Последствия и значение Исламской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение как для Ирана, так и для всего мира. Она ознаменовала новый этап в развитии истории Ирана и его народа. В стране рухнул многовекой монархический режим неограниченной власти шаха – в стране сложилась исламская республика во главе с духовным лидером - аятоллой Хомейни. За годы, прошедшие после революции, Иран достиг больших успехов во всех сферах общественной жизни. И по сей день Иран является сильным теократическим государством, где власть осуществляется в соответствии с мусульманскими традициями.
Установление прочной исламской власти в богатом Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Причины Исламской революции……………………………………..10
Глава II. Ход и основные события революции.
2.1.Начало революции…………………………………………………………22
2.2. Второй этап революции…………………………………………………..24
2.3.Завершающий этап Исламской революции..............................................34
Глава III.Последствия и значение Исламской революции……………………40
Заключение ……………………………………………………………………....44
Список использованной литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

    Таким образом, все проведенные мероприятия  не в силах были решить многие  проблемы иранского общества. Не  улучшилось положение крестьян, феодальная эксплуатация которых  заменяется капиталистической, также  не решена проблема обеспечения  населения продовольствием. Ход  и итоги развития сельского  хозяйства и промышленности еще  раз подтвердили невозможность  добиться эффективного роста  производства и более или менее  нормального функционирования всего  экономического организма страны  в условиях социальной отсталости  и при односторонней ориентации  Ирана на западные державы. Растущий «кризис верхов» отражал складывающуюся в стране революционную ситуацию.

        В начале 1977 года шах стал на путь постепенной «либерализации», допускающей ограниченную свободу слова и полутерпимую внеправительственную оппозицию17. В своих речах он говорил о необходимости положить конец пыткам, обеспечить освобождение политических заключенных, провести правовую реформу, улучшить систему судопроизводства и т.п. С апреля 1977 года впервые за много лет некоторые политические судебные процессы стали проводиться публично. Выдвигавшиеся «сверху» лозунги ставили акцент на «участие» в политическом руководстве и на «социальную справедливость». 18 С целью подрыва оппозиции в качестве одной из мер программы «либерализации» были созданы многочисленные следственные и другие комиссии, в которые можно было предъявлять жалобы.

      После этих  мер писатели, преподаватели университетов, юристы начали открыто выражать  свое мнение, подписывая письма  и петиции с требованиями свободы  слова, снятия цензуры, соблюдения  законов, прекращения репрессий. Несколько  таких открытых писем было  направлено шаху. В последние  месяцы 1977 года возникли различные  союзы, ассоциации и комитеты  интеллигенции, среди которых выделялись  Союзы писателей Ирана, Ассоциация  иранских юристов, Иранский  комитет  в защиту прав и свобод человека. Проведенные ими собрания и  пресс-конференции собрали тысячи  человек. 

      Именно  в эти дни фактически открыто  вступил на политическую арену  Национальный фронт, чьи прежние  демократические лозунги выразили  насущные практические потребности, хотя сама организация не пользовалась  популярностью. В ней существовали  различные течения: от левых, требовавших  ликвидации монархии, до умеренных, выступавших за ее сохранение  в конституционной форме. Лидер  организации Карим Санджаби неоднократно  высказывался о необходимости  «строго придерживаться конституционных  методов»19, призывал к «эволюции, а не к революции». В целом же Национальный фронт представлял главным образом интересы служилой части «средних городских слоев».

       Усилились  волнения  и среди студентов. С  октября 1977 года почти не прекращались  демонстрации и даже забастовки  студенчества крупных университетов  и большинства высших учебных  заведений страны. В ответ на  это власти  закрыли многие  вузы.

      Весьма  активную деятельность развернула  религиозная оппозиция. Высланный  еще в 1964 году из Ирана и  живший в эмиграции в Ираке  аятолла Хомейни не переставал  с тех пор выступать против  шахской тирании и засилья  американского империализма. В своих  выступлениях он руководствовался  идеей создания в Иране «исламской  республики», обеспечивающей более  или менее равномерное распределение  богатств и ликвидацию экономической зависимости страны. В качестве первоочередной задачи ставилась ликвидация последствий наиболее вопиющих злоупотреблений режима, в частности освобождение политзаключенных, увольнение со службы сторонников шахского режима, ликвидация САВАК, сокращение громадного военного бюджета , направление доходов от нефти на нужды экономического развития. Первостепенное внимание предполагалось уделить возрождению сельского хозяйства и улучшению положения крестьян, переоценке внешней торговли путем аннулирования не соответствующих интересам народа контрактов и соглашений с империалистическими державами, развитию промышленности на самостоятельной основе.

     Большинство  находившихся в Иране оппозиционных  религиозных лидеров в целом  придерживались более умеренных  позиций в вопросах внутренней  политики. Многие из них считали  неприемлемой саму идею республиканской  формы правления. В своих выступлениях  они ограничивались требованиями  конституционной монархии путем  восстановления положений конституции 1906 года и усиления роли религии  в политической жизни в рамках  положения этой конституции о  контроле духовенства над тем, чтобы законы страны соответствовали  принципам ислама. Вместе с тем  в обстановке растущей популярности  Хомейни среди широких масс  населения умеренные круги религиозной  политической оппозиции, опасаясь  лишиться народного доверия, не  рисковали открыто высказывать  свое недовольство ни радикальными  аспектами его позиции, ни проявляемой  им склонностью к автократизму.

      Активность  религиозной оппозиции, развернувшей  энергичную политико-организационную  деятельность в мечетях, и то  влияние, которым она пользовалась  в народе, постепенно выдвинули  ее на руководящую роль в  нараставшей антишахской и антиимпериалистической  борьбе. Если выступления либерально  настроенной интеллигенции происходили  в целом в легальных формах  и захватывали в основном образованную  городскую прослойку, то духовенство готовило к прямой конфронтации с государственной властью широкие массы населения.

     Развернувшееся  в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение, значительно обогнав и перекрыв начатый «сверху» процесс «либерализации», ознаменовало переход революционной ситуации к революции. Искрой, вызвавшей взрыв, за которым последовало открытое выступление на арену политической борьбы широчайших масс населения, послужила опубликованная 7 января 1978 года официальной газетой «Эттеалаат» статья о Хомейни,  которую шиитское духовенство сочло вредной и клеветнической. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой учавствовали почти 4 тысячи студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек. Эти события вызвали волну революционных подъемов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Ход и основные события революции.

2.1.Начало революции.

      События  в Куме явились фактически  началом народной революции в  Иране. После расстрела состоявшейся  там демонстрации через каждые  сорок дней (в соответствии с  мусульманским обычаем отмечать  конец траура) поднимались одни  города за другими. В борьбу  включились все новые и новые  слои населения. Партия «Растахиз»  на каждую вспышку народного  недовольства пыталась отвечать  митингами, но это не могло  остановить рост движения, тем  более что начался массовый  уход их партии рядовых членов. В знак протеста против расстрела  демонстрантов повсюду закрывались  лавки, магазины, а подчас и полностью  все базары. К осени 1978 года движение  охватило более 20 городов.

      Характерной  чертой народной революции на  этом этапе, которую отмечают  многие исследователи, было постепенное  вовлечение в него рабочих, выступления  которых происходили пока еще  в общем русле организуемых  духовенством религиозных шествий  и манифестаций. Но имели место  и случаи самостоятельных действий. Так, в марте 1978 года забастовавшие  рабочие одной из водонапорных  станций, снабжающих Тегеран водой, заняли помещения станции20.

      Правящие  круги шли на отдельные незначительные  уступки в надежде сохранить  контроль над положением. В январе 1978 года приказом шаха члены  его семьи были обязаны перевести  свою недвижимую собственность  с в стране в Фонд Пехлеви. Эта мера, которой предшествовал  принятый еще в сентябре 1977 года  шахский декрет, запрещающий им  вести коммерческие дела с  правительством и контролировать  благотворительные организации, была  принята в ответ на повсеместную  критику семейства Пехлеви за  коррупцию и другие незаконные  способы обогащения.В июне 1978 г. известный своей жестокостью начальник САВАК(Национальная организация сведений и безопасности) генерал Неметалла Насери был заменен «либеральным» генералом Насером Мокаддамом.

      К августу 1978 г. шах был вынужден отказаться  от кампании против духовенства, в ходе которой он обвинял его в мракобесии, обскурантизме и сговоре с «подрывными марксистскими элементами», и удовлетворить некоторые второстепенные требования религиозных деятелей. Некоторые министры и ряд высших чиновников были заменены людьми, более приемлемыми духовенству. В связи с введением (хоть и ограниченной) свободы печати даже такие газеты, как «Эттелаат» и полуофициозный рупор политики «либерализации» «Кейхан», помещали на первых страницах огромные фотографии Хомейни. Тогда, же правительство приняло постановление о закрытии игорных домов и других увеселительных заведений, переводе иранского календаря на мусульманское летосчисление, а также заявило о готовности уважать законы ислама. Однако духовенство отказывалось довольствоваться этими изменениями и продолжало требовать восстановления конституции 1906 г. и создания такой системы правления, при которой будут царить «социальная справедливость» и политические свободы.

        Кульминационным  пунктом первого этапа народной  революции в Иране явились  массовые демонстрации в начале сентября 1978 г. одновременно почти во всех крупных городах страны, охватившие сотни тысяч, а в Тегеране около 1 млн. человек. В ходе этих демонстраций впервые наблюдались отдельные случаи братания народа с солдатами-призывниками. 6 сентября правительство объявило о решении пресекать со всей строгостью все не разрешенные властями сборища на улицах. Тем не менее на следующий день народные массы, воодушевленные атмосферой революционного подъема, вновь вышли на улицы, не придав значения предостережениям умеренной оппозиции о возможности активного вмешательства армии в события. 8 сентября, уступая давлению военных — сторонников «жесткого курса», правительство объявило военное положение в 12 городах. Спустя несколько часов в Тегеране произошли новые демонстрации, в ходе которых их участники проявили поразительное самопожертвование и готовность принять мученический венец, завещанный шиитскими святыми. Войска потопили демонстрации в крови. Этот день был назван в народе «черной пятницей».Несмотря на военное положение и массовые расправы властей, результатом которых были тысячи жертв, народное движение практически не затихало ни на один день.

 

 

 

 

 

 

1 Демченко П.А. Крушение абсолютизма. // Коммунист, 1979 г., № 3, с.75-86.

2 Там же.  С.75-86.

3 Там же.

4  Алиев С.М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. // Народы Азии и Африки, 1979 г., № 3 , с. 45-58.

5 Там  же. С. 45-58.

6  Алиев С.М. Иранская революция 1978-1978 гг. и рабочий класс.//Рабочий класс и современный мир, 1980 г. №  5, С.102-112.

7 Алиев С.М. Иранская революция 1978-1978 гг. и рабочий класс.//Рабочий класс и современный мир, 1980 г. № 5, С.102-112.

 

8 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.: Наука,1981г., С.3.

9  Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981г., С.261-262

10 Проханов А. В. Я люблю тебя,  Иран. Режим доступа:// [http://www.iran.ru/rus/print_news.php?news_id=75174 ]

11 Проханов А. В. Я люблю тебя, Иран. Режим доступа://

[http://www.iran.ru/rus/print_news.php?news_id=75174 ]

 

12Персия (Иран). До и после исламизации (исламской революции). Режим доступа:// [http://navin-n.livejournal.com/6356.html]

13 Скляров Л.Е. Иран 60-80 годов: традиционализм против современности. М.: Рос. АН, Ин-т востоковедения .1993. С.65.

 

14 Резников А.Б.  Иран: падение шахского режима. М.:Наука, 1983. С.87.

15 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.: Наука,1981.С.97.

16 Скляров Л.Е. Иран 60-80 годов: традиционализм против современности. М.: Рос.АН, Ин-т востоковедения .1993. С.103.

 

17 Там же. С.196.

18 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.:Наука,1981.С.196.

19 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.:Наука,1981. С.197.

20 Агаев С. Л. Иран  в прошлом и настоящем. М.:Наука , 1981.С.201.

 

 

 




Информация о работе Последствия и значение Исламской революции