Законодательство России о свободе совести и религиозных объединениях и реалии жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающимися взаимоотношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и их отношения с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
История формирования представлений о свободе совести…………………3
Законодательное обеспечение свободы совести в современной России….8
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

законодательство о религии.docx

— 45.38 Кб (Скачать)
align="justify">       Право на свободу совести охватывает и право не исповедовать никакой религии либо исповедовать атеистические взгляды.

       Признание права каждого свободно действовать  в соответствии с избранными религиозными (атеистическими или иными убеждениями) императивами означает свободу быть членом уже существующих религиозных  (атеистических или иных) объединений, основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды (атеистические или иные мероприятия), издавать и распространять религиозную (атеистическую или иную) литературу, получать образование в религиозных (атеистических или иных) учебных заведениях.

       Главное, чтобы не были нарушены нормы закона о правах и свободах человека и  гражданина, а также не были допущении  иные нарушения законодательства.

       Статья 28 Конституции корреспондирует с  действием ст. 13 Конституции, закрепляющей положения о том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или  действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных  формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; ст. 14 Конституции, определяющей Российскую Федерацию как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; ст. 29 Конституции, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, а также недопущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; и настоящим законом, который призван обеспечить реализацию конституционных положений.

       К числу норм Конституции, также затрагивающих  реализацию прав на свободу совести, свободу вероисповедания, а также  положение религиозных объединений, относятся и нормы ст.ст. 15, 17, 18, 19, 24, 30, 34, 36, 37, 44, 45, 46, 55, 56, 62 и др.

       Вторым  по значимости в иерархии законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях в комментируемой статье назван Гражданский  кодекс РФ (далее - ГК РФ) (с изм. и доп. 2 февраля 2006 г.).

       ГК  РФ регулирует вопросы, относящиеся  к правам религиозных объединений, являющихся юридическими лицами (более  подробно см.: комментарий к ст. 8 настоящего закона) и выступающими, таким образом, в качестве участников гражданского оборота.

       В числе норм ГК РФ, специально упоминающих  религиозные организации: ст. 48, дающая понятие юридического лица; ст. 50, дающая понятие коммерческих и некоммерческие организаций; ст. 61, посвященная вопросам ликвидации юридического лица; ст. 117, дающая понятие общественных и религиозных  организаций (объединений); ст. 213, говорящая  о праве собственности граждан  и юридических лиц; ст. 582, дающая понятие пожертвований.

       Остальные нормы ГК РФ также могут применяться  религиозными объединениями, религиозными организациями, гражданами, как участниками  многообразных гражданских правоотношений.

       Статья 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести  и о религиозных объединениях" специально не перечисляет иные нормативные правовые акты РФ, относящиеся к законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

       С учетом того, что формально в соответствии с Конституцией и действующим  законодательством федеральные  законы РФ делятся на Федеральные  конституционные законы РФ (имеющие  большую юридическую силу - далее  ФКЗ РФ) и Федеральные законы РФ, в том числе кодексы (далее - ФЗ РФ), в комментируемой статье следовало  бы учесть эту иерархию.

       Существуют  ФКЗ РФ, содержащие нормы, относящиеся  к законодательству о свободе  совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях, и ограничивающие действие норм ГК РФ.

       К их числу относится, например, Федеральный конституционный  закон от 28 июня 2004 N 5-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации" (далее - ФКЗ-5).

       Согласно  ст. 2 этого закона к принципам  проведения референдума отнесены положения  о равных правах граждан Российской Федерации на участие в референдуме  независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

       Подпункт 9 п. 9 ст. 48 ФКЗ-5 запрещает вносить  пожертвования в фонд референдума  благотворительным организациям, религиозным  объединениям, а также учрежденным  ими организациям, а подп. 4 п. 5. ст. 60 запрещает благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы; п. 1 ст. 68 запрещает агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

       К числу иных нормативных правовых актов Российской Федерации, упомянутых в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", относятся в частности: Приказ Минобразования РФ от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

       Приказ  Минюста РФ от 12.07.2002 N 199 "Об утверждении  форм документов, применяемых при  государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения  и религиозной организации в  качестве юридического лица".

