Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа
Источниками изучения славянского язычества служат, во-первых, письменные известия, относящиеся к VI—XII вв., во-вторых, археологические памятники, в-третьих, пережитки древних верований и обрядов, сохранявшиеся до недавнего времени и описанные в этнографической литературе. Первые две категории источников очень скудны, поэтому главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен также символический орнамент вышивки и резьбы по дереву.
Введение………………………………………………… 2
Верование древних славян………… ……………………3
Этапы развития верования славян ……………………. ..4
Уровни славянской мифологии………. …………………7
Древнейшие боги славян………………………... ……….8
Праздники и обряды древних славян………………… .14
Мифы древних славян ………………………….. ……..19
Заключение ………………………………………………23
Список литературы……………………………………..25
Ний (Вий).
Божество из преисподней, один из главных
служителей Чернобога, он считался также судьей
над мертвыми. Славяне никогда, не могли примириться с тем, что те,
кто жили беззаконно, не по совести, обманывал
других, и несправедливо пользовались
не принадлежащими им благами, не будут
наказаны. Они искренне верили, что отметится,
отольется чужое горе, если не на "этом",
так на "том" свете. Как и многие народы, славяне полагали, что место
казни для беззакойников внутри земли. Ний связан также с сезонной
смертью природы во время зимы. Кроме того,
этот бог считался насылателем ночных
кошмаров, видений и привидений.
Триглава - это богиня земли. Изображали ее с тремя головами, символизирующими три уровня мироздания: небо, землю и преисподнюю, или три функции творца мира: творение, хранение (жизни), разрушение, а также время: прошлое, настоящее, будущее.
Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник (хозяин овина) – еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, - попросту опасен. По этой причине верующие считали баню – символ, казалось бы, чистоты – нечистой. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду, иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи – каменке и «стрелять» ими в людей. За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т. д. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". Внешность его переменчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута "наоборот" (иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром.
Когда люди начали расчищать леса и распахивать "пожоги" под хлеб, конечно, появились новые божества - Полевики. Вообще с хлебным полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречали в поле еще и старичка Белуна – невзрачного с виду и донельзя сопливого. Он просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек – в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, таким образом наши предки хотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук? Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденную жару лучше переждать. Было у древних славян и мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или, наоборот, косматой страшной старухой. Полудницы (или Ржаницы) побаивались: за несоблюдение обычая она могла жестоко наказать – теперь мы называем это солнечным ударом. Застигнув в полдень человека на пашне, она порой заставляла до изнеможения разгадывать ее загадки. Но Полудница бывала не только грозна. Человека, подружившегося с ней, она учила танцевать всем на зависть.
Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Например, славяне были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды, водой также испытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К воде обращались на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв, смыть весенним разливом деревню. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку.
Змей – могучее
враждебное чудовище – встречается
в мифологии практически любого
народа. Древние представления славян
о Змее сохранились в сказках.
В них герой сражается с
многоголовым чудовищем, как правило,
возле реки (Змей связан с подземными
водами), победив его, освобождает
царевну, а былинный герой Добрыня
– многочисленных пленников. Освобождение
пленных – отзвук древнейшего
мифа, в котором герой – колдун,
отправляясь в иной мир, оказывался
проглоченным Змеем и обнаруживал,
что царство смерти находится
в брюхе чудища. Там он встречал
умерших предков, учился у них мудрости,
копил силы, а затем выбирался обратно.
Со временем представления о Змее менялись,
он воспринимался все более враждебно,
и если в древних вариантах мифа попасть
к нему в брюхо считалось большой удачей,
то позже такое событие стало восприниматься
как беда. Северные славяне (новгородцы
и др.) поклонялись Змею – владыке подземных
вод – и называли его Ящер. Святилища Ящера
располагались на болотах, берегах озер
и рек; наиболее известное из них находилось
в Перыни, недалеко от Новгорода, в том
месте, где из озера Ильмень вытекает река
Волхов. Название “Перынь” древнее святилище
получило, когда по приказу еще молодого
Владимира Святославича идол Ящера был
повержен и заменен Перуном. Береговые
святилища Ящера имели идеально круглую
форму – круг как символ совершенства,
порядка противопоставлялся разрушительной
силе этого бога. В качестве жертв Ящеру
кидали в болото черных кур, а также молодых
девушек, что отразилось во многих поверьях
(будто бы водяные уносят к себе под воду
женщин или женятся на утопленницах). Отзвук
тех же мифов сохранился и в детской игре
в “Яшу”, т.е. в Ящера, ждущего свою невесту–
жертву. Все славянские племена, поклонявшиеся
Ящеру, считали его поглотителем солнца:
ежедневно вечернее светило опускается
за пределы мира и подземной рекой плывет
на восток. Река эта течет внутри двуглавого
Ящера, проглатывающего солнце своей западной
пастью и изрыгающего из восточной. О древности
мифа говорит то, что Ящер не враждебен
солнцу: он возвращает светило добровольно.
Наиболее подробные мифы о Ящере сохранились
в Новгородской области. Новгородцы называли
его “князем Волхова”; летописец сообщал,
что Ящер” перекрывал в той реке Волхов
водный путь. И не поклоняющихся ему иных
пожирал, иных… потоплял. Поэтому люди,
тогда несведущие, сущим богом окаянного
того называли”. Когда же бог был умерщвлен,
его тело пошло вверх по Волхову, было
выброшено на берег в Перыни и там погребено
с великими почестями, как сообщают поздние
летописи. Отголоски жертвоприношений
Ящеру в Перыни дожили до ХХ в. Рыбаки,
проплывая мимо святилища, по древней
традиции совершали жертвоприношение
– кидали в воду монеты.
