Верования древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Источниками изучения славянского язычества служат, во-первых, письменные известия, относящиеся к VI—XII вв., во-вторых, археологические памятники, в-третьих, пережитки древних верований и обрядов, сохранявшиеся до недавнего времени и описанные в этнографической литературе. Первые две категории источников очень скудны, поэтому главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен также символический орнамент вышивки и резьбы по дереву.

Оглавление

Введение………………………………………………… 2
Верование древних славян………… ……………………3
Этапы развития верования славян ……………………. ..4
Уровни славянской мифологии………. …………………7
Древнейшие боги славян………………………... ……….8
Праздники и обряды древних славян………………… .14
Мифы древних славян ………………………….. ……..19
Заключение ………………………………………………23
Список литературы……………………………………..25

Файлы: 1 файл

контрольная по истории редакт.docx

— 61.55 Кб (Скачать)

 

7. Мифы древних славян 

Теперь, когда  мы познакомились со всеми основными  Богами славян, можно передать содержание основополагающей легенды древнеславянской мифологии. Этот миф повествует о  появлении злых богов и противостоянии им Богов добрых.   

Однажды Солнце-Даждьбог с братом  Перуном  вместе  путешествовали  в Исподней Стране. И вот тут из-за края Вселенной явилась темная  звезда без лучей, с длинным кровавым хвостом. Она хотела насмерть сразить крепко спавшую Землю - муж-Небо  поспел на подмогу: заслонил Землю,  принял  жестокий  удар.  Но совсем отвести беду не сумел. Над всей Землей пронеслось хвостатое чудище, сжигая леса страшным, невиданным доселе пожаром, и наконец,  упало где-то у дальнего края.     

Братья-Боги едва не загнали борзых коней, летя на восточный  край Океана. Когда же пересекла  его ладья, влекомая белыми лебедями, и крылатые жеребцы снова взвились - Даждьбог еще  много дней не смел глянуть вниз светло и ясно,  как  прежде.  Ибо  поперек  всей Земли протянулась обезображенная, мертвая полоса,  и  там  в  черном  дыму метался перепуганный, ничего не понимающий Огонь. А из ран  Неба  потоками хлестала наземь вода, затопляя низины, губя и смывая все,  что  уцелело  в пожаре.    

 Молодые  Боги раздумывали  недолго:  кинулись  спасать  мать  и  отца. Спасать свой мир, покуда он снова не стал бесформенным комком,  каким  был до рождения. Перевязывали раны  Неба  белыми  полосами  облаков,  влажными пеленами  туманов.  Успокаивали  Огонь.  Зажигали  радугу  над   немногими выжившими Людьми, указывали дорогу к спасению.    

 Вот  тогда и увидели у дальней  кромки  Земли  горы,  которых  не  было раньше, горы, похожие издали на чудовищные облака. Крепко вплавились они в тело Земли. Осторожно  направились  Боги  к  тем  горам... Оказалось, горы были железными. Раскаленные, они успели остыть,  и  острые вершины дышали черным морозом,  сбереженным  где-то  внутри,  на глазах обрастали снегом и льдом. Никогда прежде молодые Боги  не  видывали подобного. Хорошо еще, большая часть этих гор провалилась вниз, за  край Исподней Страны, от века безжизненной,  и  лишь  один  безобразный  хребет осквернял собой лик зеленой Земли. Увидели Боги:  все  живое  пятилось  от Железных Гор, все  бежало  от  мертвящего  холода  -  леса,  реки,  травы, цветы.   Они осторожно объехали Железные Горы  и  в  одной  глубокой  пропасти обнаружили путь сквозь Землю, до самого  Нижнего  Мира.  Брошенный  камень летел бы туда двенадцать дней и ночей, но сверкающие  колесницы,  конечно, были проворней. Скоро братья оказались в Исподней Стране. И когда Даждьбог  поднял огненный щит, они увидели два существа, отчаянно заслонявшиеся от света, мужчину  и  женщину,  похожих  больше  на жуткие сны, чем на Людей или на Богов.           

 Тогда-то  Перуну в самый первый раз  захотелось взмахом секиры не  возжечь жизнь, а истребить.  Но мужчина и женщина упали  на колени и стали просить  пощады.    И Перун опустил руку с занесенным топором. Он еще не выучился быть беспощадным и разить, когда встают на колени. Перун и Даждьбог накормили их и рассказали про земное и небесное устройство.  Но через год со стороны Железных Гор стал идти мороз, опустошая Землю, и братья - Сварожичи стремились поскорее миновать эти места.   Но потом прошло много времени, оправилась от удара Земля, зажили раны Неба, хотя и остался шрам - Млечный путь, куда, по верованиям славян, улетали души умерших. Даждьбог предупредил Месяца не приближаться к холодным горам, когда тот будет гулять по небу, потому что, хотя боги Железных Гор и принимали ласково братьев, но все-таки вызывали недоверие. Молодой Месяц дал слово Даждьбогу и долго держал  его,  но  один  раз не совладал с любопытством. Направил белых  быков,  возивших  его колесницу, к Железным Горам. Оттуда поднялось грязное покрывало и утащило Месяца в пещеру. Когда братья-боги вошли в эту пещеру, то увидели завершившийся пир и поняли, что Морана совратила Месяца, и тут же справила свадьбу.            

 Вот в  этот раз злобно прозвучал  раскат грома Перуна, и его  секира рассекла пополам Месяца. Братья увезли мертвого Месяца  домой, там утренняя звезда  Денница, их сестра, вылечила его  живой и мертвой водой. С  тех пор Месяц редко появляется  на небе полным, а иногда и  совсем пропадает, а после того, как его окутала Морана покрывалом, он так и смог отмыть пятен. Люди верили, что Месяц убывает и надеется вновь родиться чистым, но судьба безжалостна.    

