Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".
В действительности введение в церковный календарь рождества Иоанна Крестителя преследовало цель вытеснить древний праздник летнего солнцеворота, широко отмечавшийся в ту пору. А праздник усекновения главы Иоанна Крестителя, или, как его называли в народе, Ивана Постного, так как в этот день был установлен однодневный пост, знаменовал собой начало осени, окончание сельскохозяйственных работ. Отсюда и бытовое содержание празднеств, которое для верующих играло едва ли не большую роль, чем их религиозный смысл.
Широко почитается в православии и праздник апостолов Петра и Павла, выпадающий на 12 июля (29 июня). Издавна его популярности способствовало то, что он был связан с важными вехами сельскохозяйственного календаря. На Руси он совпадал с началом сенокоса. К тому же Петр у разных народов считался покровителем рыбаков, пчеловодов, святым, охраняющим домашний скот от хищников. Именно это, а не то, что, по новозаветной версии, Петр и Павел были учениками Христа, создало празднику авторитет среди верующих. Этим объясняется, что он по сей день отмечается значительной частью последователей православия.
А вот относящийся к великим праздник обрезания господня 14 (1) января особой популярностью никогда не пользовался. Он был установлен церковью в ознаменование того дня, когда родители младенца Иисуса совершили над ним традиционный для иудеев обряд обрезания. Обряд этот не был воспринят христианами. А потому и праздник остался чуждым им. Если и отмечался он широко, то только потому, что совпадал с гражданским новым годом, который всегда праздновался в народе очень весело.
Престольные праздники
Эти праздники занимают большое место в быту верующих. Престольными праздниками, или просто престолами, называются праздники, установленные в честь того или иного святого, богородицы, чудотворной иконы, различных событий "священной" истории, в ознаменование которых построен данный храм. Нередко в храмах возводят особые пристройки - приделы, в которых имеется свой алтарь. Эти приделы имеют свой престольный праздник. Случается, что в одной и той же церкви верующие ежегодно отмечают несколько престольных праздников. Как и другие праздники христианской религии, престольные праздники вырастают на почве языческих празднеств в честь многочисленных богов. Они возникают в период формирования культа святых.
В честь святых и икон воздвигались храмы, им посвящались праздники. Как правило, престольные праздники связаны с многодневным пьяным разгулом.
Зачастую бывает, что праздники эти выпадают на самую горячую пору сельскохозяйственных работ, когда, по меткому народному выражению, "день год кормит". И многие верующие бросают работу и по нескольку дней кряду гуляют, чествуя "божьих угодников". Десятки драгоценных дней проходят в пьяном разгуле, принося государству огромные убытки. Все это хорошо известно служителям культа. Однако они продолжают поддерживать вредную традицию, которая помогает в осуществлении их целей, а кроме того, является одним из значительных источников церковных доходов.
Посты
Посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник воздвижения креста господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста - великий, петров, успенский и рождественский.
Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около семи недель, вплоть до праздника пасхи. Он разделяется на две части: святую четыредесятницу и страстную седьми-цу. Первая из них якобы установлена в память тех важнейших "событий", о которых идет речь в ветхозаветных и новозаветных книгах. Это и 40-летнее блуждание израильского народа по пустыне, и 40-дневный пост Моисея перед получением заповедей от бога на горе Синае, и 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне. Вторая часть великого поста, которая непосредственно предшествует пасхе, установлена церковью в память о страданиях Христа, именуемых верующими "страстями господними".
Петров пост начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день праздника святых Петра и Павла. Успенский пост выпадает на период с 1 по 15 августа. Рождественский пост длится 40 дней - с 15 ноября по 25 декабря по старому стилю.
Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли из седой древности. Они возникли прежде всего в силу тех условий, в которых протекала жизнь наших далеких предков. Первобытные люди, жизнь которых во многом зависела от воли случая, нередко влачили полуголодное существование. Естественно, что в первую очередь следовало обеспечить пищей тех, кто добывал продукты питания, охотников, уходивших на поиски диких животных. А оставшиеся дома женщины и дети должны были довольствоваться остатками пищи. В те суровые годы и возник обычай откладывать лучший кусок для тех, кто добывал еду.
Впоследствии ограничения в пище принимали форму узаконенных запретов. Эти ограничения находили место во время инициации - принятия подростков в полноправные члены племени. Вместе с жестокими физическими испытаниями, которым подвергались юноши, посвящаемые обязаны были выдерживать многодневный пост. Пищевые запреты в древних культах постепенно теряли первоначальное значение, получая религиозную окраску.
Заимствовав посты из древних культов, христианство придало им новое содержание. Они, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных богу.
В настоящее время, модернизируя свое вероучение, церковь, говоря о постах, акцентирует внимание не на воздержании от пищи, а на "духовном воздержании". В конце концов для нее в первую очередь представляет интерес именно тот психологический настрой верующих, который связан с идеей воздержания. В дни постов усиливаются проповеди о слабости и ничтожестве человека, о необходимости упования во всех своих делах на бога. Подавление человеком естественных стремлений и желаний, "добровольные испытания" рассматриваются как доказательство пренебрежения к "мирским интересам" во имя интересов духовных. Посты оказываются, таким образом, весьма эффективным средством религиозного влияния на людей.
20 Вероучение православия и сравнение с католицизмом. Их отличия и сходство Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа, Верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых. Они не признают католического чистилища, отвергают католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.
В протестантизме упразднены
многие таинства (за исключением
крещения и причастия), отсутствует
целибат. Отвергнута молитва за умерших,
поклонение святым и праздники в честь
святых, почитание мощей и икон. Молитвенные
дома освобождены от алтарей, икон, статуй,
колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.
В разных протестантских направлениях
понятия обряда и таинства могут иметь
различное содержание. В случае, если признаются
таинства, то их два:
1.крещение
2.причащение.
В других случаях за этими действиями
признаётся только символический смысл.
В любом случае они требуют сознательного
отношения, поэтому может существовать
обычай совершать крещение более или менее
зрелом возрасте, а до причастия проходить
специальную подготовку (конфирмацию).
Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом
случае считается просто обрядом. Кроме
того, протестанты не видят особого смысла
в молитвах за умерших, молитвах святым
и многочисленных праздниках в их честь.
В то же время уважение к святым бывает
почтительным — как к примерам праведной
жизни и хорошим учителям. Поклонение
мощам, как правило, не практикуется, как
несоответствующее Писанию. Отношение
к почитанию образов неоднозначно: от
отторжения как идолопоклонства, до учения,
что честь, воздаваемая образу, восходит
к первообразу.
Христиане-протестанты верят,
что Библия является единственным источником
христианского вероучения, её изучение
и применение в собственной жизни считается
важной задачей каждого верующего. Протестанты
прилагают усилия, чтобы Библия была доступна
людям на их национальных языках.
Протестантизм разделяет общехристианские
представления о бытии Бога, его триединстве,
о бессмертии души, аде и рае, отвергая,
однако, католическое представление о
чистилище.
Протестантизм выдвинул три новых принципа:
спасение личной верой
священство всех верующих
исключительный авторитет
Протестантизм
В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине
Догмат о чистилище (место
- промежуточное между раем и
адом) есть только в католическом
вероучении. Души грешников, на которых
не лежат уж слишком большие смертные
грехи, горят там, в очищающем огне (возможно,
что это символический образ мук совести
и раскаяния), а потом получают доступ
в рай. Срок пребывания души в чистилище
может быть сокращен добрыми делами (молитвами,
пожертвованиями в пользу церкви), которые
совершают в память об умершем его родные
и близкие на земле.
Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом
веке. Протестантские церкви учение о
чистилище отвергают.
Наиболее фундаментальным недостатком
протестантской доктрины католики считают
отрицание той роли Священного Предания,
которое оно имеет в католицизме. По их
мнению, благодаря Священному Преданию
Святыми Отцами и был отобран (из множества
сомнительных апокрифических книг) список
(канон) богодухновенных книг Нового Завета.
Иными словами, протестанты используют
набор канонов, но отрицают предания, по
которым они были приняты. Сами же протестанты
отрицают роль Священного Предания в формировании
канона, считая, что канон был сформирован
под руководством Духа Святого.
Многие католики считают, что протестанты
отвергают Священное Предание полностью.
Однако это характерно не для всех протестантов.
В реальности скрупулёзно следуют исключительно
Священному писанию только меннониты, мессианские
иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов,
признающие определённую роль Священного
Предания в христианстве, при этом, в отличие
от католиков, на первое место ставят Священное
Писание, а не Священное Предание в качестве
толкователя Священного Писания. Предания
же противоречащие Писанию (у разных деноминаций
понимание этих противоречий различно)
в расчёт не принимаются.
Главное отличие
"Религия - не то, что религиозные мнения. Религия - одна, как солнце одно для всего земного шара; религиозные же мнения многочисленны, подобно лучам солнца".
21. Православное вероучение и культ
Священные книги Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
- Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;
- Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения.
Ветхий завет состоит из 50 книг, Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.
Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. В состав Священного предания входят:
- решения первых семи Вселенских соборов;
- решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми;
- так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия.
Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.
В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко.
В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III - II веков до н.э. (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»), одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию. Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий.