Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:24, автореферат
Актуальность исследования. Политические, социальные, экономические новации вызывают изменения в функционально-стилистической системе, и прежде всего в публицистическом стиле. Данные изменения вполне закономерны, так как этот стиль есть порождение социально-политических условий и орудие политической власти. Изучение специфики публицистического стиля на определенном этапе общественного развития позволяет прослеживать, с одной стороны, тенденции языкового развития, с другой тенденции развития общественного сознания.
Параграф 3 посвящен прецедентным текстам. При всем различии дефиниций термина «прецедентный текст» речь идет об одном и том же феномене – включении в текст чужого высказывания с определенными коммуникативными и экспрессивными целями.
Под прецедентными текстами понимаются «извлекаемые говорящим/пишущим из памяти и включаемые им в производство речи устойчивые и узуальные языковые выражения, а также тексты – вербализация общеизвестных когниций» (О.В.Лисоченко) .
В региональных газетах этот феномен представлен в основном в заголовках, где выполняет функции: номинативную, персуазивную, декоративную, людическую (создание эффекта языковой игры), парольную. Экспрессивность и оценочность прецедентных текстов в заголовках чаще всего являются имплицитными.
С целью выявления и изучения контентных и экспрессивных возможностей газетных заголовков, содержащих прецедентные тексты (как трансформированные, так и нетрансформированные), был проведен ассоциативный эксперимент с тремя группами информантов. Использован метод анкетирования. Анкета включала 59 заголовков с прецедентными текстами из анализируемых источников. Предложенные заголовки представляли собой названия литературных произведений, кинофильмов, телепередач, цитаты из них и т.д.
Эксперимент, давший более 3500 ассоциаций, показал, что наиболее предсказуемыми становятся для участников заголовки, которые подвергались лексическим трансформациям. В большинстве случаев именно замещенный компонент становится микростимулом в пределах заголовка (взятого как макростимул) для читательских ассоциаций. Предельная конкретность лексического значения замещенных компонентов приводит к прозрачности заголовка для читателей.
Например,
практически все участники
Для большинства информантов более «непроницаемыми» оказались заголовки с нетрансформированными цитатами. Они позволяли каждому участнику эксперимента самому выбирать круг и масштаб ассоциаций (ограничиться темой или дать конкретную ассоциацию), а также микростимул (значение какого компонента или компонентов цитаты станет мотивацией для ассоциации). Такие заголовки дали наибольшее количество искажений во всех группах, следовательно, эти заголовки можно отнести к коммуникативным неудачам авторов, следующих своеобразной моде в ущерб смыслу.
Актуализация прецедентных текстов в заголовках региональных газет связана с тенденцией к усилению экспрессии в ущерб информативности и коммуникативности, а порой и с необходимостью скрыть истинное отношение автора к предмету речи.
В параграфе 4 анализируется лексика ограниченной сферы употребления (жаргонизмы, разговорные и просторечные слова, специальные слова) и авторские неологизмы (типа путинархи, нижевоздержавшиеся, бюджетообразные, вицэмэрие, замкадыши, объединороссить и другие).
Создание новых слов по известным моделям порождает экспрессивный эффект с помощью:
- аффиксации (присоединением аффиксов к русским корням и словам из других языков: пиарище, экстремальчик, вицемэрие, кошмарить, теледебатить) и усечением аффиксов (сосис);
- словосложением русских и заимствованных слов (слухмейкеры, полумэр);
- при помощи телескопической аббревиации: плебсократия, путинархи, нижевоздержавшиеся;
- контаминацией различных способов (замкадыши).
В текстах газетных статей репрезентирована бранная лексика (сволочь, твари, паршивцы, давалка, сожрал), жаргонизмы (мочить, кинуть, халява, баксы, бабки, мент, опустить), просторечные и разговорные слова (одуреть, фига с маслом, несет (пахнет), урвать, надуть, долбануть, схуднуть), включающие экспрессивный компонент на языковом уровне. Выражающие явную оценочность, примеры бранных лексем в газетных материалах немногочисленны.
Экспрессивным ресурсом региональной газетной публицистики является также специальная лексика (терминология, профессионализмы). В газетах Мурманского региона функционируют в основном военно-морские, экономические, юридические, технические термины и профессиональные слова, выполняющие в текстах не только номинативную, но и в особых контекстных условиях экспрессивную функцию.
В большинстве примеров можно говорить о «контекстуальной экспрессивности; в редких случаях эмоционально-экспрессивная окраска входит в семантическую структуру слова-термина» (Н.Г.Благова).
В выводах главы отмечается разнообразие и многочисленность имплицитной оценки, двойственность многих экспрессивных высказываний; широкое привлечение ресурсов, находящихся за пределами литературного языка; стилевая эклектичность языка газет. Сопоставление с наблюдениями над текстами федеральных СМИ выявляет общие тенденции развития газетно-публицистического стиля.
В заключении излагаются результаты исследования, делается общий вывод об экспрессивных ресурсах современной публицистической речи, что позволило охарактеризовать тенденции развития публицистического стиля на материале региональных газет.
