Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни в конце ХХ века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже ХХ–ХХI веков наблюдается некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Исследования религиозности молодежи…………………………….........5
1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………...…...9
1.3 Основные проблемы……………………………………………………....11
1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………...13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Проблема, предмет, задачи исследования….............................................17
2.2 План исследования.......................................................................................18
2.3 Классификация вопросов............................................................................20
2.4 Анкета............................................................................................................22
2.5 Результаты исследования............................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..…...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………................31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Но есть и обратная сторона - нарушение «границ допустимого влияния» на светскую жизнь в целом и молодежи в частности со стороны религиозных объединений. Опасность заключается в том, что «борьба за молодежь» между объединениями, основанными на разных мировоззренческих позициях, может привести к еще одному расколу нашего общества, и так пока далекого от интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Религиозный и светский подход в образовании

 

Важная составляющая отношений религиозных общностей с молодежью -взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Их основные аспекты:

*Обеспечение гос-вом светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

*Государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями;

*Предоставление возможности обучаться учащимся и студентам религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы,

*Государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями.

К исследованию и осуществлению религиозного образования существует два подхода: конфессиональный и светский. Первый акцентирует свое внимание на значимости религиозного образования для общества, обосновании необходимости введения его в качестве обязательного. Светский подход к религиозному образованию предполагает его исследование как одного из видов образования вообще. Анализ специфики современного религиозного образования, тенденций его развития, значимости не только для религиозной, но и для светской жизни, характеристику нормативно-правовых основ деятельности учреждений религиозного образования, изучение форм и методов государственного регулирования религиозного образования, сотрудничества религиозных общностей и светских учебных заведений. Реалии сегодняшнего дня поставили на повестку дня вопрос об изучении религиозного образования социологической наукой, позволяющей выявить его значимость для образования и воспитания молодежи, формирования личности, влияние на функционирование и воспроизводство религиозных общностей, на различные стороны социальной действительности, а также определить допустимые границы этого влияния.

   Расширение сферы религиозного  образования порождает  ряд серьезных  социальных проблем. Одна из важнейших среди них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и определение «допустимых границ» влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, который осуществляется в светских учебных заведениях. Важным аспектом данной проблемы является определение места религии в государственной системе образования. В последнее время наблюдаются нарушения конституционного принципа светской государственной системы образования, например:

1. Внедрение в средние профессиональные  и общеобразовательные учебные  заведения иностранных миссионерских организаций, религиозная направленность которых прикрыта популяризацией новейших технологий обучения и этических концепций. Различные фонды и объединения арендуют помещения в вузах, предлагают ректорам разнообразные программы, конечной целью которых является распространение той или иной конфессии.

2. Начало подготовки в государственных  вузах по специальности «Теология». Однако в предложенном государственном  стандарте по этой специальности  просматривается несомненная тенденция к утверждению доминанты РПЦ.

3. Имеющее место в отдельных  регионах России введение обязательного  преподавания в средней школе  основ православной культуры.

Таким образом, православию не только отводится доминантная роль в формировании духовной культуры, но и придается вполне реальный приоритет по сравнению с другими вероисповеданиями. Мы рискуем опять столкнуться с утопической идеей спасительного единомыслия, с внедрением очередной единственно верной идеологии, что будет означать отказ от наметившегося перехода к гражданскому обществу, правовому государству.

Расширение влияния на подрастающее поколение российских граждан посредством проникновения в светские учебные заведения является одним из концептуальных принципов развития религиозного образования в рамках любой конфессии. Однако наибольшими возможностями для такого проникновения обладает сегодня прежде всего РПЦ. В «Основах социальной концепции РПЦ» содержится идея о том, что с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Деятели РПЦ подчеркивают полезность и необходимость проведения уроков христианского вероучения в светских школах при желании детей и их родителей, а также в вузах. Аналогичные подходы мы встретим и у представителей других конфессий.

Здесь скрыта серьезнейшая проблема, ибо лидеры каждой конфессии хотели бы видеть систему образования построенной на соответствующих религиозных ценностях. Так, иерархи РПЦ рассматривают передачу духовного православного опыта как основу школы будущего. Как же тогда быть с иными церквами, которые также заявляют о своей особой роли в образовательном процессе? Как быть с правом неверующих и атеистов на свободу мировоззренческого выбора? Подобные претензии могут привести к борьбе мировоззрений, конфессий, лишению личности свободы духовного самоопределения.

Попытки реализовать подобные устремления – это последовательное отстаивание корпоративных интересов конкретной конфессии, противоречащее высказываниям религиозных иерархов о готовности строить отношения со светской школой исходя из признания человеческой свободы, недопустимости навязывания учащимся антирелигиозных идей. Недопустимо навязывание любых идей: атеистических, православных, исламских и др. А именно этого вряд ли удастся избежать при «внедрении» религиозного образования в светские учебные заведения.

