Православие и Йога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

То, что предшествует и что следует за упражнениями йоги – и о чем многие люди даже не подозревают, – тесно связано с системами «медитации», философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, главным образом, с учением о реинкарнации.
Ведь и коленопреклонения («метанойя» нашей монашеской традиции) не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами и выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к духовным целям; точно так же и более сложные упражнения йоги связаны с индуистскими верованиями и являются духовным, религиозным опытом.

Файлы: 1 файл

йога и православие.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

- благодать  и духовная радость, нисхождение  "несозданного света", обретение  безмолвия ума;  

- высшая  ясность, трезвость ("трезвение  ума"), постижение сути всех  вещей и созерцание своей собственной  духовной сущности.  

Наиболее  разработана традиция исихазма была в XIV веке Григорием Паламой.  

Григорий  Палама (1296-1359) получил в молодости  светское образование, в 1315 г. принял монашество на горе Афон, где был некоторое время игуменом монастыря Эсфигмен, а затем стал отшельником. По учению Паламы, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной славы (Фаворский свет) – обожиться.  

А идеологический противник Григория Паламы, монах Варлаам Калабриец, ставший впоследствии католиком, виденный Паламой Свет считал обычным самовнушением, а сам исихазм определял как ряд полумагических дикарских приемов. Варлаам утверждал, что видеть Божественный свет нельзя, потому что нельзя. Спор богословов разрешился в 1351 на Влахернском поместном соборе: критика Варлаама была осуждена, паламизм был объявлен официальной доктриной византийской православной церкви, а в 1368 году Григорий Палама причислен к лику святых.  

Палама придал исихазму действительно философское обрамление, разработав учение о принципиальном различии сущности Бога, которая непроявлена и недоступна постижению, и самоизлучающихся энергий Бога, которые пронизывают весь мир, нисходя к человеку. Это несотворенное излучение Бога и есть тот нетварный Фаворский свет. При этом Палама ссылается на слова Дионисия Ареопагита о "неприступном свете" и Боге, как "сверхсветлой тьме", снова и снова утверждая принципиальную недоступность и трансцендентность этого света, входящего в сердце подвижника, "помыслы" (мысли) которого угасли, а душа пуста и прозрачна.  

Тема преображения, достигаемого с помощью света  и нисхождения благодати, является центральной в аскетическом учении Григория Паламы. Он считал, что такое  просветление духа, будучи достигнутым, должно затронуть и тело. Дух животворит плоть, преображая ее, ибо "тело - храм, в котором пребывает телесно вся полнота Бога". Путь к такому преображению - "безмолвная" или "духовная" молитва, о которой Исаак Сирин писал, что на первой стадии молитва состоит из слов, а на второй стадии она уже не имеет ни слов, ни формы. Это действительно безмолвная, сама собой происходящая или "самодвижущаяся" молитва, дающая подвижнику глубинный покой, тишину и причастность к нетварному свету божественных энергий.  

Преемницей Византии стала Русь. Идеи исихазма начали проникать сюда давно, с самого принятия христианства. Например, Антоний - основатель Печерского монастыря в Киеве - совершил паломничество на гору Афон, и прожил некоторое время в монастыре Эсфигмен (где позже настоятелем был Григорий Палама), обучаясь у афонских отшельников.  

Последователем  исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим  Саровский, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, Игнатий Брянчанинов  мыслили и чувствовали во многом так же, как и Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его. 

Я не преследую  цель доказать, что в православии  используются элементы йоги. Это было бы не разумно, равно как и сравнивать несравнимое – йогу и религию. Это два совершенно разных пути. Но, мне кажется, что они проходят параллельно и ведут к одной цели. Поэтому и методы самосовершенствования, духовные практики, способы созерцания, избавления от Эго или гордыни сходны. Разве это не свидетельствует об их эффективности? 

Отношения с Богом, на мой взгляд, очень интимное дело. Только вы имеете право решать, какой путь вам подходит больше. Хочу сказать только одно: я не причисляю себя к верующим, потому что не верю, а ЗНАЮ, что Бог есть. И я не считаю себя приверженцем какой-то одной церкви, потому что мне не нравятся посредники между мной и Богом, которые бесконечно борются за власть, за сферы влияния, за финансы, наконец.   

Если высшая цель религии, в данном случае православной,  привнесение в душу частицы света Божьего, раскаяние в грехах и пестование безграничной любви к Богу в сердце, то я православная. Потому что люблю Бога всем сердцем и вижу присутствие Его во всем, что есть на земле, и стремлюсь дарить всем существам – живым и неживым – радость и свет Господней любви.  Разве это не йога в том высшем понимании этого слова, которое означает ЕДИНСТВО?

Задумайтесь над тем, почему истинно верующие люди (православные) так спокойно относятся к состоянию своего организма? 
А происходит это по причине того, что над ними довлеет уверенность в тленности тела и в вечности души. 
Те недуги, с которыми им периодически приходится сталкиваться, они воспринимают, как связь, общение с Господом, принимают их в качестве наставлений по поводу изменении своего образа жизни, но никоим образом не связывают происходящее с необходимостью укрепления телесной оболочки.