Газетно-публицистический стиль тесно связан с внеязыковой действительностью, изменениями в обществе. Это определяет постоянную эволюцию стиля. Политические изменения последних лет привели к существенным сдвигам в содержании газет, функционировании этого стиля, его специфике, системе используемых в нем экспрессивных ресурсов.
Содержательный анализ региональных газет свидетельствует о том, что в них преобладают статьи аналитического, критического, пропагандистского характера, политическая реклама и политическая полемика; минимально представлены новости и чисто информационные материалы; экспрессивный потенциал публикаций первого типа достаточно высок. Поэтому экспрессивность становится ведущей функцией стиля.
В качестве экспрессивных ресурсов в современных региональных газетах, как и в федеральных, используются традиционные средства, в значительной степени лексически и семантически обновленные. Изменяется также роль и соотношение этих средств по степени их функциональной значимости.
В анализируемых газетах Мурманского региона ведущую роль в качестве экспрессивных ресурсов играют политическая метафора, прецедентные тексты, фразеологизмы, авторские неологизмы и некоторые другие.
Наиболее частотным и активным экспрессивным средством в текстах газет региона является политическая метафора, служащая для выражения иронии, сатиры, имплицитного отрицания. Политическая метафора в анализируемых текстах, наряду с традиционной функцией инструментария для выражения наиболее точного, адекватного смысла, приобретает новую функцию – тайноречия. Из традиционных пяти функций газетной метафоры в исследуемых источниках актуализируется прагматическая и эвфемистическая функции. Большинство исследованных нами метафор приобретает отрицательную эмоционально-оценочную окраску.
В источниках обнаружены метафоры концептуальных полей «Война», «Природа», «Театр и зрелища», «Спорт и игры», «Человеческий организм», «Техника», «Ирреальный мир». Наиболее частотными являются метафоры поля «Война» - 21,60% извлеченных из текстов метафор. Они используются для описания избирательных кампаний, спорных отношений между политиками, действий властных структур, конкуренции между крупными политическими и экономическими группировками. Зафиксировано совмещение метафор различных концептуальных полей в рамках одного контекста. Эту же тенденцию отмечают исследователи политических метафор в федеральных газетах (А.Н.Чудинов, А.Н.Баранов, Ю.Н.Караулов). Однако на первом месте среди концептуальных полей в анализируемых федеральных СМИ называют поле «Театр».
К распространенным,
актуализированным средствам
Экспрессивность прецедентного текста в современной газетной публицистике обусловливается «узнаваемостью» и в то же время необычностью продукта трансформации текста-источника. Опора на предшествующий опыт свидетельствует о развитии и актуализации нового экспрессивного ресурса газетной публицистики, а также о взаимодействии газетно-публицистического стиля с другими функциональными стилями, о своего рода диффузности публицистического стиля.
Важное
место в проанализированных текстах
как экспрессивная форма
К актуализированным
экспрессивным средствам в
Большинство проанализированных примеров показывает явное доминирование отрицательной экспрессии и ее скрытный характер.
Опосредованная оценочная тактика авторов преобладает над непосредственной. Наблюдается негативная оценка при использовании нейтральных языковых единиц. Номинации, не обладающие узуальной коннотативной оценкой, в зависимости от коммуникативного намерения автора и его политической ориентации приобретают определенную оценку. В исследованных примерах преобладает выражение отвержения над признанием. В проанализированных текстах наблюдается тенденция к «экстремальной стилистике», привлечение риторических приемов, дающих яркий стилистический эффект путем сопряжения в одном контексте стилистически разнородных элементов.
Исследование материалов газет Мурманского региона выявило изменение характера экспрессии и способов ее выражения, что свидетельствует о новациях в газетно-публицистическом стиле.
К аналогичным выводам приходят и специалисты, исследующие тексты федеральных СМИ.
Исследованные
тексты региональных газет отражают
идущие в публицистическом стиле
процессы. Вопрос о новациях стиля
является дискуссионным. Стилевая эклектичность
языка газеты, использование ресурсов
других стилей позволяет сделать вывод
о трансформации самого функционального
стиля. Эту трансформацию на основе анализа
текстов федеральных СМИ исследователи
квалифицируют как появление нового газетно-публицистического
стиля: отмечена «тенденция к максимальной
экспрессивизации текстов газетной
публицистики, мотивированная такими
экстралингвистическими факторами, как
рекламность, полемичность и манипулятивность
современной публичной речи…Мы являемся
свидетелями формирования нового газетно-публицистического
стиля, в котором баланс двух его составляющих
– стандарта и экспрессии – явно сдвигается
в пользу экспрессивного начала. В экспрессивной
составляющей газетного языка доминантой
является сочетание и взаимодействие
крайних участков стилистических оппозиций:
литературное/нелитературное; книжное/разговорное/высокое/
Однако
существенные изменения в газетной
публицистике, по мнению В.Г.Костомарова,
определяют иные тенденции: «…В текстах
идет достаточно активная реструктуризация
в самой стилистике резервов – в сторону
роста их всепригодности, меньшей противопоставленности…
По мнению В.Г.Косторомарова, следует пересмотреть концепцию стилистики современного русского языка; зафиксирована новая, третья разновидность языка – масс-медийная. Однако она не противопоставлена книжной и разговорной разновидностям. Возможно, она «может помирить их, снять их противопоставление».
Информация о работе Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики