Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".
Православная церковь в
Таинства христианства.Человек, живущий без Бога (или с придуманным, пусть даже внешне очень привлекательным, богом), так или иначе, становится жертвой греха. Человек, нашедший Бога, получает возможность освобождения от греха. Обретая уже здесь, на земле, радость богообщения, человек находит высший смысл жизни, который есть любовь к Богу и людям.
Внутреннее содержание православной жизни – общение с Богом. Это и есть собственно сердцевина церковной жизни.
Верующий получает благодать, то есть освящающую силу Божию, прежде всего, в таинствах, называемых так не из-за их якобы «секретности», а из-за их принципиальной необъяснимости рациональным человеческим разумом. Важные свойства таинств – их действительность и действенность.
Их действенность связана с
наличием апостольского преемства.
Внешнее выражение таинств
Христианство восприняло «формы» языческой религии, поскольку «весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием... Крещение водой, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные религиозные акты церковь не выдумала... все они уже имелись в религиозном обиходе человечества».
В православии основными
1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение» (сознательное принятие веры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей).
Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы.
В отличие от других таинств, оно
может совершаться в
2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.
3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии - так называемая «глухая исповедь».
4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу.
Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии - путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.
Согласно Священному писанию, первую евхаристию совершил сам Христос во время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов
. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.
5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение.
Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божия).
Епископат обладает всей полнотой тайнодеиствия,
включая рукоположение
Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.
6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь, в отличие от католической, признает возможность де сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).
7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.
Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII века. Представляет собой движение правой руки в порядке «лоб - середина груди - оба плеча», что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия Христа.
Крестное знамение признается и совершается православными и католиками, но не признается и не совершается протестантами. Крестное знамение в православии совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в порядке «справа налево» (у старообрядцев - двумя пальцами в том же порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой ладони в порядке «слева направо». Больные и увечные мoгут совершать крестное знамение любой здоровой рукой.
Помимо основных таинств в православной церкви принят ряд менее значимых тайнодействий, сообщающих благодать Святого Духа, например освящение храма, икон, богослужебных предметов, воды, хлебов, плодов, жилища.
Православие не отвергает действенность таинств, совершаемых в католической церкви как сохранившей апостольское преемство иерархии. Католические клирики при изъявлении ими желания перейти в православие принимаются в существующем сане.
Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности
Историческое исследование
Выдающийся историк Русского Зарубежья Сергей Германович Пушкарев прожил без малого век. Он родился 8 августа 1888 года в слободе Казацкая Старооскомского уезда Курской губернии, а умер 22 января 1984 года в Америке, в Нью-Джерси. Между этими двумя точками на карте Земли, с которыми судьба связала потомственного дворянина, были и многие другие.
Окончив в 1907 году с золотой медалью
классическую гимназию в Курске, Сергей
Германович поступил на историко-филологический
факультете Харьковского университета.
Но, принимая участие в деятельности РСДРП,
в 1910 году по просьбе своего кузена Н. Попова
(в советское время секретаря ЦК компартии
Украины) он взялся доставить прокламации
в Киев. Последовал арест и исключение
из университета. Обучение пришлось продолжать
за границей на философских факультетах
Гейдельбергского и Лейпцигского университетов.
Вернувшись в начале первой мировой войны
чрез Швецию на родину, С. Пушкарев добивается
восстановления в Харьковском университете.
В июне же 1917 года поступает в Виленское
военное училище. Но и здесь ему не пришлось
долго осваивать азы военного искусства:
после расформирования училища в декабре
1917 года он возвращается в свое имение,
подготавливается к выпускным экзаменам
в университете и в 1918 году успешно сдает
их. Его оставляют в университете для подготовки
к профессорскому званию но: в июне 1919
года он вступает в занявшую Харьков армию
Деникина. В бою с махновцами С. Пушкарев
был тяжело ранен, а после длительного
лечения оказался сначала в управлении
начальника авиации у Врангеля, затем
- на бронепоезде "Офицер".
С командой бронепоезда в ноябре 1920 года Сергей Германович оказывается в Турции. Далее были Чехословакия, Западная Германия и США.
