Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, реферат
В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающимися взаимоотношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и их отношения с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими.
Введение………………………………………………………………………………...3
История формирования представлений о свободе совести…………………3
Законодательное обеспечение свободы совести в современной России….8
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………
Признание права каждого свободно действовать в соответствии с избранными религиозными (атеистическими или иными убеждениями) императивами означает свободу быть членом уже существующих религиозных (атеистических или иных) объединений, основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды (атеистические или иные мероприятия), издавать и распространять религиозную (атеистическую или иную) литературу, получать образование в религиозных (атеистических или иных) учебных заведениях.
Главное, чтобы не были нарушены нормы закона о правах и свободах человека и гражданина, а также не были допущении иные нарушения законодательства.
Статья
28 Конституции корреспондирует с
действием ст. 13 Конституции, закрепляющей
положения о том, что в Российской
Федерации признается идеологическое
многообразие, никакая идеология
не может устанавливаться в
К
числу норм Конституции, также затрагивающих
реализацию прав на свободу совести,
свободу вероисповедания, а также
положение религиозных
Вторым по значимости в иерархии законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в комментируемой статье назван Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) (с изм. и доп. 2 февраля 2006 г.).
ГК РФ регулирует вопросы, относящиеся к правам религиозных объединений, являющихся юридическими лицами (более подробно см.: комментарий к ст. 8 настоящего закона) и выступающими, таким образом, в качестве участников гражданского оборота.
В числе норм ГК РФ, специально упоминающих религиозные организации: ст. 48, дающая понятие юридического лица; ст. 50, дающая понятие коммерческих и некоммерческие организаций; ст. 61, посвященная вопросам ликвидации юридического лица; ст. 117, дающая понятие общественных и религиозных организаций (объединений); ст. 213, говорящая о праве собственности граждан и юридических лиц; ст. 582, дающая понятие пожертвований.
Остальные
нормы ГК РФ также могут применяться
религиозными объединениями, религиозными
организациями, гражданами, как участниками
многообразных гражданских
Статья 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" специально не перечисляет иные нормативные правовые акты РФ, относящиеся к законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
С учетом того, что формально в соответствии с Конституцией и действующим законодательством федеральные законы РФ делятся на Федеральные конституционные законы РФ (имеющие большую юридическую силу - далее ФКЗ РФ) и Федеральные законы РФ, в том числе кодексы (далее - ФЗ РФ), в комментируемой статье следовало бы учесть эту иерархию.
Существуют ФКЗ РФ, содержащие нормы, относящиеся к законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, и ограничивающие действие норм ГК РФ.
К их числу относится, например, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - ФКЗ-5).
Согласно ст. 2 этого закона к принципам проведения референдума отнесены положения о равных правах граждан Российской Федерации на участие в референдуме независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Подпункт
9 п. 9 ст. 48 ФКЗ-5 запрещает вносить
пожертвования в фонд референдума
благотворительным
К числу иных нормативных правовых актов Российской Федерации, упомянутых в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", относятся в частности: Приказ Минобразования РФ от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".
Приказ
Минюста РФ от 12.07.2002 N 199 "Об утверждении
форм документов, применяемых при
государственной регистрации
Приказ
Минюста РФ от 08.10.1998 N 140 (ред. от 16.03.2001)
"О порядке реализации постановления
правительства российской федерации
от 3 июня 1998 г. N 565 "о порядке проведения
государственной
К законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных организациях комментируемая статья относит и нормативные правовые акты субъектов РФ.
Однако
изучение реестра нормативных правовых
актов субъектов Федерации
Это, например: Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области", Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", Закон Ивановской области "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" от 19 апреля 1995 г.; Закон Республики Дагестан "О запрете вахабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" от 22 сентября 1999 г.; Закон Кабардино-Балкарской Республики "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" от 1 июня 2001 г.
После принятия настоящего закона в ряде субъектов РФ были отменены без принятия других законов действующие там законы по вопросам свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях (например, в Хабаровском крае, Орловской обл. и др.), были произведены изменения отдельных положений законов субъектов федерации.
Однако все требования Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"учтены не были.
Содержание п. 2 статья 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" конкретизирует требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод.
Противоречие нормативных правовых актов субъектов РФ комментируемому закону является основанием для признания их недействующими и не подлежащими применению.
Так
определением Верховного Суда N 93-Г02-23
от 03.12.2002 по заявлению заместителя
Генерального прокурора Российской
Федерации было оставлено без
изменения решение Магаданского
областного суда от 25 сентября 2002 г. о
признании противоречащими
В
определении Верховного Суда РФ отмечено,
что при рассмотрении настоящего
дела областной суд правильно
применил нормы федерального законодательства
и пришел к обоснованному выводу
о том, что оспариваемые прокурором
положения Устава Магаданской области
находятся в противоречии с нормами
Федеральных законов "Об общих
принципах организации
Пункт
1 ст. 27 Устава области гарантирует
свободу вероисповедания в
Жители области вправе исповедовать индивидуально или совместно любую религию или придерживаться атеистических убеждений, создавать религиозные объединения в соответствии с действующим законодательством и на основе принимаемых уставов.
В
соответствии со ст. 2 Федерального закона
от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе
совести и о религиозных
Законы
и иные нормативные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации
и затрагивающие реализацию права
на свободу совести и
В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Право
человека и гражданина на свободу
совести и свободу
В соответствии с конституционным правом каждого на свободу совести (ст. 28 Конституции Российской Федерации) на территории Магаданской области равным правом на свободу вероисповедания обладают не только жители области, но и любой человек и гражданин в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Статья
27 Устава Магаданской области
Пунктом
2 ст. 28 Устава Магаданской области
предусмотрено, что Устав и иные
правовые акты области могут связывать
использование отдельных
Данная
норма Устава Магаданской области
связывает возможность
В
ч. 1 ст. 28 Устава Магаданской области
под местом жительства понимается жилой
дом, квартира, служебное помещение,
дома (общежитие, маневренный фонд,
дома престарелых, инвалидов и др.),
а также иное жилое помещение,
в котором гражданин постоянно
или преимущественно проживает
на правах собственника, по договору найма
(поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных
федеральным и областным