Что же касается восточных верований, то в них, напротив, физическая форма, состояние не только души, но и тела, являются подтверждением верности того или иного человека той религии (философии), которой он следует. 
И в этом случае для него не являются пустым звуком слова о поддержании своей физической крепости, о совершенствовании тела, именно для этого он совершает необходимые ритуалы, в которых не последнее место занимают и вопросы питания, и физических занятий.

Если же говорить непосредственно об йоге, то занятия ею, и спорить с этим бессмысленно, позволяют не только поддерживать в достойном состоянии свои физические формы, но и достичь гармонии с окружающим миром, прочувствовать единение с ним. 
Православию же чужда философия йоги, как, впрочем, и других восточных учений, потому как, следуя им, человек достигает такой гармонии через телесные ощущения.

Если же посмотреть на йогу с чисто физиологической  точки зрения, то она действительно  приносит организму несравненную пользу, делая тело более гибким, укрепляя мышечную систему, стимулируя организм посредством организации правильного дыхания и выполнения различных упражнений.

В чем сходство православной веры и философии йоги? 
Например, в том и другом случае позиции совпадают по взглядам на вопросы питания, так как в обоих из них речь идет об отказе от жирных продуктов, и о том, что в рационе человека упор должен делаться на употребление растительной пищи, что способствует укреплению иммунной системы и поддержанию нормальной работы ЖКТ (желудочно-кишечного тракта).

Церковь не дает никакой замены йоге. Она и не должна делать этого, т.к. храм Божий - это не спортзал, где занимаются физическими упражнениями. Понятие духовности в йоге совершенно иное, чем в Православии. Поэтому и духовную замену для духовных практик йоги Церковь тоже не дает, и не обязана этого делать. Я вполне согласен с о. Даниилом, что Церковь предупреждает об опасности, связанной с духовными практиками йоги, т.к. это бесообщение, которое никак нельзя сравнивать с богообщением, существующим в Православной Церкви. Если вам так нравятся физические упражнения, то займитесь аэробикой, акробатикой, фитнесом. По слову апостола Павла, все нам можно, но не все полезно. Выбор за Вами.

«Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.  
 
«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.  
 
«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение». 
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.
 

мокша

Я слышал, что  профессор Бутейко верит в  Бога. Одна из его учениц, по специальности врач, говорила, что он даже советует во время упражнения по волевому удерживанию дыхания” произносить Иисусову молитву, ссылаясь на то, что такие указания содержатся у некоторых из отцов. Но это не так. Для упражнений по Бутейко надо максимально расслабиться, между тем как Святые Отцы учат, что во время Иисусовой молитвы нужно определенное напряжение, идущее к сердцу; не только бодрствование души, но и бодрствование тела. Расслабление вводит человека в дремотное состояние, и молитва из внутренней беседы с Богом здесь превращается в отсчет дыхания.

Опасно экспериментировать не только с богословием, но и с  мистикой, поэтому мы должны принимать  учение о Иисусовой молитве так, как заповедовали нам творить  ее аскеты Православной Церкви, на основе благодатного опыта, ставшего частью церковного Предания.

Йога - это просто санскритский термин, означающий практику, направленную на духовное возвышение. Практики могут быть разные. 
Когда вы живете по законам совести, а не по законам волчьей стаи - вы практикуете карма-йогу, йогу действия.  
Когда вы ходите в православную церковь и произносите православные молитвы - вы немножко практикуете бхакти йогу.  
Жизнь в отрешении от мира и желаний (отшельничество) - это санкхья йога. 
А хатха-йога - это, на самом деле как мне кажется просто техники очищения нашего тела, а за ним и ума, с целью улучшения характера. Для того чтобы дальше мы могли практиковать хотя бы карма-йогу, т.е. встать на путь морального прогресса. Потому что все мы большие грешники:(.. С какой веры ни посмотри...

Немножко теории и истории: 
 
Йога является частью Ведического знания - древнейшего знания на земле, записанного на санскрите несколько тысяч лет назад, а до этого передававшегося устно по цепи ученической преемственности. Русь до крещения тоже была ведической, как и весь мир изначально. Ведическое знание и православие не противоречат друг другу, просто потому что православие это урезанное и кое-где перевранное ведическое знание. Например, в Ведах описывает история об Адаме и Еве, только гораздо подробнее. Потоп там тоже описан. С другой стороны в библии, вообще-то, сказано, что мяса есть нельзя:), так же как и в Ведах. Просто об этих заповедях предпочли забыть со временем... В общем, схожего, на самом деле, очень много в этих учениях, а различий, наверное, кот наплакал. А самое главное - заповеди общие. Разница лишь в том, что Ведическое знание дает исчерпывающий и логичный ответ на любой вопрос, который только у человека может возникнуть, а православные священники на многие вопросы вразумительного ответа дать не могут. 
 
Также в ведах сказано, что хотя бог один, но разные религии это нормально - это просто разные традиции взаимоотношений с богом, которые даны людям согласно характерам разных народов. Человеку лучше придерживаться той церкви, которая традиционна для его народа.В Ведах в главе предсказаний были перечислены все пророки, которые придут в мир. Среди них были и Иисус, и Будда, и пророк Магомед и все остальные. 
Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа

Информация о работе Православие и Йога