Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:43, реферат
Эвены – один из малочисленных народов Дальнего Востока и Восточной Сибири – расселены небольшими группами в Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономных округах, в Охотском районе Хабаровского края, а также в Республике Саха (Якутия). Численность составляет 17199 человек. На территории Якутии их начитывается 8669 человек, они рассредоточены в ее северо-восточных улусах: Кобяйском, Эвено-Бытантайском, Верхоянском, Булунском, Усть-Янском, Аллаиховском, Абыйском, Момском, Оймяконском, Томпонском, Верхнеколымском, Среднеколымском и Нижеколымском.
Введение ……………………………………………………… …………………….…3 – 4 стр.
Культура эвенков…………………………………………………………..…………..5 – 6 стр.
Обычаи и традиции эвенов…………………………………………………………….7 – 8 стр.
Народные приметы………………………………………………………………….....8 – 9 стр.
Шаманство эвенов………………………………………………………….………………9 стр.
Ремесла и промыслы……………………………………………………………..……9 – 10 стр.
Традиционное жилище…………………………………………………………………....10 стр.
Традиционная одежда …………………………………………………………………….10 стр.
Национальная кухня. Рецепты……………………………………………………….…..11 стр.
Фольклор…………………………………………………………………………………..11 стр.
Язык и письменность………………………………………………………………..11 – 13 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...14 стр.
Использованная литература………..……………………………………………………..15 стр.
Институт развития образования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Педагогический институт
Реферат
по дисциплине: «Введение в циркумполярное регионоведение»
Тема: «Традиционная культура эвенков»
Выполнила студентка: 3Д- СП-09с
г. Якутск – 2013г.
Содержание
Введение ……………………………………………………… …………………….…3 – 4 стр.
Культура эвенков……………………………………
Обычаи и традиции эвенов…………………………………………………………….
Народные приметы……………………………………………………………
Шаманство эвенов………………………………………………………….…
Ремесла и промыслы……………………………………………………
Традиционное жилище……………………………
Традиционная одежда …………………………………………………………………….10 стр.
Национальная кухня. Рецепты……………………………………………………….…
Фольклор…………………………………………………………
Язык и письменность……………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература………..………………………………………
Введение
Эвены – один из малочисленных народов Дальнего Востока и Восточной Сибири – расселены небольшими группами в Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономных округах, в Охотском районе Хабаровского края, а также в Республике Саха (Якутия). Численность составляет 17199 человек. На территории Якутии их начитывается 8669 человек, они рассредоточены в ее северо-восточных улусах: Кобяйском, Эвено-Бытантайском, Верхоянском, Булунском, Усть-Янском, Аллаиховском, Абыйском, Момском, Оймяконском, Томпонском, Верхнеколымском, Среднеколымском и Нижеколымском.
По своему происхождению, языку и культуре эвены наиболее близки эвенкам. Язык эвенов относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков, включает более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западное наречия. Эвенский язык считают родным 43,9 % эвенов.
В дореволюционной
Самоназвание «эвен» произносится различными территориальными группами по-разному: эвен, эвын, ыбын, овен. Распространены и региональные самоназвания: орочел («оленные», эвены северо-восточной части Охотского побережья и Камчатки), илкан («настоящие люди», нижнеколымские эвены) и др.
В традиционной культуре эвенов Якутии главными занятиями были оленеводство и охота, которые обусловили формирование особого, кочевого уклада жизни и самобытной национальной специфики. Вспомогательные значения имели рыболовство и собирательство.
Основные занятия в прошлом - оленеводство и охота, а у береговых Эвены.- рыболовство и мор. зверобойный промысел. По религии Эвены формально считались православными (с 19 в.), но сохраняли различные формы дохристьянских верований (шаманство и др.). За годы Советской власти в хозяйстве, культуре и быту Эвенов произошли коренные изменения. В 30-х гг. у Эвенов была создана своя письменность, ликвидирована неграмотность. Кочевые Эвены перешли к оседлости. В колхозах, помимо традиционных занятий, получили развитие животноводство, звероводство и земледелие.
Традиция (от лат. – tradio «передача», «генетическая память») – культурное наследие, передающиеся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве «традиционных» выступают образцы и правила поведения, взгляды и мировоззрение, обряды и обычаи, ценности и нормы, стили и др.
Данная монография посвящена традиционной материальной культуре эвенов Якутии конца XIX – начало XX в. с этого периода перестройки разрабатываются концепции возрождения и сохранения традиционных культур народов Севера, идет поиск путей воспитания национального самосознания молодого поколения.
Представители малочисленных народов Севера, в том числе эвены, имеют богатое культурное наследие. Их традиции, верования, обряды, песенный и танцевальный фольклор – огромное достояние мирового значения. К сожалению, при исследовании традиционной культуры эвенов мы сталкиваемся с трудностями, связанными с их недостаточной изученностью. Развернутое историко-этнографическое изучение быта эвенов в целях восполнения имеющегося пробела в характеристике традиционной культуры эвенов конца XIX – начало XX в.
.
.
Культура Эвенов
Эвены (эвенск. эвен, устар. ламуты) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Расселение тунгусских племён (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в XVII веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х гг. XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию.
У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией.
