Этикет делового письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:34, реферат

Краткое описание

От того, как составлено и оформлено письмо, во многом зависит отношение адресата к автору письма. Поэтому в письме важно все — качественно или нет выполнен бланк организации и конверт, хорошего ли качества бумага используется для письма, грамотно ли составлено письмо с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики, как изложены и интерпретированы автором факты.

Файлы: 1 файл

Этикет делового письма.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Этикет  делового письма

От того, как составлено и оформлено письмо, во многом зависит  отношение адресата к автору письма. Поэтому в письме важно все  — качественно или нет выполнен бланк организации и конверт, хорошего ли качества бумага используется для письма, грамотно ли составлено письмо с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики, как изложены и интерпретированы автором факты.

Главное правило переписки  — лица, участвующие  в ней, должны быть вежливы и пунктуальны, заставлять корреспондента ждать недопустимо. За рубежом принято, что ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели; у нас в стране ситуация несколько отличается, однако с точки зрения этикета нельзя заставлять партнера ждать слишком долго. Если обстоятельства складываются так, что ответ в установленный срок дать нельзя, рекомендуется с извинениями сообщить об этом адресату, указав объективные причины задержки ответа и примерный срок окончательного решения. В служебной переписке не используют категоричный тон, иронические или тем более грубые выражения. То, что можно смягчить в личном общении интонацией или легкой улыбкой, в письме будет воспринято в буквальном смысле; поэтому этикет делового письма требует, чтобы выражения, которые могут показаться кому-то резкими, смягчались использованием глаголов в сослагательном наклонении (например: «Нам бы не хотелось распространять информацию о наших клиентах без их ведома») или вводными конструкциями (например: «К сожалению, наша организация не располагает сейчас необходимыми материалами…»). Этикет способствует тому, что, как бы в данный момент ни складывались отношения с партнером по служебной переписке, надежда на возможность сотрудничества в будущем тем не менее должна сохраниться. Больше всего затруднений вызывает обычно вопрос, как правильно с точки зрения этикета обратиться к адресату. Самым распространенным и нейтральным является использование в письме обращения к адресату по имени-отчеству с добавлением прилагательного «уважаемый», причем обращение размещается посередине листа двумя-тремя межстрочными интервалами ниже реквизита «Адресат», например:

Уважаемый Иван Иванович!

Если  автор письма не знает  имени-отчества адресата, а располагает  лишь сведениями о  его фамилии, допускается  использовать в обращении  выражение «Уважаемый коллега (Иванов)!» или «Уважаемый господин Петров!»; несколько устаревшим является обращение «Уважаемый товарищ Сидоров!». Прилагательное «Уважаемый» прекрасно сочетается также с наименованием звания, должности или социального положения, например: «Уважаемый господин предприниматель!», «Уважаемый господин директор!». Если письмо адресовано известному деятелю культуры, науки или искусства, вместо слова «уважаемый» лучше использовать его синонимы «многоуважаемый» или «глубокоуважаемый» в сочетании с именем-отчеством адресата, например: «Глубокоуважаемый Юрий Владимирович!» К судье принято обращаться «Ваша честь» (хотя Гражданский процессуальный кодекс РФ рекомендует обращение «Уважаемый суд»), к лицам духовного звания — «Преосвященнейший владыко!». Обращение «Дорогой (дорогая)» в официальной переписке также допускается только в сочетании с именем-отчеством и подразумевает наличие длительных и особенно доверительных отношений с адресатом. 
Особое внимание надо уделить правильному написанию наименования должности, фамилии, имени и отчества в адресе и приветствии. Ведь ничто так не портит впечатление, как неправильно написанная фамилия или имя. Прежде чем писать письмо, нужно сформулировать цель его составления и тщательно подойти к выбору фактов и аргументов. Письмо должно быть написано в дружеском тоне, располагающем к сотрудничеству. Каждая фраза должна соответствовать достижению желаемого эффекта. Однако самыми важными в письме являются первый и последний абзацы. Первый абзац письма должен содержать краткое изложение существа дела, но написать его надо так, чтобы первые фразы не настраивали адресата против автора письма, а, напротив, учитывали точку зрения адресата, его желания, интересы и потребности. В заключительной фразе письма рекомендуют выразить надежду на плодотворное сотрудничество. Перед подписью обычно пишут «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями». Из переписки на иностранных языках в русскую корреспонденцию перекочевало выражение «Искренне Ваш(а)». Этикет требует, чтобы ответ на письмо, автором которого является руководитель организации, подписывало должностное лицо равного ему ранга, т. е. тоже руководитель организации. Однако если инициативное письмо было подписано заместителем руководителя, то ответ может быть подписан как заместителем, так и самим руководителем.
 

