Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни в конце ХХ века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже ХХ–ХХI веков наблюдается некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Исследования религиозности молодежи…………………………….........5
1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………...…...9
1.3 Основные проблемы……………………………………………………....11
1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………...13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Проблема, предмет, задачи исследования….............................................17
2.2 План исследования.......................................................................................18
2.3 Классификация вопросов............................................................................20
2.4 Анкета............................................................................................................22
2.5 Результаты исследования............................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..…...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………................31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии»

ФГБОУ ВПО «МГУДТ»

 

 

Кафедра Социологии и

 Социальной антропологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

"Социологические проблемы  изучения общественного мнения"

на тему: «Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области»

 

 

Выполнил:

студент группы СД-101

Сычев А.Д.

Проверил:  преподаватель

Маргосьян С.С.

 

           Москва, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Исследования религиозности молодежи…………………………….........5

1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………...…...9

1.3 Основные проблемы……………………………………………………....11

1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………...13

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Проблема, предмет, задачи исследования….............................................17

2.2 План исследования.......................................................................................18

2.3 Классификация вопросов............................................................................20

2.4 Анкета............................................................................................................22

2.5 Результаты исследования............................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..…...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уже давно известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск суеверных верований, традиций, оккультизма, мистики. В нашей стране в настоящее время наблюдается духовный упадок. Проблема возрождения нравственности и усвоения духовности подрастающим поколением обсуждается на государственном уровне, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовных ценностей, так уж сложилось, довольно прочно связан с религиозными ценностями, в частности, с ценностями Православия.

 На фоне ослабления регулятивного  влияния религии на различные стороны социальной жизни в конце ХХ века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже ХХ–ХХI веков наблюдается некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества.

Почему мы рассматриваем молодежь? Именно современная молодежь будет носителем культуры, в том числе и религиозной в ближайшее время. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

 

1.1 Исследования религиозности молодежи

 

Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания. Оно включает веру, мировоззренческие представления и знания, а также религиозный опыт и поведение молодежи в индивидуальной, групповой и массовой форме.

Специальные комплексные соц. Исследования религиозности молодежи начались недавно. Предмет этих исследований - верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, которые влияют на степень религиозности юношей и девушек. Объект таких исследований, как правило, молодые люди, учащиеся в учебных заведениях.

В конце 1990-х гг. Российским институтом социальных и национальных проблем были проведены следующие исследования: одно - в ноябре 1997г., еще два - в октябре 1998г. и апреле 1999г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, людей, которые колеблются между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся ко всем конфессиям, неверующих -14,6 %. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих. 
Ретроспектива экономического кризиса 1998г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Был сделан вывод, что кризис августа 1998г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические - воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

Религиозное мировоззрение большинства молодых людей достаточно рыхлое и размытое. Между верой и неверием «застряли» 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; верующих в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих какой-либо конкретной конфессии.

Уважение к национально-конфессиональным традициям вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились так:

*За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов

*Значительно больше - 24,0% считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей.

*Около половины (49,2%) полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе.

Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

В 2000-х гг. ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих - особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

Религиозная “стратификация” молодежи оказывается очень важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь мировоззренческая функция является одной из важнейших функций религии. Изучение религиозности молодежи весьма нужно в наши дни, именно молодежь представляет “голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

 

Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) людей, колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Место и роль религии в сознании молодежи

 

Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин").

Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. Одновременно мы можем видеть, что отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным, высоконравственным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те, кто себя считают неверующими, несмотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество. 

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «величие». Ведь для молодежи венчание – красивый и символичный обряд, и благодаря этому оно становится все более популярным. Также, венчание якобы «делает брак крепче». Впрочем, как показывает статистика и реалии, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас стала частью некой новой культуры. Причем весьма часто многие вещи просто заимствуются из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. При этом имена святых становятся «символами без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу. Религия стала инструментом маркетологов., и сделали ее такой мы сами.

Общество нуждается в новом подходе к воспитанию молодого поколения. Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные проблемы

 

В связи с обозначенными выше процессами для современной России актуальны вопросы диалога конфессий, форм сочетания в жизни людей светской и культовой практик, взаимоотношения и взаимодействие светских и религиозных общностей в решении наиболее важных и острых социальных проблем. В России в результате многовекового преобладания православия и почти семидесятилетнего господства атеистической идеологии плохо сформированы традиции терпимого и уважительного отношения к инакомыслию, нет оптимальных форм сотрудничества верующих и неверующих, представителей различных религиозных конфессий. И государство, и религиозные объединения, и общественные организации сталкиваются сегодня с двумя группами проблем:

1) допустимое влияние конфессиональных  общностей на социальные процессы;

2) преодоление противостояния этих общностей как гражданским общностям, так и друг другу.

Но если  значительная часть социальных и нравственных проблем характерна для жизни и будущего молодежи, важнейшим условием их решения религиозные объединения предлагают активную работу среди молодежи, формы которой разнообразны. Безусловно, подобная работа весьма значима, поскольку она преследует очень благородные цели: уберечь молодое поколение от влияния негативных социальных условий и факторов, привлечь его к участию в решении многих важных и злободневных вопросов, в том числе – и проблем самой молодежи. Религиозные общности играют важную роль в реализации государственной молодежной политики, достижении таких целей в работе с молодежью, как противодействие распространению в молодежной среде наркомании, токсикомании и иных зависимостей, преступности и противосоциальных явлений, формирование у поколения высоконравственных идеалов. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное образование и воспитание – это одна из  основных областей, где религиозные организации и государство сотрудничают на основании того, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее – не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться.

Информация о работе Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области