У эвенов до сих пор сохраняется сознание принадлежности к тому или иному Роду. Некоторые родовые названия трансформировались в современные фамилии. Был распространен обычай, обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме, размер которого в несколько раз превышал цену приданого. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери. При рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки – приданым.
До XVIII–XIX вв. умерших хоронили на деревьях или столбах, с обращением в христианство стали предавать земле.
Были развиты также промысловые обряды, культы медведя, очага, духов-хозяев природы, шаманство. При болезни кого-либо из членов общины приносили в жертву оленя, мясо съедали сообща, шкуру вывешивали на шесте. Обычай «кормления» огня существует до сих пор.
С принятием православия с середине XVIII в. у эвенов распространилась христианская обрядность, православный календарь. Обрядовая традиция эвенов включает массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие гимнические благопожелания и мистериальные песне – пляски.
Восприятие эвенами зимы и лета календарно было такое же как и у других народов. Весной же эвены называли период, который не сразу наступал после окончания зимы, а только через некоторое время. Такое же несовпадение во времени относится и к осени. Осень у эвенов называется болани, а время до осени – монтэлсэ.
Август – сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень)
Октябрь – ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень)
Декабрь – январь ТУГЭНИ (зима)
Февраль – март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна)
Апрель – май НЭЛКЫ (весна)
Июнь НЭГНИ (раннее лето)
Июль ДЮГАНИ (лето)
Начало года:
Сентябрь – ойчири унмы (буквально: подымающаяся тыльная сторона руки).
Октябрь – ойчири билэн (буквально: подымающееся запястье).
Ноябрь – ойчири ечэн (буквально: подымающийся локоть).
Декабрь
– ойчири мир (буквально:
Январь – тугэни хэе – макушка зимы (буквально; темя головы).
Далее счет месяцев переходил на левую руку и шел по ней в нисходящем порядке:
Февраль
– эври мир (буквально:
Март – эври ечэн (буквально: спускающийся локоть)
Апрель
– эври билэн (буквально:
Май – эври унма (буквально: спускающаяся тыльная поверхность кисти)
Июнь
– эври чон (буквально:
Июль – дюгани хэен (буквально: макушка лета)
Август
– ойчири чор (буквально:
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились Православные церкви и часовни. В 50-е годы ХIХ в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале ХIХ в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось Православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками, только в том случае, если они принимали Православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Еще в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребенок, не знаешь как его назвать и крестить некому.»
В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII – XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И.А.Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В.А.Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов – «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
.
Обычаи и традиции эвенов
Встреча гостя
Первая встреча сопровождалась рукопожатием. Рукопожатие отличалось от нынешнего общепринятого приветствия, когда люди здороваются правыми руками. У древних эвенов вплоть до советского периода, принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их снизу и сверху, при этом его правая ладонь оказывалась сверху.
У женщин повторялось то же самое приветствие, но они проявляли чуть больше эмоций: после приветствия руками они, излучая радость и нежность, прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту, целовала гостью нюханьем.
Эвенское приветствие, таким образом, таило в себе глубокое содержание. Оно служило своего рода визитной карточкой обеих сторон. Учитывая сильно развитую природную интуицию эвенов, гость по мимике лица, движениям рук почти безошибочно угадывал внутреннее состояние встречающих и мог предположить возможные итоги своего визита, если он приехал разрешить какой-то спорный вопрос или обратиться с просьбой. В свою очередь встречающие с такой же точностью могли определиться: с какими намерениями приехал к ним гость? Когда гость заходил в юрту, хозяйка стелила перед ним подстилку сшитую из шкуры головы оленя, молча приглашая садиться. Не принято было, чтобы гость садился прямо на хвойную подстилку. Подстилку не случайно изготавливали из шкуры голов оленя или его лобной части, так как здесь мех прочный, влагоустойчивый.
После обязательных вопросов: «Как живете-поживаете?», «Какие новости?», инициатива передавалась гостю. Считалось бестактным засыпать гостя вопросами, избегали многословия, грозящего перейти в болтливость. Молча ждали, пока договорит гость, расскажет о себе, о своих сородичах, о цели приезда. Гость, как правило, приезжал с подарками. В подарке важна была не его цена, а знак внимания.
По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном или клал чайную ложку поперек чашки, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. В честь гостя специально забивали оленя. Самые лучшие куски мяса и лакомства (язык, костный мозг, молоко) предназначались для гостя. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому. Ехали с ним довольно долго, несколько километров, а перед прощанием останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.
Любого гостя эвены одаривали подарками. Этот обычай соблюдался неукоснительно. Подарком могла служить любая вещь, это зависело от степени состоятельности семьи. При этом учитывался предполагаемый интерес гостя. В качестве подарка чаще предлагался маут, который являлся незаменимым спутником эвена. В тайге или тундре без маута, как без рук. Дарили так же и одежду: торбаса, рукавицы, шапки, дохи. Самым ценным подарком был олень – передовой в упряжке, или «учак». Таким же дорогим подарком являлся и щенок – потенциальный кормилец семьи, поскольку из него могла вырасти хорошая охотничья собака. Взрослую охотничью собаку дарили редко, только в исключительных случаях, так как в таежной жизни роль собаки была очень велика. Если человек подарил другому собаку, тот в замен должен был отдать нож и ничего другого с надеждой, что зубы у собаки будут такие же острые, как нож.