В Праге ему была предоставлена стипендия для научной работы, и в 1924 году он с успехом выдерживает магистерские экзамены, получает звание приват-доцента и публикует свою первую в эмиграции крупную работу - "Очерк истории крестьянского самоуправления в России", обзор законодательства по этому вопросу, начиная с эпохи феодальной раздробленности до реформ местного суда 1912 года. В этой работе, по отзывам такого авторитетного ученого, как А. Кизеветтер, "автору удалось отметить все наиболее существенное и соединить краткость изложения с точностью сообщаемых сведений и ясностью общего рисунка".
В 1925 году Сергей Германович становится членом Русского исторического общества в Праге и занимается преподавательской деятельностью - в Русском народном университете, в Русской детской школе, на Русском юридическом факультете. В 1929 году он избирается членом Славянского института при Чешской Академии наук, а в 1937 году он становится профессором кафедры русской истории в Братиславе.
В годы войны С.Г. Пушкарев остается в оккупированной немцами Праге, а в 1945 году перебирается в Западную Германию. Во время этого переезда погибают рукописи и большой архив ученого - дневники периода революции и гражданской войны, выписки из архивных материалов, собранные документы. В Баварии он сначала преподает в русских школах лагерей "для перемещенных лиц", а в 1946 году избирается доцентом кафедры истории Мюнхенского университета.
В конце 1949 года с помощью Г. Вернадского
Сергей Германович перебирается в США
и с осени 1950 года преподает сначала
в Йельском университете, а позже
в Фордэмском университете Нью-Йорка
и в Русском институте
Здесь трудно перечислить все многочисленные печатные труды Сергея Германовича (около 170), изданные в зарубежных русских изданиях, основные темы которых, - Московская Русь, эпоха Петра Великого, взаимоотношения России и США, внутренняя политика России XIX - начала XX вв.
Спустя год после смерти Сергея Германовича увидели свет подготовленные его сыном Борисом сборники "Самоуправление и свобода в России" (Франкфурт-на-Майне) и "Роль Православной Церкви в истории России" (Нью-Йорк). В предисловии к последней протоиерей Иоанн Мейендорф отмечал основную мысль автора, который считал, что при различных "исторических обстоятельствах Святая Церковь оставалась Церковью, т.е. открывала людям их истинное и единственное назначение - быть гражданами не только земного Отечества, но и Царства Божия, и тем самым обладать подлинной радостью и внутренней неотъемлемой свободой".
Предлагаемая вниманию читателей работа С.Г. Пушкарева "Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности" увидела свет в книгопечатне преподобного Иова Почаевского в 1938 году .
22. Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы подчеркнуть отличие западного (римского, латинского, вселенского) христианства от христианства восточного (православного, ортодоксального), то после Тридентского собора (1545-1563) название «Римско-католическая церковь» должно было указывать на отличие римского христианства от реформированного в XVI веке христианства, то есть от протестантизма.
Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Как и в православии, в католической ветхозаветной части Библии на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50, а не 39 книг). Однако в то время как православные включают эти 11 книг в качестве неканонических - душеполезных, но не «богодухновенных», католики приравнивают эти книги к остальным каноническим частям Ветхого завета и признают их «богодухновенными». Католическое Священное предание представляет собой решения церковных соборов (двадцати одного), послания пап, установления епископских синодов и т.д.
Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских церковных соборах: веру в единого Бога - творца Неба и Земли, существующего в трех равносущных ликах (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога - Духа Святого), в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву, воскресение, вознесение на небеса и последующее пришествие для суда над людьми, в спасительную силу Церкви Христовой и приобщение к ней через крещение. Наряду с этим по решению Толедского собора (589 г.) в католический символ веры добавлена формула «филиокве» («и от Сына»), что означает исхождение Святого Духа одновременно и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (тогда как в православии утверждается исхождение Святого Духа только от Бога-Отца через Бога-Сына). Указанная особенность в трактовке «функций» Троицы в православии отражала единоначалие императорской власти, а в католицизме, помимо своей направленности против распространенной на Западе ереси Ария (256 -336), утверждавшего, что Сын Божий не только не равен Отцу, но является его творением, должна была поднять авторитет главы католической церкви.