Традиционная культура эвенов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Эвены – один из малочисленных народов Дальнего Востока и Восточной Сибири – расселены небольшими группами в Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономных округах, в Охотском районе Хабаровского края, а также в Республике Саха (Якутия). Численность составляет 17199 человек. На территории Якутии их начитывается 8669 человек, они рассредоточены в ее северо-восточных улусах: Кобяйском, Эвено-Бытантайском, Верхоянском, Булунском, Усть-Янском, Аллаиховском, Абыйском, Момском, Оймяконском, Томпонском, Верхнеколымском, Среднеколымском и Нижеколымском.

Оглавление

Введение ……………………………………………………… …………………….…3 – 4 стр.
Культура эвенков…………………………………………………………..…………..5 – 6 стр.
Обычаи и традиции эвенов…………………………………………………………….7 – 8 стр.
Народные приметы………………………………………………………………….....8 – 9 стр.
Шаманство эвенов………………………………………………………….………………9 стр.
Ремесла и промыслы……………………………………………………………..……9 – 10 стр.
Традиционное жилище…………………………………………………………………....10 стр.
Традиционная одежда …………………………………………………………………….10 стр.
Национальная кухня. Рецепты……………………………………………………….…..11 стр.
Фольклор…………………………………………………………………………………..11 стр.
Язык и письменность………………………………………………………………..11 – 13 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...14 стр.
Использованная литература………..……………………………………………………..15 стр.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВЦР.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Если путник подошел к стойбищу, он не должен выбирать, в какую ярангу войти, а  обязан зайти именно в ту, которую сразу заметил, когда увидел стойбище. Если гость зайдет в другую дальнюю ярангу, это станет неуважением, оскорблением для других.

 

 

Народные  приметы

Суровые условия  жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю. Вот, например, приметы, связанные с охотой.

Охотник собрался на охоту. Огонь громко треснул (хин  кэн) – быть беде, несчастью. Опытный, мудреный жизнью охотник, услышав это – задумывался: как быть, ехать или не ехать? Некоторые люди гадали на углях погасшего огня. Брали две тряпки и один уголек: в одну заворачивали уголек:, а другую просто заворачивали без угля и обе тряпочки привязывали к двум концам шнура, закручивали шнур в одно целое, а потом потихоньку раскручивали. Если уголек будет с правой стороны, то задуманное охотником желание будет положительным, а если с левой – отрицательным.

Обращали внимание на поведение оленя. Если олень зевает в правую сторону, то ожидается удачный день, а если в левую – неудачный. Если олень резвится в лютый мороз, значит назавтра будет теплая погода. Чтобы узнать о своем будущем, гадали на оленьей лопатке. Горячий уголь клали на середину лопатки, от нагревания появлялись трещины, которые подсказывали, что ожидает человека в будущем.

Если маленький  ребенок периодически икает –  жди удачной охоты. Ребенок, наклонившись смотрит назад через ноги –  ждите гостя издалека, и если собака крутится вокруг себя в надежде поймать  свой хвост, то также ждите гостя.

Об охоте, о  завтрашних планах нельзя говорить вслух, чтобы не сглазить не навлечь на себя беду. Без необходимости торопиться, спешить не следует – можешь быстро прожить свою жизнь. Быть слишком  удачным, счастливым считается плохим признаком, так как природа знает, что жизнь твоя коротка, поэтому тебя одаривает в меру. Нельзя смеяться над больным и слабым человеком, иначе все обернется к тебе. Нельзя насильно брать у человека какую-нибудь вещь, иначе сам можешь остаться без ничего.

    1. Нельзя  ходить по огню.

    2. Огонь  костра нельзя колоть, резать  острыми предметами. Если не соблюдать  и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего  духа.

    3. Детям  говорили: «Не играй огнем, иначе  огонь может рассердиться и сделать так, что ты постоянно будешь мочиться».

    4. Свою  старую одежду, вещи нельзя выбрасывать  и оставлять на земле, а надо  уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать  плач своих вещей и одежды.

    5. Если  берешь у куропаток, гусей и  уток яйца из гнезда, то обязательно  два-три яйца оставляй в гнезде.

    6. Остатки  добычи (птиц, различных животных) нельзя  разбрасывать на том месте,  где ты ходишь и живешь.

    7. В  семье нельзя часто ругаться  и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.

    8. Твой  плохой поступок в жизни –  это самый большой грех. Этот  поступок может отразиться на  судьбе твоих детей. 

    9. Вслух  много не говори, не то твой  язык заработает мозоль.

    10. Не смейся  без какой-либо причины, иначе  вечером будешь плакать. 

    11. Сначала посмотри  на себя и уже потом осуждай  других.

    12. Где бы ты  ни жил, где бы ни был,  плохо отзываться о климате  нельзя, так как земля, на которой  ты живешь может разгневаться.

    13. Свои волосы  и ногти после стрижки не  бросай где попало, иначе после  смерти будешь блуждать в надежде  найти их.

    14. Без причины  злиться и ненавидеть людей  нельзя. Это считается грехом  и поэтому в старости может  обернуться твоим одиночеством.

    Пожилые эвенские  женщины старались сохранить  и передать своим детям и  внукам свою веру. Из поколения  в поколение целеустремленно  наставляли и контролировали  соблюдение правил поведения,  согласно народной мудрости и  приметам.

 

Шаманство эвенов

В процессе совершения ритуала шаман или шаманка  поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего  человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена – возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.

Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara «полная луна») и т.п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.

 

Ремесла и промыслы

Традиционное  хозяйство эвенов внутренних континентальных  областей Сибири (донрэткэн — буквально  «глубинные, внутренние») — оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы эвенов-наматкан (буквально «приморские  жители») кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью — обратно. Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназвание — мэнэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII веке у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с  вольным выпасом оленей. Перекочёвки  совершались на 10—15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области — дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах — кайсар и подклеенных мехом — мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х годах XX века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее — у русских.

 

                                             Традиционное жилище

Традиционные  поселения и жилища. Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык. Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п.

У эвенов бытовали два типа жилищ: эвенкийский чум  и чукотско-корякская яранга.

Традиционная  одежда

Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая  общетунгусскому костюму. Заимствование  отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с ее эстетической ценностью (она богато декорирована) охотно использовали палеоазиатсткие женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Когда смотришь на эвенские национальные костюмы – нарядные кафтаны, передники, торбаса, когда рассматриваешь разнообразные, расшитые бисером сумки (авеа), сумки для женского рукоделия (хилтэк), футляр для трубок (мисук), то может показаться, что разнообразию бисерных узоров нет предела. Но это совсем не так. На самом деле у эвенов не так уж много орнаментов, которые вышиваются бисером и в меховой технике – оленьим волосом. Каждый орнамент, вышитый бисером, имел свое название: итикагча, остакагча, конкэчэ, комэликэгчэ, тяннякагчанечэ, киресэгчэ.

Иногда рассказывают, что бисером, оленьим волосом  и окрашенными разные цвета кусочками  кожи могла быть вышита целая сказка. Пример: «В одном стойбище жило много  девушек (рисунок «итикагча» – личики). У одной из них любимый уехал  куда-то далеко-далеко на олене,(рисунок «хашча» смешанный) – черные точки на белом фоне. Девушка ждала своего любимого, подумала что он никогда не вернется к ней и решила утопиться в реке. А река вот-вот вскроется (рисунок: черная полоса на голубом поле, это вода поверх льда выступила). В воде сидит паук (рисунок: «атикагча»-пауки). Паук говорит девушке: «Ты это что надумала? Иди скорей домой, твой любимый сейчас вернется». Девушка вернулась к своим и вскоре приехал ее любимый, все обрадовались и начали танцевать хэде – эвенский танец (рисунок: фигурки «итикагча» – личики).

Эта сказка хорошо известна эвенам, проживающим на Чукотке  и в соседних регионах.

Национальная  кухня. Рецепты

Модель питания  эвенов определялась видами хозяйственной  деятельности, но в основе имела  общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение дли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу.

 

Фольклор

В эвенском фольклоре  большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.

 

Язык  и письменность

Основное название языка – эвенский (устаревшее название – ламутский язык, которое вводилось  в практику в 1930-е годы, и было одним из немногих неискусственных, чем-то мотивированных названий языков, которыми пытались заменить традиционные наименования этносов и языков в те годы официальные власти).

В эвенском языке  выделяется до 20 диалектов и говоров, объединяемых в три наречия (восточное, среднее и западное; по другой терминологии – восточное, западное и крайне-западное наречия) или в два наречия (восточное и западное). Поскольку говоры эвенов Верхоянского, Кобяйского, Эвено-Бытантайского и ряда других улусов РС(Я), выделяемые в отдельное западное или крайне-западное наречие, мало отличаются от говоров эвенов бассейна Индигирки, представляется обоснованным выделять в эвенском языке два наречия: восточное, объединяющее говоры эвенов Камчатки (быстринский и олюторский говоры), говоры эвенов Чукотки, говоры Охотского побережья (ольский, тенькинский, инской) и диалект эвенов Среднеколымского улуса РС(Я), и западное наречие, включающее все диалекты и говоры эвенов РС(Я) – оймяконский, момский, томпонский, аллаиховский, булунский, усть-янский, саккырыский говоры), в том числе и те говоры эвенов РС(Я) и Хабаровского края, которые занимают переходное положение между восточным и западным наречиями (верхнеколымский, аркинский, усть-майский диалекты). Особое место в классификации эвенских диалектов занимает арманский диалект, на котором в 40-е годы 20 в. говорило около 10 жителей поселков Ола и Армань и который к настоящему времени исчез. Детально диалектное чтенение и даже диалектный состав эвенского языка не изучены, несмотря на амбициозность тех специалистов, которые занимаются ими с 1940-х годов, особенно много проблем в настоящее время выявляется с инвентаризацией и описанием говоров и диалектов различных территориальных групп эвенов Якутии.

Между диалектами восточного наречия, распространенными  у эвенов Камчатки, Чукотки, Магаданской  области и части Хабаровского края с родной стороны, и диалектами западного наречия, включающими большинство диалектов эвенов Якутии с другой стороны, существуют значительные фонетические и лексические различия, препятствующие использованию этнического языка в роли средства общения представителей разных территориальных групп эвенов. Эти же обстоятельства стали серьезным препятствием на пути развития единого письменного языка эвенов. Вместе с тем межрегиональные контакты разных групп эвенов проявляются в минимальной степени, поскольку существующие транспортные схемы ориентированы на региональные центры, находящиеся на значительном удалении друг от друга, и даже контакты эвенов из граничащих друг с другом районов имеют спорадический характер.

Информация о работе Традиционная культура эвенов