Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни в конце ХХ века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже ХХ–ХХI веков наблюдается некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Исследования религиозности молодежи…………………………….........5
1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………...…...9
1.3 Основные проблемы……………………………………………………....11
1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………...13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Проблема, предмет, задачи исследования….............................................17
2.2 План исследования.......................................................................................18
2.3 Классификация вопросов............................................................................20
2.4 Анкета............................................................................................................22
2.5 Результаты исследования............................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..…...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………................31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

9.1 Да

9.2 Нет

9.3 Затрудняюсь ответить

 

10. Читаете ли вы религиозную  литературу?

10.1 Да 

10.2 Нет

 

11. Есть ли у Вас дома предметы  религиозного культа?

11.1Да 
11.2 Нет

 

12. Отмечаете ли Вы религиозные праздники? 
12.1  Да, все без исключения

12.2 Да, некоторые 
12.3  Изредка

12.3  Не отмечаю

 

13. Следуете ли вы догматике, соответствующей Вашей религии?

13.1 Да 
13.2 Нет 
13.3 Не всегда

13.5 Я агностик (атеист)

 

14. Каково ваше отношение к  РПЦ (Русская Православная Церковь)?

14.1 Позитивное

14.2 Нейтральное

14.3 Негативное

 

15. Каково Ваше отношение к представителям других конфессий?

15.1 Позитивное

15.2 Нейтральное

15.3 Негативное

15.4 Я агностик(атеист), ко всем  конфессиям нейтральное

15.5 Я агностик(атеист), ко всем  конфессиям негативное

 

16. Хотели бы вы сменить принадлежность  к определенной религии?

16.1  Да 
16.2  Нет 
16.3  Затрудняюсь ответить 

17. Если да, на какую и по  какой причине? ____________________________

 

 

 

 

Результаты

 

Среди опрошенных респондентов 11 человек (55%) являются православными (П), 3 человека (15%) - атеисты (А) и 6 человек (30%) - мусульмане (М).

 

Соотношение П+(А/М) по составу респондентов полностью аналогично соотношению славяне/иные национальности. Интересен тот факт, что среди славян лишь 11 человек (78%) считают себя верующими, в то время как у представителей иных национальностей этот показатель равен 100%. Все три  респондента-атеиста — славяне мужского пола и все трое имеют законченное высшее образование.

 

Если сравнивать православных и мусульман по частоте посещения богослужебного здания, то можно увидеть, что у представителей ислама этот показатель выше. Из шестерых респондентов четверо (67%) посещают мечеть несколько раз в месяц, оставшиеся двое (33%) — приблизительно раз в месяц, в то время как из 11 православных респондентов лишь двое (18%) посещают церковь несколько раз в месяц, шестеро (55%) - приблизительно раз в месяц и трое (27%) - реже одного раза в месяц (все трое — мужского пола)

Можно сделать вывод, что среди современной молодежи мусульмане более ответственно подходят к посещению богослужебных зданий.

 

Все 17 верующих респондентов (85% от общей совокупности) полагают, что у человека есть душа. Все атеисты (15%) имеют полностью противоположную точку зрения.

 

Все шестеро респондентов-мусульман указали, что читают религиозную литературу. Среди православных этот показатель совершенно иной — 7 (64%) респондентов (трое юношей и четыре девушки) не уделяют время чтению религиозной литературы. Можно заметить, что  все православные респонденты, читающие религиозную литературу — девушки. Также можно отметить, что среди респондентов-атеистов двое(66%)  читают религиозную литературу.

 

Каждый верующий респондент, независимо от конфессии, указал, что имеет дома предметы религиозного культа. Неверующие респонденты на этот вопрос ответили отрицательно.

 

Религиозные праздники среди православных респондентов отмечают 8 (72%) человек (3 юноши и 5 девушек), среди респондентов-мусульман — 6 человек (100%).

 

Среди респондентов-мусульман следуют догматике своей конфессии 5 человек (83%). Среди православных респондентов показатели снова гораздо ниже — догматике следуют лишь 5 человек (45%) из  11.

 

По отношению к Русской Православной Церкви среди респондентов-мусульман  мнения разделились — 4 респондента относятся к РПЦ нейтрально, 2 респондента — негативно.  Среди православных этот показатель не намного лучше — 2(18%) респондента относятся к церкви позитивно, 6(55%) — нейтрально, 3(27%) — негативно. Все респонденты-атеисты относятся к РПЦ негативно.

 

По отношению к другим конфессиям православные и мусульмане схожи в ответах. Среди обоих конфессий прослеживается негатив к остальным. Четверо представителей православия относятся к остальным религиям негативно (37% от совокупности православных респондентов, трое мужчин и одна женщина), двое (18%) - нейтрально, оставшиеся православные респонденты относятся к иным религиям нейтрально. Еще интересней статистика среди мусульман — пятеро (83%(!)) респондентов относятся к другим религиям негативно, один респондент (17%) - нейтрально.

 

Что интересно, те православные респонденты, которые на предыдущий вопрос ответили «Позитивное» (10% от общей совокупности), хотят сменить свою религию в пользу мусульманства, причиной указывая свою симпатию к догматике этой конфессии. Остальные респонденты относятся к этому негативно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Я с уверенностью могу  сказать, что моё исследование  успешно справилось с основными  своими задачами, подтвердило мои  основные гипотезы.

  Можно увидеть, что если сравнивать  православных и мусульман, то  процент верующих больше среди  мусульман, среди респондентов данной конфессии вообще не было атеистов.

  Также можно заметить, что  для православных респондентов (в  особенности мужского пола) снижается  роль обрядов, важность посещения  церкви, большинство из респондентов  вообще к Русской Православной Церкви относятся негативно. В то время как респонденты-мусульмане чтут догматику ислама и посещают мечети. Можно сделать несложный вывод — для мусульман  их конфессия имеет гораздо большее значение, чем христианство для православных. Хорошо это или плохо — вопрос субъективный.

  Среди православной молодежи  наблюдается четкая тенденция  снижения интереса к религии, и эта проблема должна решаться  на государственном уровне, государство  здесь задает вектор направления. Насколько можно судить по  нынешней политике – вектор в религиозных вопросах не совсем удачный. Вместо синергии и баланса между светским и религиозным государством, тенденция ведет к явному навязыванию изучения теологии, вовлечению в религию на обязательной основе. Это в сумме с весьма противоречивой политикой РПЦ дает сплошь и рядом негативный эффект.

    Единственная сильная отдушина – достаточный уровень образования современной молодежи. Не будем говорить о правильности отречения от религии и проч., скажем лишь о том,  что именно «думающая» молодежь – залог здорового общества, не важно, теократического или светского. Но в совокупности с грамотной государственной политикой это даст гораздо больший результат. При ответственном подходе властей к религиозному образованию, без навязывания самой религии, без ущемления прав людей, не придерживающихся догматики, можно с почти полной уверенностью говорить о высокой вероятности духовного возрождения современного российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995

2. Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”, 1996г. С. 6 - 15.

3. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь  и религия // Социс, 1995г. №11 С. 91-99

4. Мчедлов М.П. О религиозности  российской молодежи // Социс, 1998г. №6 С. 107-111

5. Социология молодежи. Учебник. Под  редакцией Лисовского В.Т. Спб  Издательство С.-Петербургского  Университета 1996. С.382 

 

См.: Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996г. С. 6 - 15.

См.: Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995г №11 С. 91-99 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С. 107-111

Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996г. С.381

См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995г С.163-175

Цитируется по: Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996г. С.382

 

 

 

 


Информация о работе Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области