим наукам и внес большой вклад в их разработку. Труды Ломоносова способствовали громадному сдвигу в развитии почти всех наук. Именно им были написаны первые русские и общедоступные руководства по ораторскому мастерству, среди которых «Краткое руководство к красноречию».
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и оратором, необходимо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, от умения владеть аудиторией.
Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов начал работу над своей «Риторикой». Предполагалось, что весь научный труд автора будет слагаться из трех книг: первая посвящалась собственно «Риторике», или, по объяснению Ломоносова, «учению о красноречии вообще»; предметом второй книги должна была стать «Оратория», или «наставление к сочинению речей в прозе», предметом третьей – «Поэзия», или «о стихотворстве учение». Однако была издана только первая книга, которая имела по тем временам весьма длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». История второй и третьей книг «Риторики» неизвестна.
Написано «Краткое руководство» было в промежуток времени между мартом 1744 г. и январем 1747 г. Для более точной датировки нет данных. Если судить по внешнему виду рукописи, в частности, по обилию поправок Ломоносова, внесенных разным почерком, и особенно по цвету и качеству чернил, в разных частях рукописи неодинаковому, Ломоносов работал над редакцией своего руководства довольно долгое время. К концу книга была набрана и отпечатана вся до конца в количестве 606 экземпляров, 50 из которых получил сам автор в качестве своего гонорара.
Данное руководство
Рассмотрим основные положения структурных частей «Краткого руководства к красноречию Ломоносова».
Вступление состоит из десяти параграфов. Ломоносов говорит здесь о понятии красноречия: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Речь или слово есть предложенная по этому искусству материя.
К приобретению красноречия, по словам Ломоносова, требуются пять средствий: природные дарования, наука, подражание авторов, упражнение в сочинении, знание других наук.
«Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования… особливо остроумие и память… к получению сего искусства толь необходимо нужны… Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно…
…Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть… кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением… порядочны, для того чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны… удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия...
…Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели самые лучшие правила…
…Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возрасло красноречие древних великих авторов, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли…»
Автор отмечает высокую роль знаний
в области истории и
Также Ломоносовым во вступлении подчеркнуто, что «слово двояко изображено быть может — прозою или поэмою. Проза есть слово, которого части не имеют точно определенной меры и порядка складов, ни согласия, в произношении точно назначенного, но все речения располагаются в нем таким порядком, какого обыкновенный чистый разговор требует. Поэма состоит из частей, известною мерою определенных, и притом имеет точный порядок складов по их ударению или произношению».
Часть І состоит из 8 глав: «О изобретении вообще», «О изобретении простых идей», «О сопряжении простых идей», «О пополнении периодов и о распространении слова», «О изобретении доводов», «О возбуждении, утолении и изображении страстей», «О изобретении витиеватых речей», «О вымыслах».
1 глава:
«…Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме изображаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую.
…Идеи суть простые или сложенные. Простые состоят из одного представления, сложенные из двух или многих, между собою соединенных и совершенный разум имеющих, а ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того что соединятся пять идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о трудах и о покое…
…Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения (раскрывается суть каждого из понятий на примерах географических названий, одушевленных и неодушевленных предметов, имен людей и т.д.)…»
Во второй главе раскрываются способы и необходимые основы для «сочинения» простых идей:
«…Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем и море, по которому он плавает…
…Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление…»
Также здесь говорится о том, что терминам свойственна иерархичность в теме (первичные, вторичные, третичные и т.д.), поэтому для правильного сбора терминов необходимо четкое представление о сущности каждого из них в отдельности.
3 глава посвящена
В 4-й главе раскрывается увязывание простых идей в предложении через понятия распространения и периода:
«…Распространение риторическое есть присовокупление идей к кратким предложениям, которые их изъяснить и в уме живяе представить могут. И посему риторические распространения не должны быть пустые собрания речений, мало или ничего к вещи принадлежащих, которые больше разум отягощают и отнимают краткого слова ясность…
… Предложения логические в рассуждении совершенного разума суть то же, что у риторов периоды (здесь имеется в виду термин, схожий с музыкальным, и означающий композиционную структуру, выражающую завершенную мысль)…
…Распространений суть два рода
— умножительный и
…Умножительные распространения состоят по большей части в приличных приложениях, которые бывают: 1) имена прилагательные и причастия, как: сильная рука, шумящий ветр; 2) причастия, сочиненные с падежами своих глаголов, например: поля, услаждающие надеждою жатвы земледельцев; 3) существительные имена, с родительным падежом сочиненные, например: натура — дщерь гремящего над нами и мати всех племен земных; 4) наречия, как: быстро смотреть, великодушно прощать; 5) существительные с прилагательными, сочиненными со своими падежами, например: в сей день, блаженная Россия, любезна небесам страна…
… Увеличительные распространения изобретаются… следующим образом.
От рода и вида распространяется слово, 1) когда, хотя говорить о виде, прежде предложишь о роде, под которым он содержится. Так, молодший Плиний в начале своего слова похвального Траяну, римскому императору, говорит: «Кое божие дарование краснейшее и превосходнейшее быть может, как непорочный и святый и богам подобный государь? Ежели бы еще сомнительно было, по случаю ли и ненарочно или от бога земные обладатели даются, однако о нашем государе явно бы показалось, что он от бога поставлен».
2) Когда вместо рода будешь исчислять знатнейшие виды, например:
«Вылетают роем пчелы в поле, нападают на лилеи, с фиалок сладость собирают, белый воск с нарцисса похищают и колючим тернием роза румянцу своего защитить не может, сосут приятную влажность из пионов и сладкую росу пьют с малины».
Увязав простые идеи в предложении, необходимо показать, как именно доказывается ваше умозаключение. Этому посвящена глава «О изобретении доводов». По словам Цицерона, «доводы называются вероятными изобретениями для уверения». Ломоносов говорит о доводах как об умозаключениях, которые состоят из трех рассуждений, из которых два первые называются посылками, а третие — следствием, которое из посылок выводят. Это есть понятие силлогизма.
Информация о работе «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова