Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, реферат
Религия (благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного.
Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Образование стародавнего Вавилона………………………….…………. 4
3. Вавилоно-ассирийская культура………………………………………….. 5
4. Религия Стародавнего Вавилона………………………………………….. 7
4.1. Загробная жизнь……………………………………………………. 8
4.2. Похороны…………………………………………………………… 9
5. Мифы о мироздании……………………………………………………….. 9
6. Почитание богов………………………..…………………………………. 11
7. Колдовство и гадание……………………………………………………... 11
8. Храмовая архитектура…………………………………………………….. 12
9. Заключение………………………………………………………………… 13
10. Список использованной литературы……………………………………... 15
Сравнительно
высокое развитие астрономии было связано
с потребностями лунного календаря. Первоначально
каждое государство имело самостоятельный
календарь, но после возвышения Вавилона
общим для всей страны стал календарь,
принятый в Вавилоне. Год состоял из 12
лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней. Из-за
того, что солнечный год длиннее лунного
на 11 дней, время от времени, для устранения
этого несоответствия, вводился дополнительный
месяц. Уже до середины 2-го тысячелетия
до н. э. были описаны созвездия, велись
записи восходов светил.
Начиная с середины 1-го тысячелетия до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие Сороса - промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.
Больших успехов достигли вавилоняне в области химии. От 2-го тысячелетия до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.
Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др.
В художественной культуре древнего Вавилона важное место занимают искусства племён и народов 4-1-го тысячелетия до н. э. В Вавилоне получают первоначальное развитие множественные формы архитектуры, скульптуры, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность общественного развития и подчинение искусства религии обусловливают устойчивость художественных структур и стилевых принципов.
В период конца 4-го - начала 3-го тысячелетия до н. э. получила развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова со строгими обобщёнными чертами).
Древнейшие
художественные памятники Вавилона
(вылепленные от руки культовые сосуды
из глины с раскрашенным геометрическим
узором и изображениями птиц, зверей и
людей; статуэтки из глины) восходят к
5-4-му тысячелетию до н. э.
Религия Стародавнего Вавилона складывалась из отдельных местных культов. В ходе общественного развития она претерпела существенные изменения. В верованиях племенных групп (3-е тысячелетие до н. э.) преобладали культы богов и богинь - покровителей отдельных общин; независимо от специфических черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также богами растительности и ирригационного земледелия. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а их образы создавали скульпторы.
Ряд
божеств: бог солнца - Уту, бог луны - Зуэн,
бог неба - Ан, бог земли - Энлиль, бог воды
- Эа, бог грома - Адад, бог вавилонян - Мардук,
богиня плодородия - Инанна, богиня любви
и звезды Венеры - Иннин, покровитель мудрости
и культурных изобретений - Энки, богиня
врачевания
- Гула, повелители подземного мира, властитель царства мертвых и бог чумы - Нергал и его супруга Эрешкигаль. Небесные тела - тоже боги. Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также скотоводства.
В конце 3-го тысячелетия до н. э. в связи с укреплением единого деспотичного государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной субстанцией.
Стародавний Вавилон по устройству и политическому режиму был деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи стоял царь Хаммурапи, которому подчинялся весь бюрократический аппарат. Он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. В 18 в. до н. э. вместо великого множества божеств был объявлен бог-покровитель, главный верховодный бог - Мардук, который якобы вручил царю Хаммурапи абсолютную власть над всеми "черноголовыми". Хаммурапи, призванный на царство богами считался мудрым вождем, солнцем Вавилона, драконом среди царей. Власть деспота была абсолютной, неограниченной, считалась божественной. Введенная концепция единобожности оказалась весьма живучей. Не случайно Мардуку поклонялись в Месопотамии свыше тысячи лет после смерти царя Хаммурапи.
В 1-м тысячелетии до н. э. развиваются астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами. Сохранялись представления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при котором царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.
Во 2-1-м тысячелетии получает развитие понятие греха и покаяния, которые воспринимались главным образом в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление прегрешения).
Профессиональное жречество создаётся в Двуречье очень рано - ещё в 4-м тысячелетии. Жрецом был и правитель (царь). Для культовых целей с
4-го
тысячелетия до н. э. из общинных начали
выделять специальные обширные храмовые
хозяйства, затем они вошли как составные
части в царские хозяйства.
Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города, где правит богиня Эрешкигаль (или бог Нергал). Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов.
Вера
в загробную жизнь не получила
в Вавилоне сильного распространения.
В вавилонской литературе мы неоднократно
встречаемся с мифами, легендами и даже
эпосом, в которых основной идеей является
идея поисков бессмертия, вечной жизни.
Подобно другим древним народам, вавилоны шумно выражали свою скорбь.
Как только человек умирал, члены его семьи начинали:
- раздирать на себе одежду;
- царапать лицо и грудь;
- посыпать голову пеплом;
- покрывать голову прахом.
Покойников
не мумифицировали, их обмывали, обливали
пахучими маслами, попроще одевали и хоронили.
Умершего снабжали всем: пищей, одеждой,
украшениями, утварью. Могилы строились
из кирпича. Это были обширные подземные
камеры.
В 1-й половине 3-го тысячелетия до н. э. в литературе народов Двуречья писались подражательные поэмы, гимны и молитвы. Именно к этому периоду восходит часть эпических песен, дошедших до нас в записях
19-18 вв. до н. э.
Цикл песен о героях содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, о богине Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю.
В воображении стародавнего населения мир был заселен духами, добрыми и злыми, и могущественными божествами, которые руководили всеми явлениями природы. Каждый человек, род и община имели своих покровителей, своих духов, бога или богиню, которые их охраняли. Но жизни их угрожали злые демоны: инкуб - Лилу и суккуб - Лилит, и загадочная дива - Ардат Лили и разные демоны болезни и смерти. Судьба человека была записана богами в "таблице судеб"; а в час смерти за нею приходило особое божество - Намтар (похититель) и человек был обречен на жалкое существование в вечной тьме подземного города, где властвовал бог Нергал и богиня Ерешкигаль вместе с советом богов земли - Ануннакив. Человек мог утешаться лишь надеждой на более снисходительный приговор суда Ануннакив.
На
небе также существовало свое государство
с советом богов - Игигив. Главнейший из
них - Энлиль, бог земли и воздуха. Не менее
важные: бог небосклона - Нука и мудрый,
благосклонный к людям бог - Эа, божество
подземных вод и мирового Океана. К великим
богам належат также всезнающий бог солнца
- Уту, охранник справедливости, который
вместе с своей подругой Аю открывает
людям будущее в гаданиях; капризная богиня
Иннин - богиня планеты Венеры, богиня
любовной жажды и распрей, богиня
земного плодородия; громовержец Адду, что накличет грозовые тучи и дождь; воинствующий сын Еллиля Нинурта. В каждой общине уважали своего местного покровителя - бога или богиню.
Мифы писали придворные поэты, писцы и цари (например, царь Хаммурапи). Дошедшие до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов Вавилона, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод "Плотиной небес", на которой покоится несколько твёрдых небосводов - небо Солнца, Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли - мрачный город мёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) мужским божеством (Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тысячелетие до н. э.), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляет чудовище - богиня моря Тиамат, вторых - бог Мардук. Убив Тиамат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в подземные и небесные воды.
Видное место занимает миф о потопе и спасшемся на корабле от потопа единственном человеке - мудром Зиусудре. Конкретные черты этому мифу дали сравнительно частые в Двуречье разрушительные наводнения. По мифу о богине Иннин, она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мёртвых, а затем вырвалась на землю, оставив богине мёртвых своего возлюбленного Думузи как выкуп за себя.
Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле.
В мифах об Этане и Адапе отразилась идея поисков бессмертия.
Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни"). Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше и меньше. Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететь выше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается, так как конец таблички был отбит, но, по-видимому, он упал и разбился насмерть. Таким образом, вечной жизни он не добился.
Адапа,
сын бога Эа и смертной женщины
ловил рыбу в персидском заливе,
налетел Южный ветер и
Ану встретил Адапу словами: "Нет пощады!", но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев на милость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему "воду жизни" и "еду жизни", но тот отказался.
До
нас дошли в основном записи официальных
версий мифов, подчинённые идее о
бессилии человека перед богами.
Изображения богов были подлинной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах. Со II тысячелетия в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениями божественных страстей и подвигов. Для "установления личности" бога - важны были не столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.
Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Ритуал "омовения рта". Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре "божьего суда". В храм посылались лучшие сельскохозяйственные продукты.
Богов в храме кормили два раза в день (утром и вечером). Два блюда, "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаи вавилонского двора. Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю (возможно, что и жрецам). Еда для жрецов шла отдельно. В трапезе своих почитателей божество Месопотамии участия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним с ним столом не сидели.