       Приказ  Минюста РФ от 08.10.1998 N 140 (ред. от 16.03.2001) "О порядке реализации постановления  правительства российской федерации  от 3 июня 1998 г. N 565 "о порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (вместе с "Положением об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции  Российской Федерации") и другие.

       К законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных организациях комментируемая статья относит и нормативные  правовые акты субъектов РФ.

       Однако  изучение реестра нормативных правовых актов субъектов Федерации показало, что только немногим более чем  десятью субъектами приняты и  действуют законы (другие нормативные  акты не изучались), регулирующие вопросы  защиты прав граждан на свободу совести  и свободу вероисповедания, а  также деятельность религиозных объединений.

       Это, например: Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области", Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", Закон Ивановской области "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" от 19 апреля 1995 г.; Закон Республики Дагестан "О запрете вахабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" от 22 сентября 1999 г.; Закон Кабардино-Балкарской Республики "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" от 1 июня 2001 г.

       После принятия настоящего закона в ряде субъектов РФ были отменены без принятия других законов действующие там законы по вопросам свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях (например, в Хабаровском крае, Орловской обл. и др.), были произведены изменения отдельных положений законов субъектов федерации.

       Однако  все требования Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"учтены не были.

       Содержание  п. 2 статья 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" конкретизирует требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод.

       Противоречие  нормативных правовых актов субъектов  РФ комментируемому закону является основанием для признания их недействующими и не подлежащими применению.

       Так определением Верховного Суда N 93-Г02-23 от 03.12.2002 по заявлению заместителя  Генерального прокурора Российской Федерации было оставлено без  изменения решение Магаданского областного суда от 25 сентября 2002 г. о  признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и  не подлежащими применению отдельных  положений Устава Магаданской области, принятого Магаданской областной  Думой 26 декабря 2001 года.

       В определении Верховного Суда РФ отмечено, что при рассмотрении настоящего дела областной суд правильно  применил нормы федерального законодательства и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые прокурором положения Устава Магаданской области  находятся в противоречии с нормами  Федеральных законов "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об образовании", "Об основах  государственной службы Российской Федерации", "О свободе совести и о религиозных объединениях".

       Пункт 1 ст. 27 Устава области гарантирует  свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

       Жители  области вправе исповедовать индивидуально  или совместно любую религию  или придерживаться атеистических  убеждений, создавать религиозные  объединения в соответствии с  действующим законодательством  и на основе принимаемых уставов.

       В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях" права человека и гражданина на свободу  совести и вероисповедания регулируются Федеральным законом.

       Законы  и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации  и затрагивающие реализацию права  на свободу совести и вероисповедания, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

       В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести  и свободу вероисповедания, гарантированных  Конституцией Российской Федерации  или вытекающих из международных  договоров Российской Федерации.

       Право человека и гражданина на свободу  совести и свободу вероисповедания  может быть ограничено федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов гражданина, обеспечения  обороны страны и безопасности государства.

       В соответствии с конституционным  правом каждого на свободу совести (ст. 28 Конституции Российской Федерации) на территории Магаданской области  равным правом на свободу вероисповедания  обладают не только жители области, но и любой человек и гражданин в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации.

       Статья 27 Устава Магаданской области гарантирует  приоритетные права на свободу вероисповедания  на территории Магаданской области  ее жителям, ограничивая тем самым  такое же право других граждан  Российской Федерации.

       Пунктом 2 ст. 28 Устава Магаданской области  предусмотрено, что Устав и иные правовые акты области могут связывать  использование отдельных предусмотренных  в них прав и обязанностей с  обладанием лицами местом жительства на территории области, если это не противоречит федеральному законодательству.

       Данная  норма Устава Магаданской области  связывает возможность предоставления прав гражданам с обладанием местом жительства на территории Магаданской  области.

       В ч. 1 ст. 28 Устава Магаданской области  под местом жительства понимается жилой  дом, квартира, служебное помещение, дома (общежитие, маневренный фонд, дома престарелых, инвалидов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно  или преимущественно проживает  на правах собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных  федеральным и областным законодательством.

Информация о работе Законодательство России о свободе совести и религиозных объединениях и реалии жизни