Артикуляционный профиль звука [р] и его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Файлы: 1 файл

Контрольная по МРР Юля.doc

— 7.83 Мб (Скачать)

Артикуляционный профиль звука [р] и его характеристика.

 

Комплекс упражнений для  выработки правильного произношения звука [P].

 

Чьи зубы чище? 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.  
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.  
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.  
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.  
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 

Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч. 

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 

Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье. 

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 

Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк.  
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.  
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). 

Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики.  
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d...Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 

Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

 

 

Еще один комплекс с картинками

 

Упражнения  на распознание звука.

 

1. Упражнение «Злая  собака» («Поймай звук»).

Сейчас мы с тобой  поиграем. Послушай как рычит злая собака: р-р-р. Я буду произносить  много разных звуков, а ты хлопни в ладоши, если среди них услышишь такой звук.

Логопед предъявляет  речевой материал последовательно, по мере освоения ребенком каждого этапа: сначала разные звуки, потом слоги, затем слова с заданным звуком (р – с – а – н – к – р – у – р – ы – ж – р – р – л – са – ра – вы – мо – ро – ру – пу – сом – рак и т.д.

 

2. Упражнение «Да –  нет» (Восприятия звука в начале слова)

Посмотри на картинку (ребенку предъявляется соответствующая  картинка) и внимательно послушай, как я ее назову. Я назову ее несколько  раз. Если картинка названа правильно, скажи «да», а если неверно, скажи  «нет».

Логопед: Это лакета? Это ракета? Это акета? Это якета? Это ракета? Это вакета?

Аналогичная работа проводится с другими словами и картинками до тех пор, пока ребенок не будет  безошибочно распознавать нужный звук.

 

3. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [р].

Руки, рама, козы, розы, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак.

 

Упражнения на автоматизацию.

Автоматизация изолированного звука.

 

Упражнение «Мальчик и хозяин». Посмотри на картинку. Здесь нарисованы собака и мальчик, ее хозяин. Собака громко рычит «р-р-р». Постарайся и ты правильно, на одном дыхании произнести этот звук. Веди пальчиком по дорожке от мальчика к собаке и произноси: «р-р-р». А теперь веди пальчиком по дорожке от собаки к мальчику. Мальчик тоже умеет произносить звук [р]. И ты снова произноси: «р-р-р».

 

 

Автоматизация звука [р] в  слогах.

 


 

 

Автоматизация звука [р] в словах

 

 

 

 

 

 

Дифференциация звуков [р - л]

1. «Самолет и мотор». Сегодня Старичок Звуковичок  решил отправиться в путешествие  на самолете. Давайте поможем ему завести мотор: «Р-р-р…». Полетел наш самолет: «Л-л-л».

 

2. Игра «Доскажи словечко»

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук)

«Как бы мне пошла  корона!» -

Важно каркает … (ворона).

Кто имеет один рог?

Отгадайте. (Носорог)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло).

 

3. Повтори скороговорки, четко произнося все звуки!

Рыбу ловит рыболов,

В речку весь уплыл  улов.

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

 

4. Повторение стихотворных  текстов.

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

 

 


Информация о работе Артикуляционный профиль звука [р] и его характеристика