Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:24, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Политические, социальные, экономические новации вызывают изменения в функционально-стилистической системе, и прежде всего в публицистическом стиле. Данные изменения вполне закономерны, так как этот стиль есть порождение социально-политических условий и орудие политической власти. Изучение специфики публицистического стиля на определенном этапе общественного развития позволяет прослеживать, с одной стороны, тенденции языкового развития, с другой тенденции развития общественного сознания.

Файлы: 1 файл

ЭКСПРЕССИВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Параграф 3 посвящен прецедентным текстам. При всем различии дефиниций термина «прецедентный текст» речь идет об одном и том же феномене – включении в текст чужого высказывания с определенными коммуникативными и экспрессивными целями.

 Под прецедентными текстами понимаются «извлекаемые говорящим/пишущим из памяти и включаемые им в производство речи устойчивые и узуальные языковые выражения, а также тексты – вербализация общеизвестных когниций» (О.В.Лисоченко) .

   В региональных газетах этот  феномен представлен в основном в заголовках, где выполняет функции: номинативную, персуазивную, декоративную, людическую (создание эффекта языковой игры), парольную. Экспрессивность и оценочность  прецедентных текстов в заголовках чаще всего  являются имплицитными.

 С целью  выявления и изучения контентных и экспрессивных возможностей газетных заголовков, содержащих прецедентные тексты (как трансформированные, так и нетрансформированные), был проведен ассоциативный эксперимент  с тремя  группами информантов. Использован метод анкетирования. Анкета включала 59 заголовков с прецедентными текстами из анализируемых источников. Предложенные заголовки представляли собой названия литературных произведений, кинофильмов, телепередач, цитаты из них и т.д.

 Эксперимент, давший более 3500 ассоциаций, показал, что наиболее предсказуемыми становятся для участников заголовки, которые подвергались лексическим трансформациям. В большинстве случаев именно замещенный компонент становится микростимулом в пределах заголовка (взятого как макростимул) для читательских ассоциаций. Предельная конкретность лексического значения замещенных компонентов приводит к прозрачности заголовка для читателей.

 Например, практически все участники эксперимента с той или иной степенью точности определили, что содержание статьи   с заголовком «Нашу гавань разлюбили корабли» связано с проблемами порта и рыбной отрасли в Мурманской области. Предсказуемость заголовка с использованием прецедентного текста может быть обусловлена узуально: в речевой практике говорящих за тем или иным прецедентным текстом закрепляется предельно конкретное значение, что позволяет читателю легко угадать, о чем будет статья. Расширение состава цитаты за счет введенного компонента также способствует формированию пучка смыслов.

 Для большинства информантов более «непроницаемыми» оказались заголовки с нетрансформированными цитатами. Они позволяли каждому участнику эксперимента самому выбирать круг и масштаб ассоциаций (ограничиться темой или дать конкретную ассоциацию), а также микростимул (значение какого компонента или компонентов цитаты станет мотивацией для ассоциации). Такие заголовки дали наибольшее количество искажений во всех группах, следовательно, эти заголовки можно отнести к коммуникативным неудачам авторов, следующих своеобразной моде в ущерб смыслу.

 Актуализация прецедентных текстов в заголовках региональных газет связана с тенденцией к усилению экспрессии в ущерб информативности и коммуникативности, а порой и с необходимостью скрыть истинное отношение автора к предмету речи.

     В параграфе 4 анализируется лексика ограниченной сферы употребления (жаргонизмы, разговорные и просторечные слова, специальные слова) и авторские неологизмы (типа путинархи, нижевоздержавшиеся, бюджетообразные, вицэмэрие, замкадыши, объединороссить и другие).

 Создание новых слов по известным моделям порождает экспрессивный эффект с помощью:

 - аффиксации (присоединением аффиксов к русским корням и словам из других языков: пиарище, экстремальчик, вицемэрие, кошмарить, теледебатить) и усечением аффиксов (сосис);

 - словосложением русских и заимствованных слов (слухмейкеры,            полумэр);

 - при помощи телескопической аббревиации: плебсократия, путинархи, нижевоздержавшиеся;

 - контаминацией различных способов (замкадыши).