  Злая Морана и беззаконный Чернобог еще немало  времени  хоронились во мраке сырых пещер, не смея высунуться на свет. А Перун, осквернивший свою золотую секиру кровью, год работал в мастерской кузница Кия - искупал грех. Убийство вообще считалось на Руси страшным грехом. Даже воины, вернувшиеся из похода, долго не садились за один стол с сородичами и работали в кузницах и в поле, искупая свою вину. С тех пор вся нечистая сила боится железа, чувствуя мощь Перуна, и если обить дверь железом или повесить над ней железную подкову, то нечисть не посмеет войти в дом.           

 Тем временем  Чернобог и Морана украли яйцо змеи. Змеи до этого были не ядовитые и жили с людьми в мире. Это яйцо они обвили волосом той женщины, что вытирала ребенка колосьями хлеба и высосали из него все живое. Из яйца вылупился змей, которого они назвали Волосом, или Велесом. Он быстро вырос и стал очень сильным. Но злым он не был - просто жадным и глупым. Он летал по земле, превращался в кого хотел и совершал разные грехи. Но однажды Морана с его помощью достала ледяную иглу и сделала ему ледяной зуб, которым можно было усыпить Сварожичей.            

 Однажды  они украли невесту Перуна Лелю и Даждьбог отправился к Железным Горам проверить, что твориться у Чернобога и Мораны. Но там в спину ему ударил ледяным зубом Велес, и Солнце в положенный час не взошло над Землей. Перун отправился вслед за Даждьбогом, оставив Огонь светить людям и греть их. Но сколько не бился Перун с Велесом, но одолеть его не смог - у того за спиной стояли Чернобог и Морана, помогавшие ему. Перуну вырвали глаза и сердце и заковали в ледяные цепи.           

 Тридцать  три года не было над Землей  Солнца, не гремел гром и не сверкала молния Перуна. Но однажды выросшие дети кузнеца Кия - брат и сестра Светозор и Зоря - пришли к святилищу Перуна, разожгли огонь и Светозор принес в жертву свою кровь. Тут разверзлась земля и из трещины выбрался наружу обессиленный Перун. Кий помог ему оправиться от ран, найти новых коней и найти секиру, которая после рокового боя не далась Велесу, а улетела в Земной мир.           

 Перун, набравшись  сил, с Кием и Киевичами пришел к Железным горам и в жестоком поединке победил Велеса, разбил ледяной зуб и заключил Чернобога и Морану в подземный мрак. Несмотря на все уверения Мораны, что растопить ледяную могилу Даждьбога и Лели нельзя, Перун и Кий сумели это сделать и воскресили Богов.

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

Религия древних  славян – довольно развитая система языческих верований, исповедуемая славянскими племенами до принятия христианства. Специфика славянского язычества заключается в свободном сосуществовании как развитых политеистических, так и архаических аграрных культов, анимистических и полидемонических представлений, культа предков. Другая характерная черта религии древних славян – ее неоднородность, различие между культами у разных племен, почитание разных божеств, отличная культовая практика в разных местностях. Язычество славян – это не только система культов, но и мировоззрение, мировосприятие, отразившееся в дальнейшем развитии культур славянских народов.

Наши далекие  предки – древние славяне –  представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они  считали, могли помогать человеку, а  если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло  за тучу, хотя вовсе не представляем каждое в виде могучего божества, которое  каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза  свирепствует, дождь идет. Так в  нашем языке сохранились следы  мифологических представлений.

Древние славяне  поклонялись богу Сварогу. Он считался владыкой Вселенной. Во мраке он возжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь Солнцу. Поэтому Сварог представлялся отцом Солнца – Дажьбог. Родив Дажьбога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.

Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и в  сияющем венце лучей. В Иванов день (день Ивана Купала, народный праздник, отмечавшийся в день летнего солнцестояния). Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели.

Славяне представляли, что жилище Солнца находится на востоке. Там, в стране вечного лета, стоит  его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру в своей золотой  колеснице. Солнцевы девы расчесывают  его золотые лучи и умывают  его, тогда на землю льется благодатный  дождь.

Другой сын  Сварога – Перун, бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей, разбивает тучи, гром выражает его гнев, по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури – его дыхание.

Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и  бог всю зиму покоится в гробе-туче. Когда же вернутся из теплых стран  птицы, Перун разбивает свою темницу  и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский  конь переносит его в мгновение  ока в любое место, мощными  копытами побивает врагов. Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый  ворон, петух, возвещающий утро. Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие  на тучи, считались священными. Богом весеннего солнца был Ярило. В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из весенних цветов; в руке – горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами – там тотчас вырастет густая рожь. Ярило – покровитель любви, плодородия.Существовали у древних славян и другие боги. Фольклор древних славян дошел до нашего времени и в мифах, и в сказках, и в сказаниях, и в поговорках, и в других по форме произведения.

9. Список литературы:

  1. В. Поликарпов: «История религий»
  2. Большая советская энциклопедия
  3. Мифологический словарь
  4. М. Семенова: «Славянские мифы»
  5. Н. Вадченко, И. Приседская: «Историческое досье»
  6. М. Успенский: «Там, где нас нет»
  7. Токарев С. А. "Ранние формы религии". Москва, 1992 г.

.     8.  Соловьев С. М. "Об истории Древней России". Москва, 1993 г.

      9.    Костомаров И. "Славянская мифология". Москва, 1995 г

     10. Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. М., 1997

     11. Нечволодов С. Сказания о Русской земле. В 4 т. Кемерово, 1991.

     12. Иловайский Д.И.  Древняя история, Средние века, Новая история. 

 


Информация о работе Верования древних славян