Этикет  делового письма  

В письменной речи, в  отличие от устной, необходимость  использования этикетных средств остается неизменной. В значительной степени оно определяется жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, о котором уже шла речь.

Этикетные формулы  в значительной мере носят условный характер. Так, англичанин, возмущенный  проделками своего конкурента, пишет  ему: "Дорогой сэр, вы мошенник!" Без "дорогого сэра" он не может  начать письмо. И в русском этикете фразы типа: буду рад вас видеть; искренне Ваш — это не выражение экспрессии, а, скорее, дань ритуалу. Еще А.С. Пушкин заметил в "Путешествии из Москвы в Петербург": "Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами, и, кажется, никто из этого еще не заключал, чтобы мы просились в камердинеры".

Деловые письма-приглашения  и поздравления включают много этикетных фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и прощания) в деловых письмах используются обращения: Уважаемый Николай Иванович! Уважаемый г-н Бобылев! В конце письма перед подписью помещают заключительную формулу вежливости: Искренне Ваш!, С уважением; С искренним почтением!; С наилучшими пожеланиями!; Заранее благодарны за ответ! и т.п.

За этими заключительными  репликами вежливости следует самоименование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность.  

Начальник Главного

Управления  образования  

(Подпись) Е.Я.Коган 
Директор  Воскресенского

ПАТП

(Подпись)   В.В.Сиволобов 
И.о. начальника Главного

Управления  образования                  

Самарской области

(Подпись)   В.А.Прудникова 
 

 

Или  

Генеральный директор (Подпись)   С.А.Прохоров 
Главный бухгалтер (Подпись) М.И.Притула
 

 

Если письмо направляется от имени Ученого совета какого-либо научного заведения, самоименование представляет собой указание на ту роль, которую  то или иное лицо выполняет в данном органе:   

Председатель  Ученого совета института  (Подпись) П.Н. Сергеев
Секретарь Ученого совета (Подпись)   Л. Д. Сухов 
 

 

Этикетные ритуалы, выраженные глаголами-перформативами, включены, как правило, в устойчивые выражения, как и остальные формулы речевого этикета:  

Я (с  удовольствием) приглашаю Вас принять участие в...

Благодарю Вас за участие...

Искренне  благодарю Вас за...

Сердечно  благодарю Вас за ...

Прошу Вас направить в наш адрес ...

Заверяю Вас в том, что мы приложим все усилия ...

Желаем Вам успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудничество ...

С благодарностью подтверждаю получение от Вас ...  

К этикетным ритуалам, используемым в деловых письмах, относятся также различные виды похвалы:   

Вы  проявили сердечное  внимание к детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей... (прямая похвала)

Учитывая  Ваш большой вклад  а развитие технического прогресса в промышленности... (косвенная похвала)

Поскольку Ваша фирма является ведущим поставщиком компьютерной техники... (косвенная похвала)   

К этикетным ритуалам относят и выражение надежды, уверенности, благодарности в конце письма:   

Надеюсь на дальнейшие добрые и взаимовыгодные, отношения ... Надеемся на скорейшее принятие решения ...

Надеемся, что результатом переговоров станет долговременное и плодотворное сотрудничество наших предприятий.

Желаем  успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудничество. Надеемся, что наша просьба  будет рассмотрена  в ближайшее время.  

Вежливая форма именования адресата в деловой переписке предполагает использование местоимений "Вы", "Ваш" с прописной буквы.  

Согласно  Вашей просьбе высылаем Вам последние каталоги нашей продукции.

В конце этого месяца мы с удовольствием  воспользуемся Вашими услугами.  

Нельзя не учитывать  эффективность этикетных формул, арсенал которых в русском  речевом этикете очень велик. От тона письма во многом зависит успех  дела. Еще Френсис Бэкон утверждал, что вести деловой диалог в  доброжелательном тоне более важно, чем употреблять хорошие слова и располагать их в правильном порядке.

Универсальным принципом  использования этикетных средств  является принцип вежливости, который выражается в рекомендациях, данных читателям в одном старом русском письмовнике и не утративших актуальности по сей день: "Первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем"*. Это особенно важно сегодня, когда официальная переписка начинает носить более личный и динамичный характер.

Деловой этикет - это порядок поведения, установленный в деловом общении. Правила делового этикета одинаковы по всему миру, и каждый человек просто обязан знать их. Чем более высокую должность он занимает, тем это для него более важно. По результатам статистических исследований успешная карьера на 85% зависит от личных качеств человека и лишь на 15% от его профессиональных навыков. Ни в коем случае нельзя недооценивать решающее значение одежды, в которой вы отправляетесь на работу.

Англичане говорят: "Одежда - это тот внешний знак, по которому другие судят о внутреннем мире человека. Один они видят, а другой - нет". Таким образом, ваш начальник может решить, что вы и работаете также, как выглядите. Если в компании где вы работаете принята определенная форма одежды, постарайтесь подобрать свой гардероб соответствующим образом.

Официальный стиль  одежды предполагает черный костюм для  мужчин, а полуофициальный – темный деловой костюм, белую или светлую рубашку и галстук с неброским рисунком. Женщины должны носить элегантные костюмы темных оттенков, блузку, длинную юбку. Блузки и юбки не должны быть обтягивающими, чтобы казаться сексуальными, а также сильно открытыми. Уделите внимание таким деталям, как обувь и ювелирные украшения. Не стоит одевать броские и гремящие украшения. Не стоит наносить также яркий макияж. Придя в офис, не забудьте переодеться в туфли.

Представление - важная часть деловых отношений. Деловой  этикет основан на иерархии. Здесь роль играют не пол и возраст, а должность и полномочия. Таким образом, людей, обладающих меньшими полномочиями, представляют людям, обладающими большими полномочиями. Если вы присутствуете на деловом приеме или в кругу незнакомых людей и вас некому представить, то вы должны представиться сами сразу же, как только это позволит ситуация. При знакомстве с другим человеком вы должны встать. Это правило распространяется и на женщин. Если прибывает слишком много людей, то приветствовать их должны только те, кто находиться к ним ближе всего. Единственная форма физического контакта, разрешенная в деловом мире - это рукопожатие. Невежливо прикасаться к другому человеку на рабочем месте: похлопывать по спине, обнимать его, класть руку ему на плечо и т.д.

Постарайтесь хорошо запомнить имена и фамилии ваших сослуживцев. Люди мысленно содрогаются, когда мы неправильно произносим их имена и фамилии. Подобного рода ошибки - серьезное нарушение делового этикета. Если вы забыли имя человека или не знаете, как правильно оно произносится, то лучше извиниться и спросить его об этом. Важно также правильно называть должности людей, работающих в вашей компании. Решите для себя, как к вам должны обращаться коллеги. В большинстве компаний принято обращаться по имени и отчеству.

В деловой этикет входит умение правильно разговаривать по телефону. Около семидесяти процентов того, какое впечатление вы производите на человека при разговоре по телефону, зависит от вашего голоса, и около тридцати процентов - от того, что вы говорите. Разговаривайте по телефону так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами. Ваша речь должна звучать достаточно громко и отчетливо; ни в коем случае не ешьте и не пейте при разговоре. Разговаривая по телефону, внутренне улыбнитесь. Если возможно, берите трубку не позже, чем телефон зазвонит второй раз.

Неотъемлемой частью работы любой компании являются совещания. Используйте эту возможность  произвести хорошее впечатление  на ваших коллег и начальника. Для  этого заранее ознакомьтесь с  повесткой дня и вопросами, которые будут рассматриваться на совещании, подготовьте текст своего выступления и возможные аргументы. Приходите вовремя или немного раньше. Захватите с собой бумагу, ручку и записную книжку. Не играйте и не рисуйте в своей записной книжке. Не скрещивайте руки на груди. Этот жест означает враждебное намерение, а ваша поза должна выражать готовность к сотрудничеству. Сидите прямо и не сутультесь. Будьте энергичны и заинтересованы, даже если вам скучно.

Деловые встречи  и собрания обычно подразумевают  вручение визитных карточек. В ней указывается основная информация о вас: ваше имя, компания, должность и то, как с вами можно связаться. Сразу же представьтесь, назвав свое имя и название компании, где вы работаете. Визитная карточка вручается чистой стороной вниз. Если вы хотите дать свою визитную карточку человеку, который стоит выше вас по служебной лестнице, подождите, пока он сам попросит вас об этом. Не пытайтесь вручить свою карточку каждому. Это выглядит назойливо. Не пользуйтесь испорченными или устаревшими визитными карточками. Всегда носите с собой несколько своих визитных карточек: вы не можете знать, когда и где их придется вручать.

Частью делового этикета являются также правила  ведения переписки и содержания деловых писем. Деловой этикет проявляет  себя, прежде всего в формулах обращения, выражении просьб, напоминаний, отказов, способах аргументации, формулировках указаний, в заключительных словах. Обращение применяется, если письмо адресуется должностному лицу. Наиболее распространены следующие обращения: "Уважаемый господин" с указанием фамилии; "Уважаемый Иван Сергеевич" (в письмах-приглашениях) и т.д. В деловой переписке не используются местоимения «я» и «мы», вместо них применяются местоимения «мы» и «Вы». Следует также применять предпочтительнее страдательные конструкции вместо действительных: не «мы выполним», а «нами будет выполнено»; не «Вы предлагаете», а «Вами будет предложено» и т.д.

Информация о работе Этикет делового письма