Одним из самых подробных изложений мифа
о Ящере является былина о Садко – гусляре,
восхитившем своей игрой подводного владыку
(названного в былине Морским царем). Садко
получил от него дары и сказочно разбогател.
Во второй части былины рассказывается
о том, что Садко отправился на дно морское
как жертва Ящеру-царю, но с помощью его
дочери выбрался обратно.
Обычай приносить в жертву подводному
богу человека очень долго существовал
на севере в преобразованном виде: так,
на Онеге еще в начале ХХ в. старики делали
чучело и в дырявой лодке отправляли в
озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой,
приносимой Ящеру, был конь, которого сначала
выкармливали всей деревней, а потом топили.
С переходом к земледелию многие мифы
и религиозные представления охотничьей
эпохи видоизменялись или забывались,
жестокость древних обрядов смягчалась:
жертвоприношение человека сменялось
жертвоприношением коня, а позже – чучела.
Славянские боги земледельческой поры
более светлы и добры к человеку.
Ритуальную
составляющую славянского язычества
было бы уместно разделить на две
сферы. Первая из них – это ритуалы
общинного, народного значения, к
которым относятся календарные
Также к крупным общеславянским календарным праздникам относят Масленицу («комоедицы») и Коляду, Купала и Таусень. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Обязательным атрибутом Масленицы являются блины. Считается, что блин, имеющий круглую форму, является символом солнца. Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье, обычай «водить козу», «колядовать»). Купала – праздник летнего солнцестояния, самый длинный день в году. С праздником Купала связано огромное количество преданий и поверий. В праздничную ночь гадают, ищут легендарные цветы папоротника, сжигают чучело Марены, что символизирует победу над смертью.
Таусень – осенний праздник равноденствия, связанный со сбором урожая, окончание всех крестьянских сезонных работ. Обряды перехода – обряды, отмечающие важнейшие вехи в жизни человека, смену его социального статуса. Такие обряды разделяются на два подвида: «крайние» (родильный и похоронный обряд, соответственно вхождение и выход из жизненного цикла) и «срединные» (свадебный обряд, различные инициации и посвящения).
Родильный и свадебный обряды славян реконструированы на основе летописных записей и этнографического материала. Обрядовый комплекс, связанный с рождением ребенка, происходит в несколько этапов и имеет, отчасти, не только семейный, но и общинный характер. Прежде всего, повитуха подготавливает будущую мать к родам, что сопровождается определенным набором ритуальных действий, вроде переступания через веревку. Иногда в таких ритуалах участвует и отец ребенка. После родов, которые принимали не в доме, а в другом помещении (зачастую, в бане), производят ритуал принятия нового члена общины. Таковым обычно является омовение, т.е. ритуальное очищение ребенка, а также его матери и повитухи. Свадебный обряд происходит в три этапа, в каждом из которых повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются и усложняются. Эти основные этапы: 1) сватанье; 2) помолвка; 3) сама свадьба.
Всем
трем этапам свадьбы присущ мотив
похищения невесты женихом, внесения
выкупа за невесту. В комплексе свадебных
ритуалов также имеют место ритуалы
очищения, связанные с древними культами
воды и огня и отражающие представление
об очистительных свойствах
Ритуал эксгумации (трупоположения) пришел на смену кремации только с окончательным введением христианства на Руси. Древние могильники славян были коллективными. Урны с прахом умерших закапывали в землю в пределах погребального комплекса племени, своеобразного кладбища. Иногда вместе с урной хоронили какие-то вещи умершего. Более поздние захоронения осуществлялись в виде круглых (Полесье, Поднестровье) или длинных (бассейн озер Ильмень и Псковское) курганов. Курганные захоронения в большинстве своем коллективные. Индивидуальные захоронения распространяются в Х – ХІ вв. (например, на территории Черниговского княжества). Погребальные обряды древних славян были разнообразны. Но ещё со времён пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40 км. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали и нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, а также одну из его жён — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир.
Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним. Похороны завершались пиром поминками и тризной воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней. Многие обряды справлялись непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и духов-покровителей. Обряды в честь высших божеств справлялись у святынь — священных деревьев, камней, источников.
Позднее наиболее почитаемым богам стали устраивать святилища со статуями из камня и дерева и священным неугасимым огнём и даже строить храмы. В жертву приносились драгоценности, плоды и злаки, различные животные. В исключительных случаях (даже «светлым» богам) приносили в жертву людей. Отправителями культа богов были устроители жертвоприношений — жрецы и хранители священного знания — волхвы. Наряду с ними существовали ведуны и ведьмы, поклонявшиеся тёмным, опасным божествам иного мира. В каждой общине были собственные маги-заклинатели, чародеи — добрые (знахари, кудесники) или злые (колдуны). Верховным главой языческого культа в славянском племени считался князь. Издревле местом общеплеменных молений для почитания «высоких» богов были горы, особенно «лысые», т. е. с безлесной вершиной. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище — место, где стоял капь — идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады — священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище — там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир мог проходить и под открытым небом, и в особых зданиях, стоящих на том же требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров.
Славянских
идолов сохранилось крайне мало. Это
объясняется не столько гонениями
на язычество, сколько тем, что идолы
в большинстве своём были деревянными.
Использование дерева, а не камня
для изображений богов