Но одновременно необходимо учитывать, что религия как инструмент может  и играет для молодого поколения позитивную роль, а именно – выполнить свою регулятивную и мировоззренческую функцию. Вторая часть моей работы, выраженная в небольшом исследовании, проведенном среди московской молодежи, покажет, что это необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Проблема исследования заключается в противоречии  знания о том, что молодежь России имеет общие представления о религии в целом и незнания степени следования молодежью своей религии, своей догматике.

 

Объект исследования - молодежь в возрасте 18-30 лет.

Предмет исследования - особенности отношения объекта к своей конфессии.

Цель исследования - выявление отношения молодежи к религии в целом и к своей конфессии в частности.

Задача — доказать, что в России количество православных верующих в процентном соотношении меньше чем количество верующих мусульман (среди молодежи)

Задача — доказать, что даже среди верующих православных снижается роль религиозных обрядов.

Задача —  доказать, что большой процент молодежи не склоняется ни к одной конфессии, предпочитая религиозным верованиям агностицизм или атеизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотезы:

 

Предполагается, что среди равного количества опрошенных мусульман и православных, количество людей, трепетно относящихся к религиозным обрядам своей конфессии будет больше среди последователей ислама.

Предполагается, что для людей, исповедующих ислам, церковь играет более значимую роль, чем для православных той же возрастной категории

Предполагается, что потребность молодежи в религии в целом, а в частности - в посещении церкви, чтении религиозной литературы, общении со священнослужителями, снижается.

  Предполагается, что Русская Православная Церковь теряет свой авторитет даже среди православной молодежи

 

 

Основные понятия

 

Программа исследования — это изложение общей концепции (теоретико-методологических предпосылок) работы в соответствии с ее целями и основными гипотезами, а также логическая последовательность операций и процедур.

Объект исследования – социальный процесс или область социальной действительности, представляющей интерес для исследования.

Предмет исследования – это то аспект объекта исследования, который нуждается изучении.

 

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 - 30 лет.

Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.  Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими определенной конфессии - исповедание определенной религии.

План исследования

разработка программы исследования;

разработка инструментария;

расчет выборочной совокупности;

сбор социологической информации;

обработка полученной информации;

анализ полученных данных;

 

Выборка: неслучайная квотная с  несвязанными параметрами

Объем и единица отбора: 20 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет (11 девушек и 9 юношей, среди них :

14 респондентов имеют неполное  высшее образование, 6 респондентов  имеют высшее образование;

Славяне -14 человек (из них 8 девушек и 6 юношей)

Иных национальностей — 6 человек ( из них 3 девушки и 3 юноши)

 

 

Классификация вопросов

Название вопроса

Пример

      I

По содержанию:

 
 

О личности

1,2,3,4,6,7

 

О фактах

5,8,9,10,11,12,13,15

 

О поведении

14,16,17

II

По форме:

 
 

а) закрытые альтернативные

1,2,3,5,6,8,9,10,11,12,13

 

б) закрытые          неальтернативные

 
 

открытые

4,17

 

полузакрытые

7

 

прямые

14,15,16

 

косвенные

 

    III

По функции:

 
 

основные

8,10,11,12,13,14,15,16,17

 

неосновные

 
 

2.а)вопросы-фильтры    

1,2,3,4,5,6,7

 

2.б) контрольные вопросы

9

 

2.в)вопрос-ловушка 

 

 

 

Классификация шкал

Название шкалы

Пример

I

Номинальные шкалы

 
 

1)полностью неупорядоченная

 
 

2)частично упорядоченная

15

 

3)полностью упорядоченная

 

II

Метрические шкалы

 
 

1)равных интервалов

 
 

2)пропорциональных оценок

2

III

Номинальная не альтернативная шкала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА

1. Ваш пол:

1.1 Мужской

1.2 Женский

 

2. Ваш возраст:

2.1 18-21 лет 

2.2 22-26 лет

2.3 27-30 лет

 

 

3.  Ваше образование:

3.1 Неполное высшее

3.2 Высшее

3.3 Среднее

3.4 Среднее специальное

 

4. Ваша национальность:  _________________________________

 

5. Считаете ли Вы себя верующим  человеком?

5.1 Да

5.2 Нет

5.3 Затрудняюсь ответить

 

6. Вы крещеный(ая)?

6.1 Да

6.2 Нет

6.3 Моя религия не предусматривает  данный ритуал

 

7. Ваше вероисповедание:

7.1 Православие

7.2 Ислам

7.3 Католицизм

7.4 Протестантизм

7.5 Буддизм

7.6 Иудаизм

7.7 Другое: ________________________________________________

7.8 Я агностик

7.9 Я атеист

 

8. Как часто вы посещаете богослужебное  здание (церковь, мечеть, дом молитвы  и т.д.)?

8.1 Несколько раз в неделю 
8.2 Несколько раз в месяц

8.3 Приблизительно раз в месяц

8.4 Реже одного раза в месяц

8.3 Не помню, когда последний  раз посещал(а)

8.6 Вообще не посещаю

 

9. Верите ли вы в то, что  у человека есть душа?

Информация о работе Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области