Релігії Стародавнього Вавилону

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, реферат

Краткое описание

Религия (благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного.
Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Образование стародавнего Вавилона………………………….…………. 4
3. Вавилоно-ассирийская культура………………………………………….. 5
4. Религия Стародавнего Вавилона………………………………………….. 7
4.1. Загробная жизнь……………………………………………………. 8
4.2. Похороны…………………………………………………………… 9
5. Мифы о мироздании……………………………………………………….. 9
6. Почитание богов………………………..…………………………………. 11
7. Колдовство и гадание……………………………………………………... 11
8. Храмовая архитектура…………………………………………………….. 12
9. Заключение………………………………………………………………… 13
10. Список использованной литературы……………………………………... 15

Файлы: 1 файл

Реферат_по-религиоведению.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Міністерство  освіти і науки  України

      Міністерство  промислової політики України

      Державний інститут підготовки та

      перепідготовки  кадрів промисловості 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

з дисципліни ”Релігієзнавство” 
 

Тема: “Релігії Стародавнього Вавилону” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виконала:

студентка гр. УА-09      Н.В.Павленко 

Перевірив:        О.А.Кузнєцов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      м. Дніпропетровськ 2010 

      Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………………. 3

  2. Образование стародавнего Вавилона………………………….…………. 4

  3. Вавилоно-ассирийская культура………………………………………….. 5

  4. Религия Стародавнего Вавилона………………………………………….. 7

      4.1. Загробная жизнь……………………………………………………. 8

      4.2. Похороны…………………………………………………………… 9

  5. Мифы о мироздании……………………………………………………….. 9

  6. Почитание богов………………………..…………………………………. 11

  7. Колдовство и гадание……………………………………………………... 11

  8. Храмовая архитектура…………………………………………………….. 12

  9. Заключение………………………………………………………………… 13

10. Список использованной литературы……………………………………... 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.
 

     Религия (благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

     Всякая  религия является не чем иным, как  фантастическим отражением в головах  людей тех внешних сил, которые  господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

     Согласно  современным научным данным, религия  возникла в эпоху каменного века 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники искусства тех времен запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных верований свидетельствуют также погребения - обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о "мире мёртвых" и "душе", которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

     В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её "таинственными" силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой религии - тайные союзы, культ вождей и др.

     В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувствительные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа - "духов"; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу "душу", создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли религии классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире "духов".

     С развитием земледелия всё более  важную роль стали играть "духи" растительного мира, культ умирающих  и воскресающих богов, ритуалы, связанные  с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т. п.). С развитием  патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие культы, были закреплены мифы (фантастические представления о мире), - сначала в устных повествованиях, затем появились письменные памятники религии - священные книги.

     С разделением общества на классы и  зарождением государственности 

выделилась особая социальная прослойка профессионалов-жрецов и служителей культа. Жрецы считали себя посредниками в общении людей с воображаемым миром богов и духов. У первобытных племён и некоторых народов не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию "знающих" приёмы воздействия на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, заклинатели, гадатели, шаманы). С разложением первобытной общины выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе право в связях с духами и богами.

     Жрецы обычно и по происхождению и по положению были близки к вождям, которые и сами зачастую выполняли жреческие функции (священные вожди, "цари-жрецы"). В классовых рабовладельческих и феодальных обществах жречество обычно составляло часть господствующего класса. В Древнем Египте, Вавилоне храмовое жречество владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями всех имевшихся научных знаний и составляли самый верхний слой населения.

     С появлением жречества развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением жречества религия всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс.  

  1. Образование стародавнего Вавилона.
 

      Месопотамия один из крупнейших культурных очагов Древнего Востока. Территория стародавней Месопотамии находилась в междуречьи Тигра и Евфрата, образовалась первоначально на базе искусств и ирригации. Ирригация (орошение, поливка) - подвод воды на земли, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы. Для ирригации использовались воды рек Тигра и Евфрата. На территории Месопотамии в 4-3-м тысячелетии до н. э. формировались раннеклассовые государства. В конце 3-го тысячелетия до н. э. здесь существовали древние государства Аккад, Ур и другие; в начале 2-го тысячелетия до н. э. в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония (территория современного Ирака), получившее название от главного города Вавилона.

     Раскопки 1899-1917, свидетельства греческих авторов и другие источники выявили облик древнего Вавилона (в 6 в. до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (пл. около 10 км2), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом с рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусной башней (так называемой Вавилонской башней), ярусы которой были окрашены в разные цвета. На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн.

      Часто по традиции и в последующие времена территория Вавилона носила наименование "Шумер и Аккад". До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24-22 вв.), позднее - царям III династии Ура (конец 22-21 вв.).

      Позже утвердилась местная династия, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья. Древневавилонськое царство достигло своего расцвета, превратившись в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр, при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), границы которого тянулись от Персидского залива к Сирии.

      Расположение  Вавилона было очень удобным и  для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части  долины, там, где Тигр сближается с  Евфратом. Здесь вела начало ирригационная система - основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути.

      Расцвет Вавилона приходится на правление царя Хаммурапи, который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, красивым стратегом, законодателем и организатором.

      Экономическое развитие Вавилона достигло значительного  уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ. Допускалась купля-продажа земли.  

  1. Вавилоно-ассирийская  культура.
 

      Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литтературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой. Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тысячелетия до н. э. В металлургии в середине 3-го тысячелетия были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа.

      Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное войско, панцирь из медных блях, конное войско, меч, укреплённые военные лагеря, осадные орудия, строятся каменные и наплавные мосты. В 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - алмазное сверло. Появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо и "бесконечная" верёвка с кожаными вёдрами.

      Важнейшим фактором развития науки была хозяйственная практика, которая требовала прежде всего выработки системы мер, а также создания приёмов определения площади полей, объёма зернохранилищ и искусственных водоёмов, расчётов рабочих норм при копке каналов, в строительстве и ремесле; на этой основе к концу 3-го тысячелетия до н. э. создалась шумеро-вавилонская математика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятиричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических). Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали "теорему Пифагора" и располагали методами нахождения всевозможных "пифагоровых" чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.

      Из  записей астрономических и метеорологических  наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тысячелетии до н. э. ) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались "биббу", "козлами". Каждая планета получила своё специальное. название (кроме Меркурия, названного "биббу", то есть планета): Венера - "Дильбат", Юпитер - "Мулубаббар" ("звезда-солнце"), Марс - "Залбатану" и Сатурн - "Кайману". Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвящённые изучению движения Венеры.

Информация о работе Релігії Стародавнього Вавилону