Традиционная культура эвенов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Эвены – один из малочисленных народов Дальнего Востока и Восточной Сибири – расселены небольшими группами в Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономных округах, в Охотском районе Хабаровского края, а также в Республике Саха (Якутия). Численность составляет 17199 человек. На территории Якутии их начитывается 8669 человек, они рассредоточены в ее северо-восточных улусах: Кобяйском, Эвено-Бытантайском, Верхоянском, Булунском, Усть-Янском, Аллаиховском, Абыйском, Момском, Оймяконском, Томпонском, Верхнеколымском, Среднеколымском и Нижеколымском.

Оглавление

Введение ……………………………………………………… …………………….…3 – 4 стр.
Культура эвенков…………………………………………………………..…………..5 – 6 стр.
Обычаи и традиции эвенов…………………………………………………………….7 – 8 стр.
Народные приметы………………………………………………………………….....8 – 9 стр.
Шаманство эвенов………………………………………………………….………………9 стр.
Ремесла и промыслы……………………………………………………………..……9 – 10 стр.
Традиционное жилище…………………………………………………………………....10 стр.
Традиционная одежда …………………………………………………………………….10 стр.
Национальная кухня. Рецепты……………………………………………………….…..11 стр.
Фольклор…………………………………………………………………………………..11 стр.
Язык и письменность………………………………………………………………..11 – 13 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...14 стр.
Использованная литература………..……………………………………………………..15 стр.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВЦР.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Письменность  для эвенов была создана в начале 40-х годов 19 века, когда тауйский священник, а позже охотский протоиерей Стефан (Попов) перевел на эвенский язык Евангелие от Матфея и составил первый букварь и словарь. В 1932-36 гг. официально для эвенского языка был принят алфавит на латинской графической основе (вариант Единого Северного Алфавита), однако в местных изданиях использовался алфавит на русской графической основе. В 1937 г. эвенский алфавит на латинской графике был заменен кириллическим алфавитом, однако латиница использовалась в местной печати до 1939 г. Графика и алфавит эвенского языка после введения кириллической графики неоднократно подвергались реформированию (1937, 1938, 1941, 1954, 1958 гг.), в ходе которого менялись способы обозначения отдельных форме на письме, в 1958 г. в эвенский алфавит были введены 3 дополнительные буквы «н с хвостом», о перечеркнутое и о перечеркнутое с точками (последняя буква применяется менее чем в 20 корневых морфемах). С 60-х годов 20 в. в Якутии используется собственный вариант эвенской графики (в нем вместо буквы «н с хвостом» используется знак-лигатура нг), в 70-е годы эвенский поэт и лингвист В.Д.Лебедев выступил с проектом новой графики, в котором предлагалось использовать для эвенского языка алфавит и графические правила якутского языка. Это предложение не получило официальной поддержки, хотя якутский алфавит используется некоторыми эвенами.для личных записей. Введение нового алфавита на якутской основе для эвенов нецелесообразно ввиду того, что данный алфавит будет совершенно непонятен эвенам из других регионов, которые незнакомы с якутским языком и якутской письменностью. Неумеренные амбиции сторонников введения якутского алфавита и якутской графики эвенов обуловлены стремлением легитимизировать последствия эвенско-якутской языковой интерференции в сфере эвенского письменного языка. для В настоящее время в Якутии, на Чукотке и на Камчатке в местных изданиях используются различные варианты эвенской графики, частично сохраняющие черты графических систем эвенского языка, использовавшихся в 50-е годы ХХ в., частично являющиеся результатом эвенско-якутской, эвенско-чукотской и эвенско-корякской графической интерференции; до конца 80-х годов ХХ в. пользование местными вариантами графики было обусловлено техническими причинами.