 В текстах  газетных статей репрезентирована бранная лексика (сволочь, твари, паршивцы, давалка, сожрал), жаргонизмы (мочить, кинуть, халява, баксы, бабки, мент, опустить), просторечные и разговорные слова (одуреть, фига с маслом, несет (пахнет), урвать, надуть, долбануть, схуднуть), включающие экспрессивный компонент на языковом уровне.  Выражающие явную оценочность, примеры  бранных лексем в газетных материалах немногочисленны.

 Экспрессивным ресурсом региональной газетной публицистики является также специальная лексика (терминология, профессионализмы). В газетах Мурманского региона функционируют в основном военно-морские, экономические, юридические, технические термины и профессиональные слова, выполняющие в текстах не только номинативную, но и в особых контекстных условиях экспрессивную функцию.

 В большинстве  примеров можно говорить о «контекстуальной экспрессивности; в редких случаях  эмоционально-экспрессивная окраска входит в семантическую структуру слова-термина» (Н.Г.Благова).

 В выводах  главы отмечается разнообразие и  многочисленность имплицитной оценки, двойственность многих экспрессивных высказываний; широкое привлечение ресурсов, находящихся за пределами литературного языка; стилевая эклектичность языка газет. Сопоставление с наблюдениями над текстами федеральных СМИ выявляет общие тенденции развития газетно-публицистического стиля.

     В заключении излагаются результаты исследования, делается общий вывод об экспрессивных ресурсах современной публицистической речи, что позволило охарактеризовать тенденции развития публицистического стиля на материале региональных газет.

 Газетно-публицистический стиль тесно связан с внеязыковой  действительностью, изменениями в обществе. Это определяет постоянную эволюцию стиля. Политические изменения последних лет привели к существенным сдвигам в содержании газет, функционировании этого стиля, его специфике,  системе используемых в нем экспрессивных ресурсов.

 Содержательный анализ региональных газет свидетельствует о том, что в них преобладают статьи аналитического, критического, пропагандистского характера, политическая реклама и политическая полемика; минимально представлены новости и чисто информационные материалы; экспрессивный потенциал публикаций первого типа достаточно высок. Поэтому экспрессивность становится ведущей функцией стиля.

 В качестве экспрессивных ресурсов в современных региональных газетах, как и в федеральных, используются традиционные средства, в значительной степени лексически и семантически обновленные. Изменяется также роль и соотношение этих средств по степени их функциональной значимости.

 В анализируемых  газетах Мурманского региона  ведущую роль в качестве экспрессивных  ресурсов играют политическая метафора, прецедентные тексты, фразеологизмы, авторские неологизмы и некоторые другие. 

 Наиболее  частотным и активным экспрессивным  средством в текстах газет региона является политическая метафора, служащая для выражения  иронии, сатиры, имплицитного отрицания. Политическая метафора  в анализируемых текстах, наряду с традиционной функцией инструментария для выражения наиболее точного, адекватного смысла, приобретает новую функцию – тайноречия. Из традиционных пяти функций газетной метафоры в исследуемых источниках актуализируется прагматическая и эвфемистическая функции. Большинство исследованных нами метафор приобретает отрицательную эмоционально-оценочную окраску.

 В источниках обнаружены метафоры концептуальных полей  «Война», «Природа», «Театр и зрелища», «Спорт и игры», «Человеческий организм», «Техника», «Ирреальный мир». Наиболее частотными являются метафоры поля «Война» - 21,60%  извлеченных из текстов метафор. Они  используются для описания избирательных кампаний, спорных отношений между политиками, действий властных структур, конкуренции между крупными политическими и экономическими группировками. Зафиксировано совмещение метафор различных концептуальных полей в рамках одного контекста. Эту же тенденцию отмечают исследователи политических метафор в федеральных газетах (А.Н.Чудинов, А.Н.Баранов, Ю.Н.Караулов). Однако на первом месте среди концептуальных полей в анализируемых федеральных СМИ называют поле «Театр».

 К распространенным, актуализированным средствам создания экспрессии в исследованных текстах относится прецедентный текст, зафиксированный  главным образом в заголовках газетных статей. Прецедентные тексты являются активизаторами фоновых знаний  читателей, их роль как средств привлечения внимания к содержанию текстов статей возрастает. Прецедентный текст характерен для всех исследованных газет.

       Экспрессивность прецедентного текста в современной  газетной публицистике обусловливается «узнаваемостью» и в то же время необычностью продукта трансформации текста-источника. Опора на предшествующий опыт свидетельствует о развитии и актуализации нового экспрессивного ресурса газетной публицистики, а также о взаимодействии газетно-публицистического стиля с другими функциональными стилями, о своего рода диффузности публицистического стиля.

 Важное  место в проанализированных текстах  как экспрессивная форма номинации  занимают фразеологизмы. Современной тенденцией использования фразеологических единиц является их  трансформация. Введение в состав фразеологических единиц дополнительных компонентов, контаминация двух и более единиц, усечение фразеологических единиц, совмещение прямого и переносного значения создает иронический или сатирический эффект, способствует дезинформации, сокрытию истинного положения вещей.

 К актуализированным  экспрессивным средствам в анализируемых  текстах относятся также лексемы  ограниченной сферы употребления: жаргонные, арготизированные элементы, профессиональная лексика, инвективы, авторские неологизмы.  В региональных газетах они репрезентируют явные и скрытые смыслы текста.

 Большинство проанализированных примеров показывает явное доминирование отрицательной экспрессии и ее скрытный характер.

   Опосредованная оценочная тактика авторов преобладает над непосредственной. Наблюдается негативная оценка при использовании нейтральных языковых единиц. Номинации, не обладающие узуальной коннотативной оценкой, в зависимости от коммуникативного намерения автора и его политической ориентации приобретают определенную оценку. В исследованных примерах преобладает выражение отвержения над признанием. В проанализированных текстах наблюдается тенденция к «экстремальной стилистике», привлечение риторических приемов, дающих яркий стилистический эффект путем сопряжения в одном контексте стилистически разнородных элементов. 

 Исследование  материалов газет Мурманского региона  выявило изменение характера экспрессии и способов ее выражения, что свидетельствует о новациях в газетно-публицистическом стиле.

 К аналогичным  выводам приходят и специалисты, исследующие тексты федеральных  СМИ.

 Исследованные тексты региональных газет отражают идущие в публицистическом стиле  процессы.  Вопрос о новациях стиля является дискуссионным. Стилевая эклектичность языка газеты, использование ресурсов других стилей позволяет сделать вывод о трансформации самого функционального стиля. Эту трансформацию на основе анализа текстов федеральных СМИ исследователи квалифицируют как появление нового газетно-публицистического стиля: отмечена «тенденция к максимальной экспрессивизации  текстов газетной публицистики, мотивированная такими экстралингвистическими факторами, как рекламность, полемичность и манипулятивность современной публичной речи…Мы являемся свидетелями формирования нового газетно-публицистического стиля, в котором баланс двух его составляющих – стандарта и экспрессии – явно сдвигается  в пользу экспрессивного начала. В экспрессивной составляющей газетного языка доминантой является сочетание и взаимодействие крайних участков стилистических оппозиций: литературное/нелитературное; книжное/разговорное/высокое/сниженное» (А.П.Сковородников).

 Однако  существенные изменения в газетной публицистике, по мнению В.Г.Костомарова, определяют иные тенденции: «…В текстах идет достаточно активная реструктуризация в самой стилистике резервов – в сторону роста их всепригодности, меньшей противопоставленности…Изменения в структуре функциональных взаимоотношений языка и внеязыковой действительности сейчас резко и быстро разрывают сложившиеся связи между строем, составом языка и его функционированием в отдельных применениях». Другой процесс – «карнавализация» как мотив динамики языка:  «В нынешнее «карнавальное» время в эту извечную борьбу двух начал вторглись всей силой своего технического вооружения масс-медиа, узрев в карнавальных масках неиссякаемый источник экспрессии, необходимой для конструирования своих текстов» (В.Г.Костомаров). Он полагает, что «установление новых форм, помогающее миновать время роста энтропии, всегда ведет через патологию, через «смеховую лабораторию» опробования потенций».

 По  мнению В.Г.Косторомарова, следует пересмотреть концепцию стилистики современного русского языка; зафиксирована новая, третья разновидность языка – масс-медийная. Однако она не противопоставлена книжной и разговорной разновидностям. Возможно, она «может помирить их, снять их противопоставление».

Информация о работе Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики