Релігії Стародавнього Вавилону

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, реферат

Краткое описание

Религия (благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного.
Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Образование стародавнего Вавилона………………………….…………. 4
3. Вавилоно-ассирийская культура………………………………………….. 5
4. Религия Стародавнего Вавилона………………………………………….. 7
4.1. Загробная жизнь……………………………………………………. 8
4.2. Похороны…………………………………………………………… 9
5. Мифы о мироздании……………………………………………………….. 9
6. Почитание богов………………………..…………………………………. 11
7. Колдовство и гадание……………………………………………………... 11
8. Храмовая архитектура…………………………………………………….. 12
9. Заключение………………………………………………………………… 13
10. Список использованной литературы……………………………………... 15

Файлы: 1 файл

Реферат_по-религиоведению.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     В существовании идола критическим моментом было его изготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощения пищи. Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывали занавесями от людей (и жрецов тоже).  

  1. Колдовство  и гадание.
 

Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения"). Ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и прокалывали их, ломали или жгли.

     Наряду  с добрыми богами, которых можно  разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты - колдовство. Злые богини - Лилит ("Ночная") и Лабарту. Если человек оскорбил богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

     По  различным предметам предсказывали  будущее. Например, по полету птиц, по колебанию  пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных (например, две головы). Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы - счастье, черные - неудачу. 

    1. Храмовая  архитектура.
 

      В эпоху возвышения Вавилона усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величестве, геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы ("Белый храм" в Уруке) сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости, стены которых иногда украшались геометричным мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных "гвоздей". Стены членились прямоугольными выступами и нишами ("Овальный храм" в Хафадже). К раннединастическому храмовому зодчеству Вавилона восходит тип многоступенчатой башни с "жилищем бога" наверху. Башня состояла из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы башни соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Вавилона, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний двор.

      Мелкая  пластика Вавилона (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения фигуры бога и царя на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас. Замечательны золотые предметы из "царских" гробниц - шлем, диадема и кинжал с ножнами, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Вавилона свойственны условность и орнаментальность форм.

      В условиях жреческого режима в художественных мастерских создавались главным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения Вавилона (18 в. до н. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитвенной позе перед богом; росписи дворца с культовыми сценами и изображениями богов.

      Дворцы царей, включённые в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные ворота-порталы дополнялись башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания.

      В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы отличались торжественной статикой, подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре величеств, пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства. В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных.

   Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения. В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями существ, сцен войны и охоты, придворного быта.

   В оформлении дворцов применялись также орнаментальные фризы из полихромного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы из бронз.

   После падения Ассирии (конец 7 в. до н. э. ) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7-6 вв. до н. э., так называемый нововавилонский период). Великолепен ансамбль Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровой башней

Этеменанки.  

    1. Заключение.
 

     Религия Стародавнего Вавилона играла большую  роль. В верованиях племенного населения преобладали культы богов и богинь - покровителей отдельных общин. В междуречье Тигра и Евфрата возникло несколько государственных образований: Шумер, Вавилон и Ассирия. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества. Мир в их воображении был заселен духами и могущественными божествами, добрыми и злыми, которые руководили всеми явлениями природы. Каждый человек, род и община имели своих покровителей, своих духов, бога или богиню, которые их охраняли. Каждый бог выступал как олицетворение определенного явления, присущий природе, обществу или человеческой психике.

     Жречество - служители культа, почитались посредниками в общении людей с воображаемым миром богов и духов. Возникновение жречества было связано с развитием религии. В рабовладельческих государствах Стародавнего Вавилона религия и жречество помогали удерживать в покорности население. В соответствии со жреческим учением, люди должны были служить богам и кормить их своими пожертвованиями.

     В рабовладельческом и феодальном обществах жречество обычно составляло часть господствующего класса, владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью.

     В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего  как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В религии рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. Характерной особенностью религии Стародавнего Вавилона было обоготворение монарха и его власти. Образ могущественного земного владыки стал прототипом для формирования единого, всемогущего, вездесущего бога. Вместо великого множества божеств был объявлен бог-покровитель, главный верховодный бог - Мардук, котрому поклонялись в Месопотамии свыше тысячи лет.

     Религия как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Религия выступает, таким образом, как духовная опора "превратного мира", построенного на неравенстве и гнёте. Понятие бога, сверхъестественного может иметь различный смысл именно потому, что суждение о боге есть всегда суждение о мире. Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, которое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, примирением с существующим порядком вещей и протестом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Список использованной литературы.
 
 
  1. В.И.Авдиев История Древнего Востока, 2 изд., - М. , 1953
 
 
  1. С.Н.Крамер История начинается в Шумере, пер. с англ., - М., 1965
 
  1. М.Э.Матье Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М., 1958
 
  1. И.К.Афанасьева, И.М.Дьяконов, В.Г.Луконин Искусство Древнего Востока, - М., 1968
 
  1. А.А.Радуги Введение в религиоведение. - М., 1996
 
  1. Ю.В.Тихонравов Религии мира. - М., 1996

Информация о работе Релігії Стародавнього Вавилону