В основу письменного  языка еще в 30-е годы ХХ в. был  положен так называемый ольский говор эвенского языка (язык эвенов окрестностей г.Магадана, распространенный также по всему Охотскому побережью, в верхнем и срежднем течении р. Колымы, на Чукотке и в Среднеколымском районе (улусе) Якутии). На основе этого говора к середине 50-х годов сформировался стандартизированный письменный эвенский язык, имеющий признаки обработанного литературного языка (в письменном языке не используются диалектные слова и грамматические формы, даже если они имеются в опорном диалекте). Этот стандартизированный письменный язык в настоящее время является языком учебной литературы, языком местных средств массовой информации (газеты), переводной художественной литературы и обработанного для печати традиционного фольклора; образцы оригинальной художественной литературы представлены преимущественно диалектами. Письменный язык эвенов Якутии, сложившийся в 60-е-70-е годы под воздействием литературного творчества эвенских писателей (П. Ламутский, В.Д. Лебедев, В.С. Кейметинов, А.В. Кривошапкин и др.) ориентируется на местные эвенские диалекты и не имеет единых форм и норм. Письменный язык эвенов Камчатки сформировался в 80-е годы самостоятельно на основе местных говоров, для которых была адаптирована графика эвенского языка, использовавшаяся в 1940-1953 гг. Оба региональных варианта письменного языка на основе эвенских диалектов используются только в художественной литературе и местной периодике, в школьном преподавании эвенского языка они не применяются – учебники для начальной и средней школы составляются с использованием принятого эвенского письменного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эвены на протяжении своей многовековой истории создали  по-своему богатую и самобытную культуру. Им, как си другим народностям Севера, присущи особый северный стиль мышления и образ жизни.

Анализ традиционной культуры эвенов позволяет сделать ряд обобщений, касающихся материальной культуры, этнической истории и этнических взаимодействий с другими народами Сибири.

В дореволюционный  период основу хозяйству эвенов северо-восточных  районов Якутии  традиционно продолжали составлять оленеводство транспортного направления, охота, дополнительным занятием являлось рыболовство. Оленеводство обусловило формирование особого, кочевого уклада жизни, самобытной культуры, оказало огромное влияние на родовую организацию кочевников, регламентировало из взаимодействия. Охота играла доминирующую роль, но в некоторых районах Якутии несколько утратила рыболовству. Тем не менее преимущество охоты перед рыболовством в том, что добывался необходимый материал для жизни.

У эвенов, передвигающих  со стадом оленей в поисках кормовых угодий, поселения, как правило, не были постоянными. Для них были характерны кочевые стойбища – орикит. Такая община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Временное расположение стойбища, хозяйственная деятельность эвенов полностью соответствовали их традиционному календарю, древней традиции исчисления времени по естественно-природным сезонам, временам года. Анализ этнографических источников, а также материалов полевых исследований позволяет считать, что принцип ведения хозяйства у них были единым.   

Вследствие  кочевого образа жизни у всех групп  эвенов были распространены традиционные типы жилища: конический (илуму) и цилиндроконический (чорама-дю) чумы. Общее название всех эвенских жилищ восходит к тунгусо-маньчжурскому – дьуу.

Вся домашняя утварь, посуда, так же, как жилище и транспортные средства, соответствовали кочевому образу жизни, определившему минимум  предметов, которыми пользовались в  повседневной жизни эвенская семья.

Традиционными средствами передвижение эвенов в изучаемый период был вьючно-верховой и упряжный транспорт. Вьючно-верховой тип у эвенов (конструкция седла, способы посадки на животное и перевозки грузов) близок к эвенкийскому.

В природных  условиях Севера лыжи являлись весьма важной частью охотничьего снаряжения. Эвенкийские скользящие лыжи мэрингтэ – наиболее усовершенствованный тип охотничьих лыж.

Все виды транспорта в зависимости от географических условий и хозяйственной деятельности сыграли большую роль в культуре эвенов, в установлении экономических и культурных связей тунгусов и ламутов с другими народами Севера и русским старожильческим населением.

В целом традиционная культура эвенов – это культура таежных охотников и оленеводов, она отображает восприятие таежной  природы, передает уважительное и бережное отношение к ней. Многие элементы материальной культуры эвенов, как показывает анализ имеющихся источников, восходят к эпохе неолита.

Сохранение  традиционной культуры и языка –  первостепенная задача малочисленных  народов Севера в настоящее время. Каждый народ должен знать свою историю, традиции своих предков и передавать эти знания из поколения в поколение.             

 

 

 

Использованная  литература

  1. Алексеев А.А. Эвены Верхоянья: история и культуры (конец XIX – 80-е гг. XX в.) / А.А. Алексеев. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2006 – 248с. 
  2. Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX в.). – Новосибирск: Наука, 2003. – 158с.   
  3. История и культура эвенов: Сб. статей / Магадан. обл. ин-т повышения квалификации пед. кадров и др. – Магадан: Кн. изд-во, 1992. 93с.     
  4. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишко, Редкол.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 928 с.: ил.
  5. Протопопов С.С. Введение в циркумполярное регионоведение: учебно-методическое пособие/ С.С. Протопопов. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс, СВФУ, 2011. – 144с.  

Информация о работе Традиционная культура эвенов